программа внеурочной деятельности по валеологии Мозаика здоровья
рабочая программа по зож

Стрелкова Наталья Валентиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности по валеологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mozaika_zdorovya_1-4_kl.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Горловская специальная общеобразовательная школа – интернат № 25

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

«МОЗАИКА ЗДОРОВЬЯ»

(1 – 4 класс)

(часть 1)

Составил: воспитатель

Горловской СОШИ № 25

Министерства образования и науки ДНР

Стрелкова Н. В.

Горловка – 2016



Пояснительная записка

В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Оказавшись в ситуации обилия внешних соблазнов, ребенок не всегда может разобраться в сути и принять верное решение. Возникает педагогическая задача – формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И делать это необходимо уже в начальной школе.

Школа, которая не готовит детей к жизни, очень слабая. Она учит многому, но редко тому – как жить. Житейская несостоятельность у школьников – отличников такая же, как и у тех, кто по школьным предметам не успевает. Школа готовит будущих работников, но не учит понимать себя и другого, не учит дружить, любить, не учит тому, как выживать в жизни и как принимать верные решения.

Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки, и в то же время при значительной нервной нагрузке, расстраивает биологическую природу человека. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми в любой ситуации. Но таких немного. Большая часть нашей молодежи наглядно демонстрирует переоценку человеческих ценностей, выбирая материальное благополучие. Принцип «здесь и сейчас» - основной мотив совершаемых действий у подростков. А что потом, какие последствия, какой результат и во имя чего?

Необходимо ориентировать обычных ребят и девушек на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет – он сумеет справиться со всеми своими проблемами. Секрет гармонии человека с окружающим миром – здоровый образ жизни.

Валеология – наука о здоровье человека в тесном взаимодействии с окружающей средой, его духовной, психической и физической составляющими.

Валеология (от лат. valeo – здравствую и греч. logos – наука) современная интегральная наука о фундаментальных законах духовного и физического здоровья как отдельной личности, так и всего человеческого общества на новом этапе его духовно-творческой эволюции; наука, в основе которой лежит проверенная опытом многих столетий идея о том, что благодаря правильной мироориентации и соответствующему поведению человек способен обеспечить себе долгую, радостную и активную творческую жизнь.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Актуальность программы. Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье детей и наследственность, условия жизни и воспитание ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать.

Цель программы: формирование основ валеологического мировоззрения школьников и их родителей, их мотивация на здоровый образ жизни; охрана и укрепление здоровья школьников.

Задачи:

  • формирование основ личной гигиены: овладение навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и т. д.;
  • формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
  • формирование у учащихся потребности в здоровье;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
  • формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.

Принципы, заложенные в содержание программы:

  • принцип сознательности и активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
  • принцип повторения и постепенности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип непрерывности – выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • принцип активного обучения – заключается в использовании активных форм и методов обучения;
  • принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;
  • принцип связи теории с практикой – призывает приучать учащихся применять свои знания по формированию, укреплению и сохранению здоровья на практике.

Формы работы:

  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика пробуждения после дневного сна;
  • босохождение по дорожке «Здоровье»;
  • гигиенические водные процедуры;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • пальчиковая гимнастика;
  • массаж, самомассаж;
  • воздушные ванны;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • физкультурно-оздоровительный комплекс на прогулке;
  • оздоровительный бег;
  • проветривание помещения класса;
  • полоскание горла кипяченой водой;
  • фитонцидотерапия (лук, чеснок);
  • витаминизация;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • психогимнастика, этюды;
  • психокоррекционные игры;
  • музыкальная терапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • индивидуальная работа по коррекции осанки, плоскостопия;
  • индивидуальная работа над звукопроизношением;
  • внеурочные занятия по валеологии;
  • работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение заболеваемости детей.
  2. Повышение физического, психического уровня здоровья.
  3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Срок реализации программы: 4 года.



Возрастные особенности младших школьников

Младшие школьники характеризуются достаточно быстрым и довольно равномерным развитием организма. Увеличивается рост, вес тела, укрепляется скелет, происходит наращивание мышц, возрастают иммунные силы, совершенствуются сердечно-сосудистая, опорно-двигательная системы, развиваются органы чувств, совершенствуется работа мозга и др. Но каждый из этих процессов имеют свои особенности, которые требуют обязательного учета.

Скелет в младшем школьном возрасте быстро растет. Он гибкий, потому что имеет множество хрящевых образований. Поэтому, чтобы не было искривления позвоночника, необходимо обращать внимание на осанку ребенка и, в случае необходимости, вовремя ее корректировать, не допуская физических перегрузок и слишком длительных однотипных занятий. Необходимо придерживаться оптимального двигательного режима (физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах), оборудовать удобное рабочее место школьника как в школе, так и дома.

