Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы
статья по зож

Рачек Олеся Валерьевна

 

выступление о Зож

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы»

             

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

При формировании правильного восприятия здорового образа жизни классному руководителю необходимо научить уч-ся и их родителей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу необходимо начинать работу по формированию здорового образа жизни.

 Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время  встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Передо мной стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Моя  цель- сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи,  которые я ставлю в своей работе на первое место:

– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;

- сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, интернетом, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В  этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, прогулки. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах и прогулках должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей.

Уроки здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.                

Немаловажную роль в формировании потребности к ЗОЖ играют беседы и разговоры о правильном питании, которые не только интересны сами по себе, но и полезны для детей, т.к. далеко не все родители  рассказывают детям о необходимости правильного питания.

Беседы, проводимые по данной теме , преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:

 - формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

 - освоение детьми практических навыков рационального питания;

-  просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:

 - Какие продукты полезны?

 - Как правильно есть?

 - Как сделать кашу вкусной?

 - Что такое меню?

 - Что надо есть, если хочешь стать сильным?

 - Как вырасти сильным, красивым, здоровым?

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися  классные часы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:

  ▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим дня - мой друг и помощник»,

 ▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы – ловкие, смелые, умелые».

▪ викторины «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

 ▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.

 ▪ изготовление книжек- малышек по здоровому питанию.

Ребята моего класса посещают спортивные кружки, принимают участие в различных спортивных соревнованиях.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья. 
С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на  собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:

-Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

-Физическое воспитание детей в семье.

-Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.

-Основы здорового питания.

-Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

-Профилактика вредных привычек.

-Формирование у детей навыков личной гигиены.

В работе с родителями имеют место совместные классные мероприятия. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровому – всё здорово!», « Отец и сын в одном строю», «Мы с бабушкой своею», «Юные олимпийцы», «К олимпийским вершинам».

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на внеклассных мероприятиях.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.

В заключении, вслед за великим педагогом Ж-Ж Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

Проект "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы"

Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня как никогда остро и требует конкретного решения   в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний уч...

Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Районный конкурс проектов «Мы за здоровый образ жизни» для учащихся начальной школы по направлению «Здоровое питание»

Цель проекта: формироание представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи: Ø формирование у школ...

«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» (Программа по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы)

Цель и задачи программыЦель: способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы ведения здорового образа жиз...

Папка-копилка по здоровому образу жизни для учащихся начальной школы.

Очень важно сохранять здоровье учащихся на уроках и переменах,внеурочных занятиях....