Педагогический проект "Полезная перемена"
проект по зож

Харитонова Ольга Петровна

Значение перемены для школьника трудно переоценить. На фоне постоянных разговоров о перегрузке учащихся роль перемены в качестве полноценного отдыха между уроками очень велика. Медики утверждают, что все школьники страдают от недостатка двигательной активности, что для многих является причиной многих заболеваний, плохого самочувствия и недостаточной успеваемости. Игры на перемене снимут утомление учеников, повысят их работоспособность на уроках и просто развлекут детей и отвлекут их от бесполезной беготни и баловства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poleznaya_peremena_haritonovoy_o.p.docx930.18 КБ

Предварительный просмотр:

перемена.jpg

                                   

                           

                                       

                         

                 Дневник проекта: «Полезная перемена».

Цель проекта:

      Создать сборник игр "Полезная перемена"

Задачи проекта:

  • Найти ответы на вопросы:

  1. Что такое перемена и зачем она нужна?

  1. Чем можно заниматься на переменах?

  1. Какие опасности подстерегают учеников на переменах?

  1. Что говорит наука о пользе перемен?

  1. Какие перемены были в школах раньше?

  • Провести опрос учеников с целью изучения их отношения к пользе перемен, их продолжительности и занятий на них.

  • Провести опрос родителей, чем они занимались на перемене, когда учились в школе, в какие игры играли.

  • Найти игры, в которые можно играть на перемене.

  • Провести эксперимент по изучению пользы перемен.

  • Сформулировать правила поведения на перемене.

  • Проанализировать полученную информацию.

  • Обобщить все полученные сведения в сборнике «Полезная перемена».

  • Использовать игры из  сборника для проведения весёлых и полезных перемен.

        Сроки реализации проекта: январь - апрель 2019 года.

Гипотеза:

      Перемены могут быть весёлыми и полезными. 

                         Этапы работы над проектом.

   

1. Погружение в проект:

•        Выдвижение гипотезы, определение темы проекта;

•        постановка цели исследования.

        Дети очень любят перемены! Играют в "догонялки", "стеночки", "прятки", "паровозики"...

IMG_20190301_111828_1.jpgIMG_20190301_112452_1.jpg

        Учителю приходится напоминать им: «Не бегайте, это опасно  для вас и других детей. Вы устанете и не сможете хорошо учиться на следующем уроке». А иногда бывают и травмы: кто-то упал, больно ударился о стенку, в кого-то врезались и уронили. Игры перемещаются в класс. Но в шахматы, лото и другие настольные игры не всем интересно играть, игры в телефоне запрещены и просто начинается беготня по классу, борьба и возня,  кто-то кучу - малу организовал или толкает друг друга. И опять травмы: упали, ударились об парту или стену, а то и подрались...

А может перемена быть и весёлой, и полезной. Чтобы можно было успеть и отдохнуть, и к уроку подготовиться, и поиграть, и при этом замечания от учителя не получать, и уж тем более обойтись без травм.

В ходе проекта я решила поподробнее узнать о пользе перемен, что говорит о них наука, и найти игры, в которые можно играть на переменах.

     

2. Планирование:

         •Формулирование задач проекта.

         •Определение источников информации.

         •Календарное планирование.

       Я разработала план деятельности по достижению намеченной цели, узнала, где искать информацию, продумала вопросы анкеты, для изучения мнения окружающих о переменах, ход эксперимента, оформление полученных данных, время выполнения проекта.

 

3. Осуществление деятельности. Исследование.

        •Изучение литературы по теме проекта.

•        Поиск информации в интернете.

        •        Проведение анкетирования.

В первую очередь я выяснила, что такое «перемена». Оказалось, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. Чаще всего упоминается "перерыв между уроками". В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» мы нашли синонимы этого слова - перемена - изменение, смена, чередование. И пришла к выводу, что перемена в школе -  это смена видов деятельности.

Давайте посмотрим, как ученики ведут себя на переменах:

- кто-то просто ходит по коридору;

- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;

- кто-то увлеченно общается с друзьями;

- кто-то с друзьями играет в игры;

- кто-то рисует на доске, а потом ее моет.

Но есть много  опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены.

На перемене дети дерутся. Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.

На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам. Баловство до добра не доводит - это известно...

 Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…

                   Если всё так опасно, то может быть перемены и не нужны. Или они должны быть очень короткими, минут по 5. Что наука говорит о пользе перемен?