Мышцы в целом растут, но от общего темпа отстают малые мышцы конечностей, развитие которых необходимо обеспечивать постоянными тренировками. Целесообразными тут будут рисование, лепка, вышивание, эспандер и пр. В связи с ростом мышц увеличивается вес ребенка, что корректируется с помощью питания. Оно должно быть простым, энергетическим и ни в коем случае не чрезмерным.

Интенсивные обменные процессы в организме требуют большого количества кислорода, то есть повышения пропускной способности легких. Поэтому дети чаще взрослых дышат и особое значение для них имеет чистый воздух. Это требует постоянного проветривания помещения, в котором находятся школьники, чередования занятий с прогулками на улице и др.

В этом возрасте дети чрезмерно подвижны и непоседливы. Их действия часто отстают от мысли, что приводит к падению. Разбитые колени и носы увеличивают опасный детский травматизм. Чтобы это предупредить, необходимо сочетать деятельность разных сфер (читать, отбивать ритм, петь и танцевать одновременно, выполнять подвижные игра на точность).

У детей хорошо развиты все органы чувств, но особого внимания в этом возрасте требуют зрительные процессы. Это связано с эластичностью хрусталика, что при плохом освещении и неправильной позе во время чтения или письма содействует повышению глазного давления, нарушает четкость изображения и провоцирует близорукость. Во избежание подобного необходимо неуклонно придерживаться санитарно-гигиенических норм организации учебного процесса.

Развитие мозга характеризуется увеличением лобных долей, которые отвечают за работу вторичной сигнальной системы. Происходит совершенствование аналитико-синтетической функции коры больших полушарий, усложняется деятельность центральной нервной системы.

Это дает возможность в качестве проводной деятельности, в следствии которой формируются возрастные новообразования, определить учебную. Именно в ней наиболее интенсивно развиваются все психические процессы и функции.

Растет скорость восприятия. Оно характеризуется своей целостностью, становится более произвольным и целенаправленным.

Развивается воображение, что происходит путем создания внутренних образов, фантазирования, чтения, сочинения сказок, перенесения функций живых систем на неживые предметы и др. Этот процесс происходит в направлении от репродуктивных ее форм к творческим.

Преобладает дословное запоминание, важное для пополнения словарного запаса и продуктивного усвоения культуры речи и общения. Увеличивается его крепость, устойчивость, объем. Возрастает доля произвольного запоминания, что наиболее эффективно происходит во время активной умственной деятельности. Это подталкивает к целенаправленному усвоению мнемических приемов эффективного усвоения материала и направляет обучение на формирование логической памяти, опираясь на аффективную память.

Преобладает практическое, предметно-образное мышление, которое требует развивать и другие его виды (аналитическое, теоретическое, абстрактное и др.). Целостное виденье предметов и процессов, хорошо развитое воображение побуждает в этом возрасте к следующему шагу в развитии мышления – разделение целого на части, выделение главного, исследование причинно-следственных зависимостей и др.

Развитие устной и письменной речи расширяет вариантность ее использования. Отработка механизмов говорения и письма влияет на развитие речевого аппарата и руки, что на прямую влияет на умственное развитие ребенка и формирование его мозга. Период обучения в младших классах является сенситивным для одновременного усвоения нескольких языков.

Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Детей больше привлекают яркие цвета, что-то неожиданное, необычное.

Эмоциональная сфера младшего школьника очень восприимчивая. Дети искренне отзываются как на позитивное влияние, так и на негативное. Но когда первые побуждают их к развитию, то вторые угнетают его. Поэтому очень важна позитивная атмосфера педагогических взаимодействий, чувство любви и постоянная поддержка каждого ученика. Эмоциональный фон в детском обществе будет радостным, дружным и привлекательным.

Волевая сфера детей в этом возрасте развита недостаточно и требует систематических усилий, направленных на формирование самостоятельности, настойчивости, выдержки, уверенности в своих силах. Формирование механизмов произвольного регулирования поведения должно гармонизировать процессы активизации и торможения личностных проявлений.

Социальное развитие младших школьников идет путем «от индивидуализма к коллективизму». Их нужно учить соотносить свои желания, стремления и действия с другими детьми, формировать чувство дружбы, товарищества, долга, гуманности и др. Главным авторитетом младших школьников является учитель, а образцом наследования – отличники. Товарищество детей в этом возрасте обусловлено внешними обстоятельствами. В своих отношениях они подсознательно воспроизводят отношение учителя к одноклассникам. Это требует повышенного внимания учителя к своим словам, отношениям, пропозициям. Они должны прогнозировать лучше, подчеркивать позитивные стороны воспитанника, относиться к своим детям с любовью и требовательностью.

