Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год
рабочая программа (1 класс) по теме

Колосовская Анна Анатольевна

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umelye_ruki_1_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

 рабочего  посёлка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края

                                                                                                             

  УТВЕРЖДАЮ:                                      Согласовано                                         Рассмотрено:

 директор МОУ СОШ № 1                   зам.директора по ВР                            на заседании М/О

______________________                     _________________                             протокол №1                                

«__»    сентября  2013г.                        «__»  сентября  2013г.                           «__»  сентября  2013г.

                                                             

Программа

внеурочной деятельности младших школьников

«Умелые руки»

(художественно-эстетическое направление)

1 класс

на 2013/ 2014 учебный год

Разработала

Колосовская Анна Анатольевна,

учитель начальных классов

р.п. Солнечный

2013 - 2014 учебный год

Введение

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Данная программа предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе и рассчитана на учащихся 1-го класса.

     Предлагаемая программа является образовательной программой по художественно – эстетическому направлению и включает в себя элементы  изобразительного искусства и художественного труда. Данная программа ориентирована на достижение, в основном, результатов первого уровня.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок,  экскурсий на природу.

Программа рассчитана на 64 ч и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю по 30 мин), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, праздники, фестивали, экскурсии, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение класса с другими классами школы и проведение совместных занятий.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Методика программы строится на тематическом разнообразии. Итогом практически каждого занятия является законченное изделие.

Примерное содержание программы:

мозаика из бумаги, гофрирование бумаги, изготовление игрушки из картона и бумаги, аппликация из природных материалов, нитяная графика на картонных шаблонах, аппликация, аппликация из геометрических фигур, вырезание из симметрично сложенной бумаги, оригами, вырезание из накрахмаленной ткани, аппликация, аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, гофрирование ткани, вырезание из картона, «рисование» ватой на бархатной бумаге, симметричное силуэтное вырезание, рисование пластилином, расписной пластилин, полученный разрезанием, раскатывание пластилина, резьба по пластилину, выпуклая аппликация из пластилина, конструирование из бумаги игрушки с подвижными деталями.

Чудеса из бумаги

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Знакомство с чудо-помощниками: ножницами, клеем, кисточкой. Условия безопасной работы.

Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник «Коврик для котика». Орнамент в квадрате. Отработка навыка аккуратной работы.

1

0,5

0,5

2

Перышки для сказочной птицы. Воспитание чувства ритма. Отработка приема: надрезание. Коллективная работа

1

0,5

0,5

3

«Осеннее очарование». Букет осенних листьев. Коллективная работа. Отработка навыка: вырезание путем складывания. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

4

«Бабочки». Отработка приема: вырезание путем складывания. Композиционный прием: выделение главного. Цветная бумага. Черный или белый фон. Контраст

1

0,5

0,5

5

Закрепление навыка: вырезание путем сложения. Декорирование бабочек. Полу объёмная композиция. Коллективная работа

1

0,5

0,5

6

«Смешные человечки». Составление фигурок животных, людей из простых геометрических фигур. Развитие воображения

1

0,5

0,5

7

Выполнение панно из природного материала

1

0,5

0,5

8

Оригами  «Тигрёнок». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

9

Оригами «Медвежата». Приемы складывания.

1

0,5

0,5

10

Оригами «Простая бабочка». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

11

Оригами. Оформление поделки. Пальчиковый театр.

1

0,5

0,5

12

Оригами. Пальчиковый театр. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

13

Оригами «Стакан и коробочка». Базовая форма «треугольник».

1

0,5

0,5

14

Оригами «Киски» Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

15

Оригами «Котенок стоящий».

1

0,5

0,5

16

Оригами «Котенок – сидящий». Изменение формы.

1

0,5

0,5

17

Оригами «Котенок – лежащий». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

18

Оригами «Зайчики». Выполнение работы по инструкционной карте.

1

0,5

0,5

19

Отработка приема: вырезание путем складывания: Собачки из кругов

1

0,5

0,5

Игрушки делаем сами

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Превращение прямоугольника в цилиндр. Игрушка на основе цилиндра. Индивидуальная работа. Воплощение образа

1

0,5

0,5

2

Ватный пудель Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

3

Симметричнее вырезание «Снежинки». Знакомство с понятием «симметрия»

1

0,5

0,5

4

«Новогодние сюрпризы». Выполнение ажурных снежинок – «вырезанки».

1

0,5

0,5

5

Подарок для папы. Открытка о технике аппликация.

1

0,5

0,5

6

Коллективная работа в технике торцевания. Способ выполнения работы. Техника безопасности при выполнении работы.

1

0,5

0,5

7

Коллективная работа в технике торцевания. Завершение рабоы.

1

0,5

0,5

8

Бабочка, летящая на цветок Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

9

Подарок для мамы. «Мамина шляпка». Знакомство с понятием «ассамбляж».

1

0,5

0,5

10

Подготовка основы для поделки. Собачка из жатой ткани

1

0,5

0,5

11

Собачка из жатой ткани: вырезание и соединение деталей.

1

0,5

0,5

12

Тряпичная кукла из платочка. Знакомство с историей кукол.

1

0,5

0,5

13

Тряпичная кукла из платочка. Украшение тряпичной куклы.

1

0,5

0,5

14

Портреты кошек: декорирование. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

15

Портреты кошек: декорирование. Завершение работы.

1

0,5

0,5

16

Цыплёнок в яйце. Вырезание по шаблону.

1

0,5

0,5

17

Цыплёнок в яйце. Приёмы декупажа.