Значение перемены для школьника трудно переоценить. На фоне постоянных разговоров о перегрузке учащихся роль перемены в качестве полноценного отдыха между уроками очень велика. Медики утверждают, что все школьники страдают от недостатка двигательной активности, что для многих является причиной многих заболеваний, плохого самочувствия и недостаточной успеваемости. Работоспособность ребенка в течение 40 минут неодинакова. Наблюдения за детьми показали, что в среднем 4—5 минут в начале урока происходит так называемая «фаза врабатывания», после чего около 20 минут работоспособность оптимальна, а затем снижается. Поэтому опытные учителя устраивают «микропеременки» примерно на 25-й минуте урока, чтобы повысить внимание учеников к концу занятия. Чтобы преодолеть утомление, бывает достаточно 30—50 секунд.

Но, конечно, двигательная активность детей может полноценно проявляться только на настоящих переменах. Конечно, в идеале на каждой перемене дети должны заниматься организованными подвижными играми, но вряд ли это возможно воплотить в жизнь в условиях большинства школ. С другой стороны, ситуацию все-таки можно улучшить, если помнить, что ценность перемен совсем неравномерна. Согласно результатам исследований, наибольшая работоспособность учеников наблюдается на втором и третьем уроках, а затем наступаем сильное утомление, из-за чего четвертый урок оказывается неэффективным. Это можно исправить, если снять утомление полноценной двигательной активностью, которая должна длиться не менее 10 минут. Организация подвижной игры всего на одной (третьей по счету) перемене, способствует как минимум большей работоспособностью и вниманием класса на уроке. Кроме того, такая перемена решает и ряд других задач, например, способствует сплочению коллектива, снижает вероятность конфликтных ситуаций, помогает бороться с вредными привычками учащихся.

Конечно, хорошо бы решать вопрос организации активного отдыха решать комплексно, в масштабах всей школы, для чего администрация может выделить специальные зоны активного отдыха.

А какими перемены были раньше более 100 лет назад? Оказывается, ещё в 1808 году в Российской империи была создана Комиссия духовных училищ для выработки регламента духовно-учебных заведений. Интересно, что выработанный комиссией Устав духовно-учебных заведений содержит ряд положений, актуальных и в наши дни. Вот несколько отрывков.

О ПРЕПРОВОЖДЕНИИ ВРЕМЕНИ, ОПРЕДЕЛЕННОГО

      НА ОТДЫХ  ВО ВРЕМЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Время отдыха среди учебных занятий — при дозволении от начальства — старайся проводить на открытом воздухе и в таких занятиях, которым совершаются в живых, проворных движениях. Свежий воздух и движение тебе при твоих занятиях — необходимы для сохранения и укрепления твоего здоровья.

Во время отдыха, с дозволения начальства, занимайся неутомительными работами, приводящими в движение мышцы (например, зимой после метели возьми метлу и сметай снег с дорожек; весной  и летом чисти аллеи, по которым прогуливаетесь, копай гряды в огороде. Устраивай цветник, сажай и поливай цветы и т. п.).

Как ты не отстаешь от своих товарищей по успехам в науках, так не отставай  от участия с ними и в дозволенных начальниками играх, каковы: игра в горелки, в лапту, в мяч, в веревочку и т. п. Как в играх, так и за работами старайся всегда быть весел, ловок, проворен, остроумен; доставляй удовольствие самому себе, своим товарищам, чтоб им не скучно было играть с тобою, и своим начальникам, чтоб им радостно было смотреть на твое невинное веселье и своею душою молодеть, переносясь мысленно в тот счастливый возраст, в котором ты живешь.

Впрочем, занимайся  этими играми и работами не до усталости — это вредно для здоровья, не до пристрастия к ним — это вредно для нравственности, не продолжительно, чтоб не опустить своих уроков. Пойми, что все хорошо в меру; излишек всегда и во всем вреден.

Во время игры не оскорбляй никого ни грубою остротою, ни колкою насмешкою; а также не нарушай приличия безобразным криком и, Боже сохрани, бранью!

Изучай во время общих игр с товарищами свой характер: не бываешь ли ты в это время капризен, неуступчив, раздражителен? Не увлекаешься ли какими-либо играми особенно? Приучайся владеть собою — сдерживать дурные порывы и проявления своего нрава и вести себя всегда и везде благоразумно.

Я предложила ученикам моего класса заполнить анкету, с целью изучения их отношения к пользе перемен, их продолжительности и занятий на них, чтобы они выяснили у родителей, чем они занимались на перемене, когда учились в школе, в какие игры играли.

На вопрос "Устраивает ли вас продолжительность перемен?" большинство ответили положительно:

82% ДА;

8% - НЕТ.

На вопрос "Чем вы занимаетесь на перемене?" было дано множество вариантов ответов:

ИГРАЕМ В ИГРЫ - 48%;

РИСУЕМ - 12%;

ОБЩАЕМСЯ С ДРУЗЬЯМИ - 12%;

БЕГАЕМ - 12%;

ХОДИМ ПО КОРИДОРУ - 8%;

КРУЖИМСЯ И БОРЕМСЯ - 4%

ОТДЫХАЕМ И ГОТОВИМСЯ К УРОКУ - 4%

На вопрос "Чем бы вы хотели заниматься на перемене?" большинство ответили "ИГРАТЬ В ИГРЫ".

