Рабочая программа "Уроки здоровья"
рабочая программа по зож (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»  со­ставлена на основе книги Обухова Л.А, Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е.   «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya.docx103.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

к основной общеобразовательной программе

 начального общего образования (ФГОС НОО)

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

 города Калининграда

средней общеобразовательной школы № 5

утверждено

приказом от 23.05.2015 г. № 46

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Уроки здоровья»

в 4 «Б» классе 

на 2018 -2019 учебный год

                                               

                                           

                                         

                                                     Разработана:   Щербань С.М.

учителем начальных классов

                                                                  первой квалификационной категории

г.Калининград 2018

1.Пояснительная записка

Рабочая программа является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы начального общего образования  (ФКГОС), утвержденной  приказом директора МАОУ СОШ № 5 № 65 от 31.08.2013 г. и разработана в соответствии с Положением  о рабочей программе учебного предмета, курса в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Калининграда  средней общеобразовательной школе № 5, утвержденным  приказом директора МАОУ СОШ № 5 от  29.05.2015 г. № 44 и Учебным планом муниципального автономного общеобразовательного учреждения   г. Калининграда  средней общеобразовательной школы № 5 на 2016-2017 учебный год, утвержденным  приказом директора МАОУ СОШ           № 5  от 27.05.2016г,  № 47.

                        Цель программы:

Реализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования по  курсу в соответствии с установленным количеством часов плана внеурочной деятельности начального общего образования.

Основными задачами рабочей программы являются:

  • определение содержания, объема, порядка изучения курса с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности  школы и контингента учащихся.
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

                                        2.        Общая характеристика курса.

Рабочая программа реализуется в течение учебного года в объеме 33 часов,  1 час  в неделю.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»  составлена на основе книги Обухова Л.А, Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е.   «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» в соответствии с требованиями ФГОС. 

     Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Этот курс занятий нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы «Уроки  Здоровья».

3.Место предмета   в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану  календарно-тематический план предусматривает организацию учебного процесса обучения в объеме 1 часа в неделю в течение учебного года  у одной группы обучающихся с дальнейшим повторением курса у других групп обучающихся.

«Уроки здоровья» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»  составлена на основе книги Обухова Л.А, Лемяскина Н.А.,  Жиренко О.Е.   «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» в соответствии с требованиями ФГОС. 

4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                

 — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                        — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                       —овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                 — характеризовать явления (действия и поступки),  давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

 —находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                    

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          

 — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                      

 — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;                                                                                                                                                               — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                            

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                          — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                    

  —   применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          

 — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                          

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы  учащиеся научатся:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Учащиеся узнают:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • причины некоторых заболеваний;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

                5. Содержание курса по внеурочной деятельности «Уроки здоровья»

Самопознание. Части тела, их функциональное назначение. Внутренние органы, предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба, взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций.

Поведение на улице и в общественных местах. Правила общения с незнакомыми людьми.

Родственные связи-семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой работы.

Гигиена тела. Кожа и ее придатки( ногти, волосы).Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами.Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир:микробы, бактерии, вирусы.Взаимодействие человека с микромиром.  «Хорошие» и «плохие» микробы. Представление  об инфекционных заболеваниях. Способы пассивной и активной защиты от болезней.

Бытовой и уличный травматизм.Опасные факторы современного жилища, школы, детской площадки.Ожоги.Опасность при пользованиями пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность падения с высоты.Опасность при игре с острыми предметами.Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с крыш.Оказание первой помощи при трамвах, укусах насекомых и животных.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • проведение опытов;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Ценностные ориентиры программы « Уроки здоровья»

Одним из результатов преподавания программы «Уроки здоровья » является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

       Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства..

6. Календарно – тематическое планирование

1 класс

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

План.

Факт.

