Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Умелые руки"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Внеурочная деятельноость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruki.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

РАСМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

начальной школы

Протокол № ___

от «___» _______________ 2017 г.

Руководитель ____________

                        / О.В. Гайвас /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ / М.С. Шамотиной /

«____» _____________ 2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ

«Средняя школа № 4»

от__________ №  

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Умелые руки»

программа рассчитана на 1 год

(сроки реализации программы)

8-9 лет

(возраст детей, на которых рассчитана составленная программа)

Учитель технологии

Дышко С.В.

2017 год

Пояснительная записка

  • Направленность программы: социальное направление

  • Актуальность и новизна:

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

В процессе реализации программы предусматриваются следующие виды деятельности:

- игровая,

- познавательная,

- ценностно-ориентированная.

  • Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству

  • Задачи программы

развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

организовать участие детей в выставках, конкурсах.

  • Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8-9 лет

  • Сроки реализации (общая продолжительность, этапы) программа рассчитана на 1 год   начального образования объёмом 68 часов.
  • Краткое обоснование ценностных ориентиров:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существование живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы -  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя  частью природного мира – частью живой и неживой природы.

Ценность человека – как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и  социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь человеку, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность туда и творчества -  как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -  одно из проявлений духовной зрелости человека,  выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Формы и режим занятий: учебное занятие, консультации, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное выполнение заданий.

Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение в доступной и интересной для учащихся форме.

  • Ожидаемые результаты:

Образовательная программа внеурочной деятельности «Умелые руки» ориентирована на достижение результатов трех уровней:

Личностные результаты:

  первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

(навыков учащимися изготовления того или иного предмета; определение позиции «Я хочу это сделать сам»).

Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: беседы, практические работы.

второй уровень результатов – формирование ценностного отношения учащихся к социальной реальности.

Для достижения результатов второго  уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия,  ролевые игры.

третий уровень результатов – получение  школьником опыта самостоятельной работы.

Для достижения результатов третьего  уровня используются следующие формы деятельности: выставки работ учащихся.

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Учебно - тематическое планирование

№ 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

«Природные материалы» (8ч.)

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

«Осень в парке». Экскурсия

1

1

2

«Летний луг» аппликация из природных материалов.

2

3

Аппликация «Лесная поляна».

2

4

Аппликация из листьев «Филин».

2

«Работа с пластилином» (20 часов)

5

Аппликация из пластилиновых шариков «Матрешка».

2

6

Процарапывание на пластилине «Пингвин».

2

7

«Аленький цветок». Аппликация из пластилина.

2

8

Лепка сказочных героев из пластилина.

2

9

Лепка овощей, фруктов.

2

10

Пластилиновая аппликация «Ваза с цветами».

2

11

Пластилиновая живопись «Грибочек».

2

12

Выполнение композиции «Ежик на поляне».

2

13

Пластилиновая аппликация «Яблоко на ветке».

2

14

Объемные поделки из пластилина.

2

«Бумага и картон» (22 часов)

15

Знакомство с техникой «мозаика».

2

16

Аппликация «Цветы».

2

17

Обрывная аппликация «Осенний лес».

2

18

Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

2

19

Аппликация «Плетеная корзина с цветами».

2

20

Торцевание «Звезда»

2

21

Торцевание «Звезда»

2

22

Оригами. Приемы складывания.

2

23

Объёмное конструирование из деталей оригами. «Собачка».

2

24

Модульное оригами «Цыпленок».

2

25

Модульное оригами «Ежик».

2

Текстильные материалы (16 часов)

26

Аппликация из ткани. «Колобок».

2

27

Аппликация из ткани. «Колобок».

2

28

Сувенир из ниток «Мохнатый домовенок».

2

29

Сувенир из ниток «Мохнатый домовенок

2

30

Вышивание по ткани.

2

31

Вышивание по ткани.

2

32

Вышивание по ткани.

2

33

Подведение итогов

2

Содержание курса

Раздел 1. Природные материалы

Теоретические сведения.

Природные материалы (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства. Технология использования природных материалов для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.

Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.

Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции - из природных материалов.

Варианты объектов труда

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

Раздел 2. Пластичные материалы

Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования.

Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.

Варианты объектов труда,

Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

Раздел 3. Бумага и картон

Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.

Практические работы.

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

Варианты объектов труда.

Бумагопластика - цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

Раздел 4. Текстильные материалы

Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...