Методические рекомендации. Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка по зож

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

Анкета для учащихся «Как я отношусь к своему здоровью

Анкета для родителей

Как правильно питаться
Закаляй свой организм
Основные правила здорового образа жизни.
Комплекс общеразвивающих упражнений для детей 8-9 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации. Здоровьесберегающие технологии

Анкета для учащихся «Как я отношусь к своему здоровью»

1.Ты считаешь себя здоровым человеком?    ДА  НЕТ

2. Выбери, что самое главное для здоровья?

  • Режим дня
  • Правильное питание
  • Прогулки
  • Гигиена
  • Здоровый сон
  • Закаливание
  • Всё перечисленное выше

3.Ты соблюдаешь режим дня?                         ДА   НЕТ    НЕ ВСЕГДА

4.Ты ложишься спать  в 21 час?                     ДА     НЕТ    НЕ ВСЕГДА

5.Ты чистишь зубы утром и вечером?           ДА     НЕТ    НЕ ВСЕГДА    

6.Твой день начинается с зарядки?                 ДА     НЕТ    

7.Ты смотришь телевизор больше 30 минут в день?        ДА     НЕТ    

8.Ты каждый день выходишь на прогулку?      ДА     НЕТ    НЕ ВСЕГДА

Анкета для родителей

  1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?
  2. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием ребёнка?
  3. Стоит ли вести разговор о здоровьесбережении в младшем школьном возрасте или это рано, несвоевременно?
  4. Назовите основные составляющие здорового образа жизни  младшего школьника по Вашему мнению.
  • Соблюдение режима дня
  1. Какие из данных составляющих сложнее всего выполнять Вашему ребёнку?
  2. Считаете ли Вы себя примером для ребёнка в формировании привычек здорового образа жизни. (Да, во всём; нет; не всегда)
  3. Нужно ли в младшем школьном возрасте затрагивать тему вредных привычек или это проблема чисто подростковая?

Как правильно питаться

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые  ему питательные вещества.
  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно, если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот запас?
  3. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определённому режиму  питания, и тогда пища лучше усваивается.
  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. На уроках у них  болит голова, теряется внимание, снижается работоспособность.
  7. Ужинать нужно не меньше чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Питательные вещества

С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества.

  • Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся  во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.
  • Жиры – обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное масло, растительное масло, сметана.
  • Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.
  • Витамины – необходимы для  сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах

Закаляй свой организм

Воздух, солнце и вода – лучшие друзья нашего здоровья.

Плохо быть незакалённым. Постоял на ветру – и простудился. Промочил ноги в дождливую погоду – и опять слёг в постель. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься закаливанием. Закалённый человек без вреда для здоровья переносит ветер, дождь, холод, почти не болеет простудными заболеваниями. Закаливание проводится с помощью воздуха, воды и солнца.

        Воздух закалит твой организм, если ты будешь делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, если будешь чаще играть на свежем воздухе, зимой кататься на коньках и лыжах.

        Вода замечательно закаляет. Начинать закаливание водой лучше всего с прохладного душа. Температуру воды следует снижать постепенно. Перед сном очень полезно обмывать ноги прохладной водой. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистой реке, озере, море. Температура воды должна быть не ниже -20 С. Не забывай, что в воде можно находиться не более 10 минут и обязательно под присмотром взрослых.

        Солнце поможет тебе загореть, окрепнуть. Выходя на солнце, надевай на голову лёгкую шапочку или платок. Некоторые ребята, чтобы поскорее загореть, по нескольку часов находятся на солнце. Это опасно для здоровья. В первый раз загорай не больше 4 минут. Постепенно увеличивай время до 30-40 минут. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Не забывай пользоваться защитным кремом, который предохранит кожу от солнечных ожогов.

        Закалять свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.

Основные правила здорового образа жизни.

1.Соблюдай чистоту!

Содержи в чистоте своё тело, одежду, жилище. К. И.Чуковский не зря говорил: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам..»