Дружи с водой

1

Советы доктора Воды

1

Советы доктора Воды

«Сказка о микробах»

Плакат «Стадии мытья и вытирания рук»

Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки

Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах»

Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка

2

Друзья Вода и Мыло

1

Забота о глазах

3

Глаза - главные помощники человека

1

Правила бережного

отношения к зрению

Правила «Если вы носите очки»

Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Наглядные: наблюдение опыта

Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Уход за ушами

4

Чтобы уши слышали

1

Памятка «Как сберечь органы слуха»

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение

самомассажа ушей

Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей»

Уход за зубами

5

Почему болят зубы

1

Стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…»

Стихотворение «Как поел, почистил зубки…»

Это полезно запомнить

Этикетки от продуктов

Плакат «Чистка зубов»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…»

Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе»

6

Чтобы зубы были здоровыми

1

7

Как сохранить улыбку здоровой

1

Уход за руками и ногами

8

«Рабочие инструменты» человека

1

Пословицы и поговорки о пользе рук и ног

Правило «Уход за ногтями»

Словесные: беседа по теме

Наглядные: наблюдение

Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка

Забота о коже

9

Зачем человеку кожа  

1

Правило «Уход за кожей»

Схема «Значение кожи»

Плакат «Строение кожи»

Словесные: беседа по теме, рассказ

Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа»

практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка

10

Надежная защита организма

1

11

Если кожа повреждена

1

Как следует питаться

12

Питание - необходимое условие для жизни человека

1

Стихотворение «Рано утром просыпайся…»

Сказка

Стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»

Советы доктора Здоровая Пища

Золотые правила питания

Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение

Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка

13

Здоровая пища для всей семьи

1

Как сделать сон полезным?

14

Сон - лучшее лекарство

1

Стихотворение С. Михалкова «Не спать»

Плакат «Режим дня школьника

Словесные: беседа, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника»

Практические: игра, оздоровительная минутка

Настроение в школе

15

Как настроение?

1

Анкета «В школе»

Анкета «Моё отношение к учёбе

Словесные: беседа по теме

Наглядные: наблюдение

Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

Настроение после школы

16

Я пришел из школы

1

Анкета «Любишь - не любишь»

Пословицы о людской красоте

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации,

Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки

Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка

Поведение в школе

17

Я – ученик

1

Правила ученика

Стихотворение Б. Заходера «Перемена»

Рассказ «Федя на перемене»  Рассказ М. Куниной «В гардеробе» Рассказ «В столовой»

Словесные: беседа, анализ ситуации

Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе»  

Практические: оздоровительная минутка, игра

18

Я - ученик

1

Вредные привычки

19

Вредные привычки

1

Это нужно запомнить (о вреде курения)

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов

Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки

Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации

20

Вредные привычки

1

Мышцы, кости и суставы

21

Скелет - наша опора

1

Плакаты «Скелет, мышцы человека»

Правила для поддержания правильной осанки

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: плакат «Скелет человека»,  

Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка

22

Осанка - стройная спина!

1

Как закаляться. Обтирание и обливание

23

Если хочешь быть здоров

1

Правила закаливания

Словесные: беседа по теме, объяснение

Наглядные: выставка рисунков

Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка

Как правильно вести себя на воде

24

Правила безопасности на воде

1

Правила поведения на воде

Плакаты «Правила поведения на воде

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка

Чтобы душа была здорова

25

Делать добро спеши

1

Карточки «Эмоции»  

Словесные: объяснение, беседа по теме  

Наглядные: карточки «Эмоции»  

Практические: тренинг, упражнения, этюды

26

Доброму всё здорово

1

27

Чем сердиться, лучше помириться

1

28

Какой Я, какие другие

1

29

Какой Я, какие другие

1

Народные игры

30

Русская игра «Городки»

1

Атрибуты к игре «Городки»  

Словесные: беседа по теме

Наглядные: разучивание игры «Городки»

Практические: игра «Городки»

Подвижные игры

31

Подвижные игры в помещении

1

Атрибуты к подвижным играм

Словесные: беседа по теме

Наглядные: разучивание подвижных игр

Практические: подвижные  гры

Доктора природы (обобщающие)

32

Доктора природы  

1

Рисунки любимых детских персонажей

Правила здоровья

Атрибуты к подвижным играм

Стихотворение «Ты должен знать своё тело...»

Словесные: беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами, заучивание слов

Наглядные: рисунки любимых детских персонажей

Практические: дидактические игры, подвижные игры

33

Обобщающий

1

2 класс

Дата

Тема урока

Количество часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

План.

Факт.

Почему мы болеем

Причина болезни

1

Карточки с тестом «Твоё здоровье»

Словесные: рассказ, беседа по теме

Наглядные:

Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест,  оздоровительная минутка    

Признаки болезни

1

Как здоровье?

1

Кто и как предохраняет нас от болезней

Как организм помогает себе сам?