В ответах на вопрос "В какие игры можно играть на перемене?" было предложено множество игр:

"Сломанный телефон", "Слова", "Молчанка", Угадай, кто", "Путаница", "Морской бой", "Города", "Съедобное - несъедобное", "Рыбака и рыбку", "Прятки", "Нужно - не нужно", "Колечко", "Крокодил", "Арам-шим-шим", "Хитрая лиса", "Летел лебедь", "Море волнуется", настольные игры (шахматы, лото, Лего), танцевальные игры.

Список игр продолжили и родители:

"Резиночки", "Ручеёк", "Баночки", "Крестики - нолики", "Вкладыши", "Фишки и фантики", "Колечко", "Салки", "Третий - лишний".

Некоторые из этих игр я использовали для эксперимента. Всех учеников разделила на две группы. Одна группа на перемене после 3 урока играла в предложенные мною игры, а другая занималась привычными для перемены делами, которые я называю "4Б": Болтали, Боролись, Баловались, просто Бегали. На 4 уроке дала тест. 85% первой группы справились с ним на "отлично", во второй группе таких учеников было значительно меньше - 50%. В следующий раз группы поменялись заданиями на 3 перемене: играла в игры вторая группа, а первая занималась своими делами. Результаты подтвердились: теперь вторая группа справилась с тестом лучше - 70% против 55% первой группы.

Вывод эксперимента: если на перемене играть в подвижные игры, то с учебной нагрузкой на уроке можно справляться успешнее.

А ещё я сформулировала "Правила поведения на перемене":

  1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку, просто походи).
  2. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
  3. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои друзья.
  4. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
  5. Умей уступить, не ссорься.
  6. Если кого-то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
  7. Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.
  8. Если ты дежурный, помой доску, полей цветы, проветри класс. Следи за порядком и дисциплиной на перемене.
  9. Узнавай новые игры и учи  одноклассников.

Запрещается во время перемены:

• толкать друг друга;

• употреблять непристойные выражения и жесты;

• бросаться различными предметами;

• драться и применять физическую силу;

• играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;

• не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

• бегать по коридорам и лестницам;

•выходить без учителя на лестницу, перегибаться через перила, съезжать по перилам;

• грызть семечки, жевать жвачку;

• слушать плеер, играть в игры на телефоне.

• не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто.

4. Анализ собранной информации, формулирование выводов и создание сборника игр.

    •Определение результатов исследования.

    •Анализ подготовленных материалов.

    •Формулирование выводов.

    •Создание сборника "Полезная перемена".

        Я выяснила, что такое перемена и зачем она нужна, чем нужно заниматься на переменах. Провела опрос учеников с целью изучения их отношения к пользе перемен, их продолжительности и занятий на них, узнала у  родителей, чем они занимались на перемене, когда учились в школе, в какие игры играли. Провела эксперимент по изучению пользы перемен. Сформулировала правила поведения на перемене. Нашла игры, в которые можно играть на перемене и создала из них сборник "Полезная перемена".

6. Рефлексия.

Я обязательно продолжу поиск игр для перемен. И, конечно же, буду использовать эти игры, чтобы перемены были и весёлыми, и полезными.    

                   Список использованной литературы.

Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992

Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004

Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002

Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961

Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988

Забавы на досуге. 250 лучших игр.- М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986

Максимова Т.Н. Классные часы М.: ВАКО, 2009

Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993

Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993

                                                       Ссылки.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/16/igry-na-peremenah-v-1-4-klassah

https://daynotes.ru/igr_dlya_detej_na_peremene_v_shkole/

https://intolimp.org/publication/sbornik-ighr-na-pieriemienie.html

https://multiurok.ru/files/podvizhnyie-ighry-na-pieriemienakh-1.html

http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/igry-i-razvlecheniya-na-peremene-v-nachalnoj-shkole-primery-podvizhnyx-igr/

http://pedsovet.su/metodika/5854_igry_na_peremene_v_shkole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард успенский "Школа клоунов". Борис Заходер "Перемена"

Презентация для урока литературного чтения....

«Как сделать перемены полезными для здоровья и интересными для ума»

Ни для кого секрет, что все обучающиеся по-разному проводят свои перемены. Так, одни  остаются в классе, когда  большинство учеников из него выходит. Другие предпочитают выйти в коридор, где...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Песня "Перемена" (минусовка)

Школьная песня для детей...

Песня "Перемена" (плюс)

Школьная песня для детей...

Песня "Перемена" (текст)

Школьная песня для детей...