Конечно, надо не только умываться. Надо

  • МЫТЬ РУКИ
  • ЧИСТИТЬ ЗУБЫ
  • ПРИНИМАТЬ ДУШ
  • МЫТЬСЯ С МЫЛОМ  И МОЧАЛКОЙ
  • ЧИСТИТЬ ОБУВЬ И ОДЕЖДУ
  • ПРОВЕТРИВАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ
  • РЕГУЛЯРНО ДЕЛАТЬ УБОРКУ В КВАРТИРЕ
  • СОДЕРЖАТЬ В ЧИСТОТЕ СВОЙ ДВОР
  • НИКОГДА НЕ БРОСАТЬ НА УЛИЦЕ МУСОР

Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

2.Правильно питайся

        Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни.

Здоровое питание

  • РАЗНООБРАЗНОЕ
  • БОГАТОЕ  ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ
  • РЕГУЛЯРНОЕ
  • БЕЗ СПЕШКИ

3. Сочетай труд и отдых

        Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает ,что школьник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд и отдых. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, компьютерные игры, видео хороши в меру. Не увлекайся ими чересчур. Включай в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.

4.Больше двигайся!

        Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность -  посещай бассейн. Лыжи, плавание, спортивные игры надёжно служат укреплению здоровья взрослых и детей во всём мире.

5.Не заводи вредных привычек!

        Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков.

        Курение очень вредно для лёгких, да и для всего организма.

Ребёнок, который начинает курить, хуже растёт, быстрее устаёт при любой работе, плохо справляется с учёбой, чаще болеет. Всё это происходит потому, что в табачном дыме содержится яд – никотин и ещё множество других вредных веществ. У некурящего человека лёгкие розовые, а у того, кто долго курит, они становятся серыми от вредных веществ. Учёные подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут.

        Спирт (алкоголь), который содержится в напитках, вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление и печальные последствия его здоровья.

Наркотики – особые вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – наркомания, лечить которую  очень трудно. Наркотики нарушают работу мозга, всего организма и, в конце концов, убивает человека. Распространение наркотиков  - опасное преступление, за которое строго наказывают.

Чтобы сохранить здоровье, никогда не начинай курить, не пробуй спиртного, не прикасайся к наркотикам.

                                                                                 

Комплекс общеразвивающих упражнений для детей 8-9 лет. 

Содержание

Дозировка,

Организационно- методические указания

1.Ходьба

2.И.п. – основная стойка

  • Руки к плечам;
  • Руки вверх;
  • Руки в стороны;
  • Исходное положение

3.И.П.-руки перед грудью, ноги врозь.

  • 1-2 рывка перед грудью;
  • 3-4-правая рука вверх, левая вниз, два рывка назад;
  • 5-8 – тоже, но левая рука вверх.

4.И.П. – правая рука на пояс, левая вверх, ноги на ширине плеч.

  • 2-3 –три наклона вправо;
  • 4 –руки на пояс;
  • 5-8 – то же, но влево.

5.И,П, - руки на пояс,

 ноги на ширине плеч;

  • 1-3- три наклона вперёд, руки вперёд;
  • 4 - исходное положение.

6.И,П, - ноги вместе, руки на пояс.

  • 1 – присесть руки вперёд;
  • 2 – исходное положение;
  • 3- присесть руки вперёд;
  • 4- исходное положение;

7.И.П. – основная стойка.

  • 1 – прыжок, ноги врозь, руки в стороны.
  • 2- исходное положение.
  • 3 - прыжок, ноги врозь, руки в стороны.
  • 4 - исходное положение.

8.Ходьба на месте.

4-6 раз

3-4 раза

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

Смотреть вперёд.

Ладони вовнутрь, подняться на носки.

Руки и плечи прямая линия.

Локти на уровне плеч, ноги на ширине плеч, плечи расправить.

Руки прямые рывки резче.

Ладони вовнутрь.

Точно в сторону, рука прямая, ладонь смотрит вниз.

Плечи расправить, голову поднять.

Пружинистые наклоны, ноги в коленях не сгибать, наклоняться до болевых ощущений.

Спина прямая, голову поднять, ладони смотрят вовнутрь, руки прямые.

Выпрыгивать выше, руками по бёдрам не хлопать.

Восстановить дыхание.

«Гигиена питания»

Л.Ф. Мельчаков «Природоведение 3-4 класс» М: Просвещение – 1993г.