1

0,5

0,5

18

Моделирование «Самолётик». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

19

Игрушки-зверюшки

1

0,5

0,5

Волшебный пластилин

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Беседа: «Условия безопасной  работы». Знакомство с материалами.

Урок-игра «Как наполнить корзины с фруктами». Формообразование: шар, овал, колбаска и т.д.

1

0,5

0,5

2

Орнамент в круге. Рельеф. Растительные материалы: семена. Основа — пластилин на картоне, геометрия, ритм.                        

1

0,5

0,5

3

Рельеф «Парусник». Отработка навыка рисование иглой. Основа – пластилин на картоне.

1

0,5

0,5

4

Мозаика из пластилина. Наливное яблочко.

1

0,5

0,5

5

Кошка, смотрящая на луну. Аппликация из пластилина

1

0,5

0,5

6

Радужные бабочки

1

0,5

0,5

7

Пластилинография. Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

8

Пластилинография

1

0,5

0,5

9

Пластилинография. Завершение работы.

1

0,5

0,5

10

«Лебединое озеро». Формообразование, соблюдение последовательности, сгибание детали, создание  объемных форм.

1

0,5

0,5

11

«Абракадабрик - фантастическое существо». Рельеф. Применение приемов: процарапывание, прищипывание, использование штампиков, шликера для декорирования деталями.

1

0,5

0,5

12

Техника разрезания пластилина. «Новогодняя композиция с еловыми веточками».

1

0,5

0,5

13

«Новогодняя композиция со свечами». Витые свечи из пластилина.

1

0,5

0,5

14

Раскатывание пластилина, обрубовка. «Фантазии из роз».

1

0,5

0,5

15

Объёмная поделка «Долматинец»

1

0,5

0,5

16

«Рыбка в аквариуме». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

17

«Пушистый снеговичок». Умение планировать работу, организовать ее последовательное исполнение

1

0,5

0,5

18

Гусеничка.

1

0,5

0,5

Выставки, экскурсии

Тема

Всего

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Правила сохранения природного материала.

Сбор природного материала

1

2

Экскурсия на выставку детского творчества

1

3

Экскурсия на выставку  творчества инвалидов.

1

4

«Краса осени» - осенняя экскурсия.

1

5

«Зимняя сказка» - любование заснеженными деревьями. Зимняя экскурсия.

1

6

Экскурсия на выставку «Новогодние игрушки»

1

7

«Волшебница весна» - весенняя экскурсия.

1

8

Мы рисуем на асфальте

1

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- положительное  отношение  к  занятиям  предметно-практической деятельностью;

–  представление  о  причинах успеха в предметно-практической     деятельности;

–  первоначальная  ориентация  на  оценку  результатов   собственной предметно-практической деятельности;

–  интерес  к  отдельным видам  предметно-практической деятельности;

–    этические    чувства (стыда,  вины,  совести) на  основе  анализа  простых  жизненных  ситуаций;

–  знание  основных  моральных  норм  поведения;

– знания о гигиене учебного  труда  и  организации рабочего места.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

–    первичных    умений оценки работ и ответов одноклассников  на  основе  заданных  критериев успешности учебной деятельности;

–  познавательного  интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;

–  представления  о  ценности  природного  мира для  практической  деятельности человека.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в  незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

–  осуществлять  поиск   нужной   информации;

–  понимать  знаки,  символы,   модели,   схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

–  анализировать  объекты  труда  с  выделением их  существенных  признаков;

– проводить сравнение и классификацию объектов;

–   обобщать:   выделять класс объектов по заданному признаку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

продуктивно  пользоваться  знаками,  символами, таблицами, схемами;

–   основам   смыслового восприятия      познавательных текстов;

–  выделять  существенную информацию;

–  на  основе  полученной информации принимать несложные  практические решения;

–  ориентироваться   на   возможное разнообразие   способов решения учебной задачи;

–    в сотрудничестве  с  одноклассниками обобщать:       выделять класс  объектов  как  по заданному       признаку, так и самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-   допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения

поставленной творческой задачи;

-  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных

работ;

-   формулировать собственное мнение и позицию;

-   договариваться, приходить к общему решению;

-   соблюдать корректность в высказываниях;

-   задавать вопросы по существу;

-  использовать речь для регуляции своего действия;

-   контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

-   учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-   с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-   владеть монологической и диалогической формой речи.

-   осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- правила художественного творчества;

- правилах конструктивной групповой работы.

Результат первого уровня достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): 

- опыт самообслуживающей деятельности;

- опыт самоорганизации;

- опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;

- взятие на себя ответственности за других людей;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Выход на второй уровень достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить.

Список использованной литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.
  3. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества: Издательство: ИД «Федоров».
  5. Проснякова Т.Н. «Собачки». Энциклопедия технологий прикладного творчества: Издательство: ИД «Федоров».
  6. Проснякова Т.Н. «Кошки». Энциклопедия технологий прикладного творчества: Издательство: ИД «Федоров».
  7. Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества: Издательство: ИД «Федоров».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков по технологии в 4 классе на 2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование уроков по технологии в 4 классе на 2013-2014 учебный год с УУДОсновное содержание:1.Человек и земля(44ч)2.Человек и вода(6ч)3.Человек и воздух(6ч)4.Человек и инфор...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год...

План воспитательной работы в 4 классе на 2013-2014 учебный год

Материал соержит анализ воспитательной работы, цели , задачи работы и все виды  воспитательной работы с классом....

План воспитательной работы в 3 классе на 2013/2014 учебный год

В данном материале представлен план воспитательной работы, цели, задачи работы в классе, перечень документов нормативно-правовой базы, план анализа работы за год, план характеристики класса, перечень ...