Задача – доминанта для младших школьников, решение которой направлено на достижение главной цели человеческого существования – прожить жизнь достойную человека: формирование социально-ценностного отношения к нормам современной культуры, что базируется, дополняет и корректирует качество решения задачи – доминанты предыдущего возрастного периода (формирование ценностного отношения к природе как к человеческому дому).

 


Циклограмма оздоровительно-развивающих мероприятий

Оздоровительные

мероприятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Утренняя гимнастика

ежедневно

Гимнастика пробуждения после дневного сна

ежедневно

Босохождение по дорожке «Здоровье»

ежедневно

Гигиенические водные процедуры

ежедневно

Дыхательная гимнастика

ежедневно

Гимнастика для глаз

ежедневно

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

Массаж, самомассаж

ежедневно

Воздушные ванны

ежедневно

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

Физкультурно-оздоровительный комплекс на прогулке

Оздоровительный бег

Проветривание помещения класса

ежедневно

Полоскание горла кипяченой водой

ежедневно

Фитонцидотерапия

ежедневно при эпидемии гриппа, ОРВИ

Витаминизация

ежедневно

Физкультминутки

ежедневно

Подвижные игры

ежедневно

Психогимнастика, этюды

ежедневно

Психокоррекционные игры

Музыкальная терапия /

Сказкотерапия /

Арт-терапия

Индивидуальная работа по коррекции осанки, плоскостопия

ежедневно

Индивидуальная работа над звукопроизношением

Внеурочные занятия по валеологии

Работа с родителями

Примечание

Гимнастика пробуждения после дневного сна – 1-е классы.

Оздоровительный бег – в теплое время года.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТЕМА I.  Я СРЕДИ ДРУГИХ (8 часов)

Как вести себя в общественных местах.

1

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

1

Почему мы говорим неправду.

1

Надо уметь сдерживать себя.

1

Чего не надо бояться.

1

Как вести себя, когда что-то болит.

1

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

1

Как следует относиться к наказаниям.

1

ТЕМА II. Я – УЧЕНИК (4 часа)

Я – ученик.

1

Поведение в школе.

1

Я пришел из школы.

1

Что делать, если не хочется в школу.

1

ТЕМА III. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (7 часов)

Глаза – главные помощники человека.

1

Уход за ушами.

1

Чтобы зубы были здоровыми.

1

Уход за руками и ногами.

1

Зачем человеку кожа. Забота о коже.

1

Мои волосы.

1

Чистота моей одежды.

1

ТЕМА IV. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (1 час)

Привычки, которые вредят здоровью.

1

ТЕМА V. Я ВЫБИРАЮ ЗДОРОВЬЕ (4 часа)

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

Здоровая пища.

1

Осанка – стройная спина.

1

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

ТЕМА VI.  Я ОТДЫХАЮ (3 часа)

Мой отдых.

1

Полезные игры.

1

Сон.

1

ТЕМА VII. МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (6 часов)

Незнакомые люди.

1

Правила дорожного движения.

1

Правила безопасного поведения на улице.

1

Правила безопасного поведения дома, в быту.

1

Предосторожности при общении с животными.

1

Службы экстренной помощи.

1

ИТОГ. День здоровья «Расти здоровым»

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТЕМА I. РАСТИ ЗДОРОВЫМ! (4 часа)

Я расту.

1

Какой я, какие другие?

1

Я встречаю новый день.

1

Расти здоровым!

1

ТЕМА II. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ (4 часа)

Твоя любимая еда.

1

Фрукты и овощи.

1

Полезные продукты. Витамины.

1

Правильное питание.

1

ТЕМА III. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (6 часов)

Правила личной гигиены.

1

Дружим с мылом и водой.

1

Зачем чистить зубы?

1

Чистота моего тела.

1

Чистые волосы – красивые волосы.

1

Мои личные вещи.

1

        ТЕМА IV. СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

Какой ты?

1

Строение твоего тела.

1

Скелет человека. Твоя осанка.

1

А что внутри тебя?

1

Вижу, слышу, чувствую.

1

ТЕМА V. ПОМОЩНИКИ ЗДОРОВЬЯ (12 часов)

Азбука здоровья

1

Режим дня

1

Сон – лучшее лекарство.

1

Движение – залог здоровья.

1

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

Одежда и здоровье.

1

Что такое микробы?

1

Врачи – наши помощники.