1

Плакат «Режим дня школьника»

Памятка «Как правильно готовить уроки»

Стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка    

Здоровый образ жизни

1

Кто нас лечит

Какие врачи нас лечат

1

Вопросы валеологического самоанализа

Стихотворение                 Э. Успенского «Всем известный математик…»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…»  

Практические:валеологический самоанализ, оздоровительная минутка    

Прививки от болезней

Инфекционные болезни

1

Стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»

Стихотворение С. Михалкова «Прививка»

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…»  

Практические: игра, оздоровительная минутка  

Прививки от болезней

1

Что нужно знать о лекарствах

Какие лекарства мы выбираем  

1

Пиши и говори правильно: «аллергия» и «антибиотики»

Памятка «Безвредных лекарств не бывает»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты

Практические:валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка    

Домашняя аптечка

1

Как избежать отравлений

Отравление лекарствами

1

Сказка К. Чуковского «Айболит»

Памятка «Признаки лекарственного отравления»

Памятка «Признаки пищевого отравления»

Памятка «Помоги себе сам»

Словесные: беседа по теме

Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит»  

Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка    

Пищевые отравления

1

Безопасность при любой погоде  

Если солнечно и жарко

1

Памятка «Признаки солнечного ожога»

Памятка «Правила поведения при грозе»

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»

Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

Если на улице дождь и гроза

1

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

Опасность в нашем доме

1

Стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы»

Стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

Памятка «Правила безопасного поведения в доме»

Правила перехода улицы

Правила поведения в транспорте

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…»

Практические: игра, оздоровительная минутка

  Как вести себя на улице

1

Правила безопасного поведения на воде

Вода - наш друг

1

Стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    

Памятка «Когда опасность рядом»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…»    

Практические: игра, оздоровительная минутка  

Правила общения с огнем

Чтобы огонь не причинил вреда

1

«План эвакуации школы при пожаре»

Словесные: беседа по теме

Наглядные: план эвакуации школы

Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка  

Как уберечься от поражения электрическим током

Чем опасен электрический ток?

1

Памятка «Первая помощь пострадавшему»

Словесные: беседа по теме  

Наглядные: памятка

Практические: игра, оздоровительная минутка  

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

Травма

1

Стихотворение «Если я буду осторожен»

Словесные: беседа по теме, заучивание слов  

Наглядные: стихотворение

Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка  

Как защититься от насекомых

Укусы насекомых

1

Стихотворение С. Михалкова «Вдруг какой-то страшный зверь…»

Памятка «Когда опасность рядом»

Пиши и говори правильно: «пинцет»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…»

Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка  

Предосторожности при обращении с животными

Что мы знаем  про собак и кошек

1

Стихотворение «Не зря собака тех кусает…»

Правила обращения с животными

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения      

Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…»  

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом

Отравление ядовитыми веществами

1

Пиши и говори правильно: «дезинфекция», «дезодорант»

Признаки отравления угарным газом

Стихотворение С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

Стихотворение «Если в доме появился дым…»

Словесные: беседа по теме, заучивание слов

Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...»

Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

Отравление угарным газом

1

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении

Как помочь себе при тепловом ударе

1

Признаки теплового удара

Признаки обморожения

Стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец»

Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка    

Как уберечься от мороза

1

Первая помощь при травмах

Растяжение связок и вывих костей

1

Стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

Пиши и говори правильно: «марганцовка»

Признаки растяжения связок

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…»

Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка  

Переломы

1

Если ты ушибся или порезался

1

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

Плакаты по теме (глаз, ухо, нос)

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка  

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

Укус змеи

1

Признаки укуса змеи

Первая помощь при укусе змеи

Словесные: беседа по теме

Наглядные: плакаты по теме

Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка  

Сегодняшние заботы медицины

Расти здоровым  

1

Правила здорового образа жизни

Тест «Оцени себя сам»

Словесные: беседа по теме  

Наглядные: плакаты по теме

Практические: оздоровительная минутка  

Воспитай себя

1

Я выбираю движение

1

3 класс

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

План.

Факт.

