Программа внеурочной деятельности в третьем классе "Здоровье своими руками"
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

Азизова Руфия Хайдаровна

Авторская рабочая программа внеурояной деятельности для 3 класса начальной школы "Здоровье своими руками". Представленная програма способствует волеологическому воспитанию детей. Целью программы является формирование у детей позиции признания ценности и здоровья, чувства ответственности для укрепления своего здоровья, расширения знания о гигиенической культуре, правилах безопасного поведения. Данная программа позволяет решать вопросы развития компетентности учащихся, актуально и значимо с точки зрения реализации ФГОС 2 поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное                                                                 учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 35

       Программа внеурочной деятельности

                 «Здоровье своими руками»

                        в третьем классе

                                                                                           

  Автор: Азизова Р.Х.

                                                                        учитель начальных  классов

                                                                        МБОУ СОШ № 35 г.Ульяновска.

           Оглавление.

  1. Пояснительная записка…………………………………………….3-4
  2. Цели, задачи курса……………………………………………………5
  3. Результаты освоения обучающимися программы……………….6-7
  4. Критерии оценки достижений планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………8
  5. Содержание курса…………………………………………………..9-10
  6. Тематическое планирование………………………………………11-16
  7. Итоговая таблица………………………………………………..........17
  8. Список литературы……………………………………………………18

Пояснительная записка.

Курс «Здоровье своими руками» изучается в 3 классе  начальной школы.

В соответствии со стандартами нового поколения по предметам в начальной школе может быть организована работа по расширению и углублению знаний в процессе внеурочной деятельности. Предмета «Здоровье» в курсе начальной школы нет, однако потребность в формировании здорового образа жизни существует. По своей сути программа позволяет  переосмыслить и расширить знания, полученные на уроках  физкультуры, окружающего мира. Целями курса являются формирование основ экологической культуры , формирование норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического, психологического, социального развития учащихся, обеспечение пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование установки на использование здорового питания. Также целями курса являются формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, становление правил противостояния  против вредных привычек, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Также одной из главных  задач является формирование  рефлексии (осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях  и умениях.)

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены до знания способов безопасного поведения в различных ситуациях.

  В курсе выделяются несколько содержательных линий.

Первую из них составляют основы  здорового образа жизни. Особое внимание уделяется предупреждению наиболее опасных заболеваний, их профилактике, причинам травматизма, особенностям охраны здоровья в разные времена года, иммунитету, гигиене физического развития, правилам питания,  личной гигиены и опасности вредных привычек.

 В качестве другой содержательной линии выделена безопасность  на улицах и дорогах. Раскрываются зоны повышенной опасности в городе, правила для пешеходов, ведется ознакомление с дорожными знаками, мерами безопасности пассажиров  при переходе железнодорожного переезда, при встрече с незнакомым человеком.

  Следующая  содержательная линия - противопожарная безопасность.

Вырабатываются алгоритмы  действий при задымлении квартиры, при лесном пожаре, при появлении запаха газа, происходит знакомство со средствами защиты органов  дыхания, причинами лесных пожаров и мерами их предотвращения.

  Другая содержательная линия - безопасное поведение на природе. Она направлена на обучение детей простейшим способам ориентирования на местности, правилам поведения на водоемах и в лесу, знакомству с ядовитыми растениями и грибами.

 Данный курс способствует укреплению физического и духовного здоровья обучающихся, выработке ответственного отношения к своему здоровью, выполнению правил здорового и безопасного поведения, развитию самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

  Знания, полученные на занятиях детьми, имеют практическую значимость и будут использованы ими в дальнейшей жизнедеятельности. Это подчеркивает  важность и значимость данной программы. На занятиях используется учебник А.В.Гостюшина «Основы безопасности жизнедеятельности».

Формы, методы и средства, используемые при изучении данного курса разнообразны .   Беседа позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности. Экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии –формирование у учащихся представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

 В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе : распределять работу, договариваться, получать общий результат.

 Конкурсы, викторины, игры, беседы, экскурсии позволяют  сделать занятия интересными и увлекательными для детей.


 Цели, задачи курса.

   Задачами курса « Здоровье своими руками» являются систематизация и расширение представлений детей о здоровье, здоровом образе жизни, правилах и способах безопасного поведения на улице, в транспорте, дома, на водоемах, при контакте с незнакомыми людьми, выработка алгоритмов действий при попадании в экстремальные ситуации.

