Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
статья по зож

Часовских Татьяна Петровна

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по применению высокоэффективных лечебно-профилактических средств в условиях массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в организации  учебного процесса младших школьников                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Перед  педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей. Наличие затруднений в обучении,  говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в общеобразовательной школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в нашем  учреждении применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Используются следующие приёмы: защитно-профилактические, компенсарно-нейтрализующие, стимулирующие элементы закаливания, информационно-обучающие письма.  Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Необходимо отметить, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Остановлюсь на здоровьесберегающей организации учебного процесса и  требованиях к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий. Рациональная   плотность урока  должна составлять не менее  60 % и  не более 75-80 %. В содержательную  часть урока  необходимо включать  вопросы, связанные со здоровьем учащихся; способствующие  формированию ценностей здорового образа жизни и потребностей  в  нем.  У детей  с ЗПР, особенно чувствительной является нервная система,  поэтому важным для меня  во время урока,  является  чередование различных  видов учебной  деятельности  (4-7 видов за урок, а их смена осуществляться через 7-10 мин). На каждом уроке необходимо проводить специальные коррекционные упражнения, способствующие развитию основных психических процессов. Обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.). Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к учащимся; на уроке  создавать благоприятный психологический микроклимат, проводить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.   Для  увеличения работоспособности и подавления  утомляемости, проводить физкультминутки,  определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4  повторениями каждого).  Они влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Физкультминутки должны быть разнообразны (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз)  и проводится на начальном этапе утомления. При проведении упражнений на релаксацию, использую новые высокоэффективные лечебно-профилактические средства. Массажёр каштан необходим для тренировки пальцев, а также для повышения умственной и физической работоспособности у детей с дефектами речи и задержкой нервно-психического и речевого развития. Игольчатые выступы, воздействуя на активные точки ладоней и пальцев рук, обеспечивают быстрый хороший эффект.  Использование каштана в течение 2-3 минут во время урока значительно улучшает кровоток в утомленных мышцах, снимает напряжение, что положительно сказывается на результатах образовательной деятельности. Физкультурные коврики использую не только для релаксации, но и обучение веду в положении «стоя» с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы. На мой взгляд, образовательный процесс должен носит творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию ребёнка, снижает его утомление. Этого достигаю использованием игровых ситуаций на уроках, проведением разных форм уроков, драматизацией диалогов с движением, наглядности, занимательных упражнений,  творческого характера домашних заданий. Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к учебной деятельности. Для профилактики миопии внедряю здоровье сберегающую методику В.Ф.Базарного: использование конторок и  офтальмотренажёров - это позволяет предотвратить развитие искривления позвоночника, возникновение плоскостопия, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, стабилизировать процессы возбуждения и торможения ЦНС, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала. Не менее важно и экологическое пространство: проветривание помещений, озеленение помещения. Повысить социальную ориентацию в обществе в современных условиях позволяют экскурсии, знание основ ПДД,  уроки ОБЖ и валеологии. Они нацелены на решение воспитания культуры, сохранения здоровья.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия, поэтому ведётся тесное сотрудничество с психологом, логопедом, медицинским и социальными работниками. Учитываю в работе показания медработника школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями, приглашаю медицинского работника  на родительские собрания. В период всплеска простудных заболеваний проводится дибазолопрофилактика, витаминотерапия.  Психологом  школы проводится диагностика, коррекция задержек и отклонений в психическом  развитии, разрабатываются специальные корреционные занятия, отслеживается динамика изменений. Социальным педагогом реализуется программа «Семья и школа», направленная на объединение усилий по формированию благоприятного социально-образовательного процесса.

В заключении хочется отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе, но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито, не только духовно, но и физически.

Литература:

1.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст]/ Н.К.Смирнов- М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.

2..Антропова М.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся [Текст]/ Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.

3.Хрущев, С.В. Оздоровление детей [Текст]/ Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестник  медицины России. - 1994. - N 1-2. - С. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....