Чего не надо бояться

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

1

Стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов»

Рисунки детей по теме «Страхи»

Стихотворение И. Токмаковой «Не буду бояться!»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов»

Практические: практикум «Снятие страхов    

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

2

Учимся думать

1

Пословица для заучивания: «Доброе дело питает и разум и тело»

Слова для заучивания: «Вначале хорошо подумай, потом сделай доброе дело»

Словесные: беседа по теме, заучивание слов, продолжение сказки, заучивание пословицы    

Наглядные: пословицы

Практические: игры    

Словесные: беседа по теме, анализ рассказа, заучивание слов  

Наглядные: рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

3

Спеши делать добро

1

Почему мы говорим неправду

4

Поможет ли нам обман

1

Рассказы для анализа

Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Слова для заучивания

Пословицы для анализа

Стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…»  

Рассказ Е. Чарушина «Курочка»

Рассказа А. М. Горького «Воробышек»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ рассказа

Наглядные:  стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…», рассказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ А. М. Горького «Воробышек»  

Практические: игра    

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, что значит «сдержаться»  

Наглядные: стихотворение «Хотел иметь я птичку», стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рёвушка», пословицы  

Практические: интерпретация пословиц, игра    

5

«Неправда - ложь» в пословицах и поговорках

1

Почему мы не слушаемся родителей

6

Надо ли прислушиваться к советам родителей

1

Стихотворение «Хотел иметь я птичку»

Стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Пословицы

Рассказы для анализа

Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Слова для заучивания

Пословицы для анализа

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, заучивание слов

Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!»,  стихотворение Г. Остера «Нет приятнее занятия…»

Практические: игра    

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов»

Практические: практикум «Снятие страхов    

7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

1

Надо уметь сдерживать себя

8

Все ли желания выполнимы

1

Стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…»  

Рассказ Е. Чарушина «Курочка»

Рассказа А. М. Горького «Воробышек»

Словесные: беседа по теме, заучивание слов, продолжение сказки, заучивание пословицы    

Наглядные: пословицы

Практические: игры    

Словесные: беседа по теме, анализ рассказа, заучивание слов  

Наглядные: рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Практические: практикум      

9

Как воспитать в себе сдержанность

1

Не грызи ногти, не ковыряй в носу

10

Как отучить себя от вредных привычек

1

Рассказы для анализа

Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Слова для заучивания

Пословицы для анализа

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ рассказа

Наглядные:  стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…», рассказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ А. М. Горького «Воробышек»  

Практические: игра    

11

Как отучить себя от вредных привычек

1

Как относиться к подаркам

12

Я принимаю подарок

1

Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»

Это полезно помнить

Стихотворение «Например, тебя хотят…»

Стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»

Практические: игра, анализ ситуаций    

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение «Например, тебя хотят…», стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

Практические: анализ ситуации, практикум    

13

Я дарю подарки  

1

Как следует относиться к наказаниям

14

Наказание

1

Стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

Пословицы

Слова А. П. Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно…»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения    

Наглядные: стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…»

Практические: игра, упражнения    

Как нужно одеваться

15

Одежда

1

Стихотворение «Азбука безопасности»

Правила поведения с незнакомыми людьми

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворение «Азбука безопасности»

Практические: закончи высказывание  

Как вести себя с незнакомыми людьми

16

Ответственное поведение

1

Стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»

Незаконченные фразы по теме

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…»

Практические: кроссворд, игра    

Как вести себя, когда что-то болит

17

Боль

1

Стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…»

Стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…»

Кроссворд

Приборы для сервировки стола

Словесные: беседа по теме, рассказ, объяснение, анализ ситуации

Наглядные: стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…», стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…», сервировка стола

Практические: кроссворд, практикум  

Как вести себя за столом

18

Сервировка стола

1

Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»

Пример письменного приглашения

Это полезно помнить

Стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»

Это полезно помнить

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, объяснение    

Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…»,

Практические: составление письменного приглашения    

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…»

Практические: игра, анализ ситуаций    

19

Правила поведения за столом

1

Как вести себя в гостях

20

Ты идёшь в гости

1

Стихотворение «Например, тебя хотят…»

Стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации  

Наглядные: стихотворение «Например, тебя хотят…», стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»

Практические: анализ ситуации, практикум    

  Как вести себя в общественных местах

21

Как вести себя в транспорте и на улице

1

Это полезно помнить (правила поведения на улице, в транспорте)

Стихотворение «Азбука поведения в стихах…»  

Стихотворение А. Барто «В театре»

Правила поведения в школе

Стихотворение «Есть волшебные слова...»