  Целями данного курса является формирование уважительного отношения к природе нашей  страны, формирование знаний  и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального развития обучающихся, обеспечение пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье ( формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью), формирование установки на использование здорового питания, применение рекомендуемого врачом режима дня. Также важными целями курса являются формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей ( сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания), становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение , употреблению алкоголя, наркотиков), развитие готовности  самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данный курс способствует формированию личности, способной занимать активную жизненную позицию в решении появившихся проблем, развитие коммуникативных умений через работу в группах и в сотрудничестве с родителями.


Результаты освоения курса.

 Метапредметными результатами освоения курса « Здоровье своими руками» являются:

а) активное использование речевых средств  и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

б)  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с целями курса;

в) определение общей цели и путей её достижения; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, умение оценивать собственное поведение  и поведение окружающих.

Предметными результатами программы являются:

а) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил  нравственного поведения в мире природы и людей;

б) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую деятельность (режим дня, утренняя зарядка, закаливание, подвижные игры);

в) освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

г) получение системы знаний, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами освоения курса являются:

а) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

б) формирование целостного социально-ориентированного взгляда о разнообразии природы;

в) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности;

г) развитие навыков сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения находить выход из проблемных ситуаций;

д) формирование установки на безопасный здоровый образ жизни.

   Результатом образования должно быть формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию

     

Критерии оценивания знаний.

  В процессе оценивания используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки творческих работ, конкурсы, соревнования, викторины.

  Ведется текущий и итоговый контроль.

  При изучении темы «Что и как мы едим?» проводится викторина «Полезные и вредные продукты. Витамины», при изучении темы «Гигиена физического воспитания», проводятся спортивные соревнования с участием  родителей «Папа, мама и я - спортивная семья». В конце первого раздела организуется выставка творческих работ на тему «Основы здорового образа жизни». По окончании раздела «Безопасность на улице, на дорогах» проводится конкурс «Азбука пешехода» с элементами инсценировки. Также используется тестирование на знание алгоритмов действий при появлении запаха газа, при пожаре или задымлении квартиры.

 После изучения темы «Безопасное поведение на природе» проводится игра «Веселый экспресс» с разнообразными заданиями на нескольких станциях: на знание правил поведения на водоемах и в лесу, умение ориентироваться по компасу, знание ядовитых растений и грибов.

 На итоговом занятии обучающиеся представляют проекты « Я и мое здоровье», в которых представляют, чему они научились на занятиях.

Cодержание курса

Программа 34 часа.

Основы здорового образа жизни (12ч).

Здоровье человека – его важнейшее богатство. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Травматизм. Причины и как избежать их.

Особенности охраны здоровья в разные времена года. Иммунитет. Гигиена физического развития. Понятие «здоровая пища». Правила питания. Правила личной гигиены. Опасность вредных привычек.

Безопасность на улице, на дорогах. ( 12ч).

Зоны повышенной опасности в городе. Как пешеходы и водители поделили улицу. Дорожные  знаки. Правила для пешеходов. Световые сигналы светофора. Безопасность пассажиров. Меры безопасности при ожидании транспорта, при посадке и высадке из него. Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. Будь  осторожен с незнакомцем.

   Противопожарная безопасность (4ч).

Средства защиты органов дыхания. Что делать при появлении запаха газа, при пожаре в квартире. Навыки поведения при задымлении квартиры. Лесной пожар. Причины лесных пожаров и как не допустить их.

Если кто-то звонит в твою дверь. (1ч).

 Ориентация в опасных ситуациях. Правила поведения, если ты дома один.

Безопасное поведение на природе (3ч).

Правила поведения на водоемах. Почему на водоемы нельзя ходить без взрослых. Если ты заблудился в лесу. Компас, ориентирование по компасу и без компаса на местности. Ядовитые растения и грибы. Жалящие насекомые.

Заключение. (2ч.)

Учись быть здоровым. Обобщение знаний. Закрепление основных правил безопасного поведения.

 Учащиеся к концу третьего класса  должны знать:

-правила личной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми, правила питания, полезные и «вредные»  для организма продукты, опасность вредных привычек, зоны повышенной опасности, знать основные дорожные знаки, правила перехода улиц, правила вежливого пассажира, знать алгоритм действий  при пожаре, при задымлении квартиры, при появлении запаха газа, правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;.