(материал для беседы )

         Когда вы играете, учите уроки или работаете, вы прикасаетесь к разным предметам. Ваши руки загрязняются, на них оказываются микробы. Во время еды эти микробы попадают на пищу и с нею в организм. Вместе с загрязнёнными овощами и фруктами вы можете  проглотить яйца глистов – очень вредных червей, живущих на теле человека и животных. Чтобы это не произошло, нужно помнить и выполнять следующие правила:

  • Перед едой  мойте мылом руки.
  • Ешьте только из чистой посуды.
  • Фрукты овощи тщательно мойте кипячёной водой.
  • Ешьте четыре раза в день  в одно и тоже время.
  • Ужинайте за два – три часа до сна.
  • За едой не спешите, хорошо разжёвывая пищу.

Чудесное стекло

        Случилось это летом. Виталик собирал коллекцию вредных насекомых. Но ему и в голову не пришло, что  он может присоединить к своей коллекции великолепный экземпляр вреднейшего насекомого – обыкновенной мухи. Подсказало стекло, подаренное  врачом.

        Однажды на хлеб, который мама приготовила к обеду, села муха. Виталик рассмотрел её через стекло. Муха казалась огромной. Лапы  её были покрыты шипами и усеяны волосками. На лапах и брюшке мухи было множество грязи. Когда муха поползла по хлебу, за ней потянулся след. Муха улетела, а хлеб выглядел так аппетитно, что мальчик уже протянул к нему руку, но мама сказала:

 - Не бери хлеб, на нём сидела муха и, наверное оставила после себя каких -  нибудь вредных микробов. Ведь мухи ползают по всем нечистотам и  переносят микробов дизентерии, холеры и других болезней. Всегда нужно помнить об этом и соблюдать все правила гигиены.

                                                          По Г. Александрову.

Режим труда и отдыха.

Л.Ф. Мельчаков «Природоведение 3-4 класс» М: Просвещение – 1993г.

(материал для беседы )

        Каждый школьник должен соблюдать правильный режим дня.

Что такое режим дня? Это разумное распределение времени, при котором правильно чередуются  труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени  и на дела, и на развлечения, сохраняются  силы и здоровье. Значительная часть дня школьника заполнена учением. Надо так организовать этот труд и отдых, чтобы меньше уставать и лучше учиться.

        Вот примерный режим дня школьника третьего класса, который занимается в первую смену.

  • Вставать в 7 часов, открыть форточку и сделать зарядку. После этого почистить зубы, умыться, обтереться влажным полотенцем, убрать свою постель, позавтракать.
  • Отправляться в школу нужно с таким расчётом, чтобы прийти в класс за 5-10 минут до звонка. На уроке надо быть внимательным, чтобы потом  поменьше времени расходовать на выполнение домашних заданий. На переменах отдыхать: поиграть, сделать физические упражнения, подышать свежим воздухом.
  • Возвратившись из школы, пообедать и отдохнуть. Большую часть отдыха следует проводить на воздухе. Это время надо занять посильным физическим трудом, помогая родителям по хозяйству, различными видами спорта: катанием на коньках и  лыжах, спортивными играми.

Физическая работа, спорт, игры развивают мышцы, укрепляют сердце и в то же время являются хорошим отдыхом от умственной работы.

  • Отдохнув, беритесь за выполнение домашних заданий. Выполняя их не отвлекайтесь. Через  25 – 30 минут сделайте пятиминутный перерыв, небольшую разминку.
  • Приготовив уроки, можно почитать, заняться конструированием, лепкой, рисованием, можно и погулять на свежем воздухе.
  • Ужинать следует не позднее 19 часов. После ужина ещё остаётся время для отдыха и развлечений. В 21 час нужно ложиться спать. Перед сном не забудьте проветрить комнату, умыться, почистить зубы, вымыть ноги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая литература по технологии, 1 класс

Методическая литература по технологии, 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа, Т.Н. Проснякова...

Методическая литература по технологии, 2 класс

Методическая литература по технологии, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа", А.А. Гринева, Т.М.Рагозина...

Методическая разработка урока технологии

Здесь показана работа с берестой...

Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...

Учебно-методический материал по технологии (4класс) по теме: Тематическое планирование по технологии (4 класс, УМК "Начальная школа XXI век")

Рабочая программа по технологии в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...