Сказка К. Чуковского «Телефон»

Это полезно помнить

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации      

Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…»,  стихотворение А. Барто «В театре»

Практические: игра      

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: наблюдение ситуации

Практические: упражнения на правила общения, игра    

22

Как вести себя в театре, кино, школе

1

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

23

Умеем ли мы вежливо общаться

1

Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри»

Мудрые мысли

«Полезные» советы Г. Остера

Стихотворный монтаж

Потешные сказки

Словесные: анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихотворения        

Наглядные: стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри»

Практические: игра

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации        

Наглядные: стихотворный монтаж, потешные сказки

Практические: игра

24

Умеем ли мы разговаривать по телефону

1

Что делать, если не хочется в школу

25

Помоги себе сам

1

Стихотворения П. Синявского

Стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?»

Рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворения П. Синявского, стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?», рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»

Практические: упражнения по теме, игра

Чем заняться после школы

26

Умей организовать свой досуг

1

Это полезно помнить (правила поведения на улице, в транспорте)

Стихотворение «Азбука поведения в стихах…»  

Стихотворение А. Барто«В театре»

Правила поведения в школе

Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации      

Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…»,  стихотворение А. Барто «В театре»

Практические: игра      

Как выбрать друзей

27

Что такое дружба

1

Стихотворение «Есть волшебные слова...»

Сказка К. Чуковского «Телефон»

Это полезно помнить

Словесные: беседа по теме, анализ ситуации

Наглядные: наблюдение ситуации

Практические: упражнения на правила общения, игра    

28

Кто может считаться настоящим другом

1

Как помочь родителям

29

Как доставить родителям радость

1

Стихотворения А. Усатовой, В. Берестова, Е Благининой

Стихотворение Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих

Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения  

Наглядные: стихотворения А. Усатовой, В. Берестова, Е Благининой; стихотворение Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих

Практические: игры, анализ ситуаций  

Как помочь больным и беспомощным

30

Если кому-нибудь нужна твоя помощь

1

Стихотворение Е. Благининой «Наш дедушка не любит тени…»

Рассказ «Старый дед и внучок»

Персонажи спектакля - медицинские работники

Словесные: беседа, анализ ситуаций, анализ пословиц, объяснение

Наглядные: стихотворение Е. Благининой «Наш дедушка не любит тени…», рассказ «Старый дед и внучок»

Практические: анализ ситуаций, дидактическая игра, ролевая игра

Драматизация с целью ознакомления с историей врачевания

31

Спешите делать добро

1

Повторение

32

Огонёк здоровья

1

Каждая станция оборудована соответственно теме ЗОЖ

Конкурс на лучшее знание правил ЗОЖ и умения их выполнять

33

Путешествие в страну здоровья

1

34

Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)

1

4 класс

урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

План.

Факт

Наше здоровье

1

Что такое здоровье

1

Стихотворения  

Карточки «Эмоции»

Словарь  

Стихотворения

Пословицы

Сказки

Слова для заучивания

Ситуации

Рассказы  

Стихотворения

Ситуации

Рассказы

Рисунки

Словесные: объяснение, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения, иллюстрации «Эмоции»

Практические: работа со словарём, анализ ситуации,  практикум

Словесные: чтение стихов детьми, беседа по теме

Наглядные: стихотворения, пословицы, сказки

Практические: анализ ситуаций, игры, тренинг    

Словесные: рассказы детей, беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации  

Практические: анализ ситуаций, игры, практикум      

Словесные: рассказы детей, беседа по теме

Наглядные: рассказы, рисунки

Практические: игра, практикум, рисование  

2

Что такое эмоции

1

3

Чувства и поступки

1

4

Стресс

1

Как помочь сохранить себе здоровье

5

Учимся думать и действовать

1

Стихотворения

Рассказы

Пословицы

Словарь

Словарь  

Стихотворения

Басня  

Рассказы

Это полезно помнить

Словарь

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения, анализпословицы

Наглядные: стихотворения, пословицы

Практические: словарная работа, анализ ситуаций, игра, тренинг, практикум  

Словесные: беседа по теме

Наглядные: словарь

Практические: словарная работа, игра

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения  

Практические: работа с деревом решений, анализ ситуации, игра

6

Учимся находить причину и последствия событий

1

7

Умей выбирать

1

Что зависит от моего решения

8

Принимаю решение

1

Стихотворения

Рассказы

Это полезно помнить

Стихотворения  

Карточки «Эмоции»

Словарь  

Словесные:  беседа по теме

Наглядные: стихотворения, рассказы

Практические: анализ ситуаций, игра, практикум  

Словесные: объяснение, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения, иллюстрации «Эмоции»

Практические: работа со словарём, анализ ситуации,  практикум

9

Я отвечаю за своё решение

1

Злой волшебник табак

10

Что мы знаем о курении

1

Стихотворения

Пословицы

Сказки

Слова для заучивания

Ситуации

Словесные: чтение стихов детьми, беседа по теме

Наглядные: стихотворения, пословицы, сказки

Практические: анализ ситуаций, игры, тренинг    

Почему  некоторые привычки называются вредными

11

Зависимость

1

Рассказы  

Стихотворения

Ситуации

Рассказы

Рисунки

Стихотворения

Рассказы

Пословицы

Словарь

Словарь  

Стихотворения

Басня  

Рассказы

Это полезно помнить

Словарь

Словесные: рассказы детей, беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации  

Практические: анализ ситуаций, игры, практикум      

Словесные: рассказы детей, беседа по теме

Наглядные: рассказы, рисунки

Практические: игра, практикум, рисование  

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения, анализпословицы

Наглядные: стихотворения, пословицы

Практические: словарная работа, анализ ситуаций, игра, тренинг, практикум  

Словесные: беседа по теме

Наглядные: словарь

Практические: словарная работа, игра

Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения  

12

Умей сказать нет

1

13

Как сказать нет

1

14

Почему вредной привычке ты скажешь нет

1

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

1

Помоги себе сам

16

Волевое поведение

1

Стихотворения

Рассказы

Это полезно помнить

Словесные:  беседа по теме

Наглядные: стихотворения, рассказы

Практические: анализ ситуаций, игра, практикум  

Злой волшебник алкоголь

17

Алкоголь

1

Стихотворения  

Карточки «Эмоции»

Словарь  

Стихотворения

Пословицы

Сказки

Слова для заучивания

Ситуации

Рассказы  

Стихотворения

Ситуации

Словесные: объяснение, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов  

Наглядные: стихотворения, иллюстрации «Эмоции»

Практические: работа со словарём, анализ ситуации,  практикум

Словесные: чтение стихов детьми, беседа по теме

Наглядные: стихотворения, пословицы, сказки

Практические: анализ ситуаций, игры, тренинг    

Словесные: рассказы детей, беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации  

Практические: анализ ситуаций, игры, практикум      

18

Алкоголь – ошибка

1

19

Алкоголь – сделай выбор

1

Злой волшебник наркотик

20

Наркотик

1

Рассказы

Рисунки

Словесные: рассказы детей, беседа по теме

Наглядные: рассказы, рисунки

Практические: игра, практикум, рисование  

21

Наркотик - тренинг безопасного поведения

1

Мы одна семья

22

Мальчишки и девчонки

1

Стихотворения

Рассказы

Примеры

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации

Практические: анализ ситуаций, игра, примеры, практикум  

23

Моя семья.

1

Повторение

24

Дружба

1

Театрализованное действие «Дружба»

Спортивный праздник «День здоровья»

Сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и  «Я выбираю кашу»

Костюмированный праздник «Чистота и здоровье»

Игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо»

Урок – КВН «Наше здоровье»

 Праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы».

Словесные:  беседа по теме, анализ стихотворения

Наглядные: стихотворения, ситуации

Практические: анализ ситуаций, игра, примеры, практикум  

25

«День здоровья»

1

26

Умеем ли мы правильно питаться

1

27

Я выбираю кашу

1

28

Чистота и здоровье

1

29

Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие)

1

30

Чистота и порядок

1

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

1

32

Урок – КВН «Наше здоровье»

1

33

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

1

34

Будьте здоровы

1

Список литературы

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие. — М.: Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС', 2004.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2010.

3. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников : учеб.пособие. — М.: Логос, 2003.

4.  Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.

5.  Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой. — М.: Профиздат, 1990.

6.  Поломис К., Махитка 3. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. — М. : Культура и традиции, 1995.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Горского. — М.: Лросвещение, 2010.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.

9. Веселые уроки кота Этикета / М.А. Хаткина. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредко, 2007.

10. Поделки из разных материалов. 1 – 4 классы / В.В.Выгонов. – 2-е изд., исправл. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Здоровье"

Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел  начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)

Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"

Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....

Рабочая программа «Здоровый образ жизни»

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"

Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...

Рабочая программа "Здоровей-ка"

Рабочая программа "Здоровей-ка"...

Рабочая программа Здоровое питание

Рабочая программа Здоровое питание...