-выполнять правила личной гигиены, оказывать первую помощь при небольших повреждениях;

-выполнять режим дня;

-уметь отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых;

-уметь ориентироваться на местности.

34часа за год

1четверть-9часов

2четверть-7часов

3четверть-10часов

4четверть-8часов

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество

часов

Цели

Содержание

Метод

При-меча-ние

1.

Урок здоровья «В здоровом теле  здоровый дух».

1

Формирование позиции признания ценности здоровья и чувства ответствен-ности за него.

Теоретические знания о здоровом образе жизни;

подвижные игры; комплексы физических упражнений; тренинги.

Практикум

Игра-путешествие

2.

Как не заболеть при плохой погоде.

1

Выявить меры защиты организма от переохлаж-дения.

Рассказать детям о мерах защиты организма от переохлаждения.

Наблюдение, диспут , беседа, эксперимент

3.

Болезнь. Что защищает нас от болезни?

1

Разъяснить учащимся понятие о болезни, а также о том, что защищает нас от болезней.

Что такое болезнь. Понятие о мерах  защиты организма от болезней.

Беседа,

конкурс

4.

Травматизм.

Причины. Как избежать травм дома, на улице, в школе.

1

Сформиро-вать у детей понятия травмы и травматиз-ма, меры предотвра-щения травм.

Что такое  травматизм? Причины  травматизма. Как избежать травм?

Конкурсы, игра, наблюдение.

5.

Если из раны течет кровь.

1

Обсудить порядок остановки кровотечения.

Как остановить кровотечение из

носа.

Практикум.

6.

Как справиться с инфекцией. Иммунитет.

1

Дать понятие иммунитета. Для  чего нужно выдерживать карантин.

Виды детских инфекционных заболеваний. Как справиться с инфекцией.

Наблюдение,

рассужде-ние.

7.

Режим дня в жизни учащихся.

1

Формирование умения правильно регламенти-ровать свое  время. Составить примерный режим дня.

Что такое режим дня. Рациональная организация труда и отдыха.

Экспери-мент, диспут.

8.

Гигиена физического воспитания.

1

Привить интерес к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Закаливание, купание, лыжная подготовка, коньки, бег, спорт, игры.

Игры, конкурсы.

9.

Что и как мы едим.

1

Сформировать стремление питаться правильно отказ от «вредных» продуктов.

Понятие здоровой пищи. Полезные и вредные продукты, витамины. Правила питания.

Наблюдение, викторина, беседа.

10.

В гостях у Мойдодыра

1

Выработать навыки соблюдения правил личной гигиены.

Учить соблюдать чистоту и правила личной гигиены.

Практикум, экскурсия.

11.

Опасность вредных привычек.

1

Формирова-ние позиции непринятия вредных привычек.

Почему привычка становится «вредной». Профилактика вредных привычек («Курить - здоровью вредить»).

Диспут.

12.

Обобщающий урок. Повторение мать ученья!

1

Закрепить полученные знания.

Повторение основных правил по изученным темам обсуждение.

Беседа, кон-курс.

13.

Зоны повышенной опасности.

1

Рассмотреть основные зоны повышен-ной  опасности в городе.

Стараться избегать зон повышенной опасности. Выработка правил безопасного поведения.

Рассказ по схемам дорожной обстановки, экскурсия.

14-15.

Как пешеходы и водители поделили улицу.

2

Закрепить понятия «Дорога», «Проезжая часть»,

«Тротуар», «Пешеход-ная дорожка,» «Пешеходный  переход», «Обочина», «Дорожная разметка».

Выучить правила для пешеходов, общее правило правостороннего движения.

Плакаты по ПДД, практикум.

16

17

О чем говорят дорожные знаки.

2

Учить детей быть осторожными и вниматель-ными, правильно ориентиро-ваться в сложной обстановке дорожного движения.

Дорожные знаки, их классификация (запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса).

Комплект дорожных знаков, практическое занятие.

18

19

Как правильно  переходить дорогу

2

Научить пользоваться правилами для пешеходов.

Азбука безопасности на дороге. Что делать если нет пешеходного перехода?

Практикум

20.

Световые сигналы на регулируемом и нерегулируемом переходах.