1

Лекарства.

1

Что такое прививки?

1

За здоровьем на природу.

1

Поможем природе!

1

ТЕМА VI. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (2 часа)

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

1

Каким я хочу быть?

1

ИТОГ. Путешествие в страну здоровья (урок – конкурс)

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТЕМА I. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО! (3 часа)

Как здоровье?

1

Что такое иммунитет?

1

Здоровый образ жизни.

1

ТЕМА II. ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ (4 часа)

Здоровье и спорт.

1

Физкульт-УРА!

1

Виды спорта.

1

Мой выбор.

1

ТЕМА III. МИР ВОКРУГ МЕНЯ (7 часов)

Расти здоровым!

1

Воспитай себя сам.

1

Умей сказать «НЕТ».

1

«Семь раз отмерь, один раз отрежь!»

1

Солгать? Правду сказать?

1

Родители и дети.

1

Враги – друзья, друзья – враги.

1

ТЕМА IV. БУДЬ ОСТОРОЖЕН! (8 часов)

Безопасность при любой погоде.

1

Огнеопасно. Взрывоопасно.

1

Электрический ток.

1

Самолечение опасно для жизни.

1

Помогите, тону!

1

Неожиданная встреча «за углом».

1

Правила дорожного движения.

1

Бродячие животные.

1

ТЕМА V. МОЯ ГИГИЕНА (3 часа)

Запах моего тела.

1

«Грязные» болезни.

1

Моем и стираем.

1

ТЕМА VI. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ (5 часов)

Мой рацион.

1

Режим питания.

1

«Бесполезные» продукты.

1

Пищевое отравление.

1

Вред от переедания. Что такое диета?

1

ТЕМА VII. МИР ВНУТРИ МЕНЯ (3 часа)

Мы в ответе за свои поступки.

1

Любит – не любит.

1

Тебя обидели…

1

ИТОГ. Программа моего здоровья.

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

ТЕМА I. ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА (7 часов)

Что такое здоровье?

1

Наш организм.

1

Понятие о гигиене. Чистота – залог здоровья.

1

Режим дня, необходимость его соблюдения.

1

Утренняя зарядка.

1

Движение – жизнь.

1

Активный и пассивный отдых.

1

ТЕМА II. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (6 часов)

О вреде курения.

1

Алкоголь – яд!

1

Нецензурные слова.

1

Наркотики – что это?

1

Телевидение, видео, компьютерные игры.

1

Я выбираю здоровье.

1

ТЕМА III. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ (2 часа)

Кушайте на здоровье!

1

Значение витаминов для организма человека.

1

ТЕМА IV. О ПОЛЬЗЕ ЗАКАЛИВАНИЯ (3 часа)

Закаливание воздухом.

1

Закаливание солнцем.

1

Закаливание водой.

1

ТЕМА V. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (7 часов)

Безопасное поведение на дороге.

1

Безопасное поведение на воде.

1

Правила безопасного поведения в доме, на улице.

1

Наш помощник – электричество.

1

Осторожно яд!

1

Огонь друг и враг.

1

Опасные игрушки.

1

ТЕМА VI. Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ (5 часов)

Моя семья.

1

Стар и млад.

1

Мальчишки и девчонки.

1

Ребята, давайте жить дружно!

1

Меня обидели.

1

ТЕМА VII. ЧТОБ ДУША БЫЛА ЗДОРОВА (3 часа)

Чувства и поступки.

1

Стресс. Депрессия.

1

Я не боюсь.

1

ИТОГ.

1


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Барышникова Л. В. Рабочая учебная программа по валеологии.
  2. Гнездилова Г. Н. Программа кружка по валеологии (1 – 4 класс).
  3. Гурожапова М. П. Программа по валеологии «Здоровей-ка» для учащихся начальной школы (1 – 4).
  4. Полунчаева З. Ю. Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Школа здоровья».
  5. Солопова А. А. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии «Школа здоровья».
  6. Тарасюк Л. С. Технология нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста «Ступеньки здоровья».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...

Программа внеурочной деятельности по технологии "Мозаика"

Программа внеурочной деятельности по технологии....

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Я и мое здоровье"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Я и мое здоровье"...

Программа внеурочной деятельности в третьем классе "Здоровье своими руками"

Авторская рабочая программа внеурояной деятельности для 3 класса начальной школы "Здоровье своими руками". Представленная програма способствует волеологическому воспитанию детей. Целью программы являе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к здоровью"

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «На пути к здоровью» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных  психических...

Программа внеурочной деятельности по ОФП «В здоровом теле – здоровый дух!»

СовСовременное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сох...