1

Дать понятие световых сигналов, виды, значение световых сигналов. Пешеход-ный светофор.

Правила перехода улиц и дорог с двусторонним и

односторонним

движением.

Плакаты по ПДД практикум.

21.

Безопасность пассажиров.

1

Ознакомить

учащихся с правилами поведения в транспорте. Как вести себя  в метро.

Правила вежливого пассажира

Экскурсия, беседа.

22.

Меры безопасности при ожидании транспорта, при посадке и выходе из него.

1

Учить детей

быть

осторожными и внимательными.

Правила поведения

при ожидании транспорта, при посадке и высадке из него.

Викторина, диспут.

23.

Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.

1

Дать понятие об оборудовании ж/д переезда, правилах перехода и переезда через ж/д пути.

Знаки и обозначения железнодорожного переезда. Световая и звуковая сигнализация. Меры безопасности при переходе через ж/д пути.

Практикум

24.

Будь  осторожным с незнакомцем.

1

Обучать учащихся правильному и безопасному поведению в случае попытки  преступления по отношению к ребенку.

Как избежать встречи с преступником.

Правила четырех «не».

Практикум

25.

Что делать при появлении запаха газа. Средства защиты органов дыхания.

1

Учить детей навыкам правильного обращения с газовыми приборами, что делать при появлении запаха газа.

Опасность газа в квартире. Респиратор, правила пользования.

Практикум.

26

Что делать при пожаре в квартире.

1

Познакомьтесь с основными действиями при пожаре в квартире.

Правила изготовления ватно-марлевой повязки.

Практикум.

27

Если горит у соседей.

1

Формировать

навыки поведения при задымлении квартиры.

Что можно, что нельзя делать при задымлении квартиры.

Практикум.

28

Лесной пожар.

1

Как не допустить пожар в лесу. Мы туристы. Причины возникновения пожара.

Правила поведения в лесу.

29.

Если кто-то звонит в твою дверь.

1

Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.

Правила поведения если ты дома один.

Диспут.

30.

Правила  безопасности на воде.

1

Расширить познания детей о правилах поведения на водоемах. Познакомить с основными

средствами спасения на воде.

Почему на водоемы нельзя ходить без взрослых. Правила предосторожности при купании .

Викторина.

31.

Если ты заблудился в лесу.

1

Познакомить с устройством компаса, ориентированием по компасу и без компаса.

Основные стороны горизонта, ориентирование на местности.

Экскурсия, практикум.

32.

Ядовитые растения и грибы. Когда кусают насекомые.

1

Закрепить понятия

 «съедобные» и «несъедобные», грибы и ягоды.

Познакомить с основными ядовитыми ягодами и грибами.

Уметь отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых, как  уберечься от летающих насекомых.

Конкурс, экскурсия.

33-34

Учись быть здоровым

2

Обобщение полученных за год знаний.

Повторение основных правил безопасного поведения.

Викторина.


Итоговая таблица.

№ п/п

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Количество экскурсий.

8

20

6


Литература.

  1. Мошкин В.Н.,3-е издание, 1995 года, Москва, «Как уберечься от преступника».
  2. В.Э.Рублях «Правила дорожного движения», учебное пособие для 3-его класса, Москва «Просвещение»,1997год.
  3. Батраков Н.Ф. «Азбука безопасности на дороге», Ульяновск, Управление ГИБДД Ульяновской области., 2003г.
  4. Гостюшин А.В. «Основны безопасности жизнедеятельности»,Москва, «Просвещение».,2000г.
  5. Грипкова А.Г. «Возрастная  физиология и школьная гигиена» ,Москва,  «Просвещение»,2000г.
  6. Борисов Е.В. «Алкоголь и дети»,Москва, « Медицина» 1991г.
  7. Гурски С. «Внимание, родители: наркомания!», «Профиздат»,1999г.
  8. Программа «Безопасность дорожного движения», Москва, «Просвещение»,2009г.
  9. Н.В.Калинина « Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе» Учебно-методические пособия для учителей

УИПКПРО Ульяновск 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса своими руками"

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса своими руками" . Возраст 7-8 лет....

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»

Программа  рассчитана на 1 год  обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...

Программа внеурочной деятельности "Моё здоровье в моих руках"

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллек...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления «Подарки своими руками» 2 часа в неделю, 70 часов в год Класс 2

Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваив...