"Формирование ценности здоровья, как главный аспект профилактики ЗОЖ"
статья по зож
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, т.к. именно в ней ребёнок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своём организме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование ценности здоровья,
как главный аспект профилактики ЗОЖ.
Проблема формирования культуры здоровья и основ ЗОЖ особо актуальна для младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит становление собственной программы жизнедеятельности.
Сегодня школа является главным звеном в формировании общей культуры и культуры здоровья человека, так как именно через школу проходит все население страны.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, т.к. именно в ней ребенок получает базовые знания многих наук, в том числе и о своем организме. На этом этапе происходит понимание и принимание ребенком ценности здорового образа жизни.
Здоровье наших детей необходимо беречь. Поэтому формирование культуры здоровья и основ ЗОЖ у младших школьников необходимо.
В своей работе я исхожу из предположения, что деятельность воспитателя по формированию культуры здоровья ЗОЖ будет наиболее эффективной, а здоровье детей будет крепким, если при проведении внеклассных мероприятий используются здоровьесберегающие приемы и средства.
Задачи:
∙ Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
∙ Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
∙ Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
∙ Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
∙ Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
∙ Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
∙ Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
∙ Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
∙ Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
∙ Сформировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
∙ Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
∙ оптимальный двигательный режим;
∙ тренировка иммунитета и закаливание;
∙ рациональное питание;
∙ психофизиологическая регуляция;
∙ рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);
∙ отсутствие вредных привычек;
∙ валеологическое самообразование.
Существует несколько направлений формирования ЗОЖ: физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, общегигиеническое, культурно-просветительное.
Считаю, что суть физкультурно-оздоровительного направления – в признании огромного значения для здоровья двигательной активности а, реабилитационно-профилактическое направление предполагает понимание и умение востонавливать здоровье после болезни, предупреждать ее возобновление и осложнения.
Цель культурно – просветительного направления – доказать, что посещение различных учреждений культуры, получение дополнительного образования отучают школьников от множества негативных привычек, наносящих непоправимый вред здоровью.
Думаю, что именно в младшем школьном возрасте реализация общегигиенического направления ЗОЖ: включает школьников в гигиеническое обучение и воспитание школьников в семье и школе, показывает престиж здоровья, формирует привычки и навыки ЗОЖ.
Здоровый образ жизни детей имеет прямую зависимость от той среды, в которой он находится, а это, как правило, семья и школа. В семье дети самостоятельны, активны, проявляют большую инициативу к осуществлению здоровьесберегающих действий, но взрослые не всегда обладают достаточным опытом и знаниями для решения проблем, связанных со здоровьем. Именно поэтому необходимо построение воспитательного процесса таким образом, что обе его стороны – школа и семья – активны, деятельны.
Статистика показывает что, одна из самых частых причин пропусков занятий – простуда.
Поэтому я знакомлю ребят и их родителей с простыми закаливающими процедурами. Если погода позволяет, то проводим оздоровительные прогулки и динамические паузы на свежем воздухе. Закаливание не только оздоравливает, но и способствует выработке у них силы воли, решительности.
Развиваю интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
Чтобы сформировать у детей культуру здоровья, нужно рассматривать не только физиологический, но и психологический, нравственный аспект здоровья.
Можно выделить следующие критерии сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
Свою деятельность я строю так, чтобы донести до детей, что для того чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни. Забота о здоровье и его укрепление – естественная потребность культурного человека.
В своей работе я использую элементы из методик профессора В.Ф Базарного. Включаю в уроки динамические паузы с активизацией рецепторов стопы ног с помощью индивидуальных ковриков для ног, тропы здоровья, профилактику близорукости с помощью простейших офтальмотренажёров, расширение зрительно-двигательной активности – проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве или движущихся ориентиров. Разнообразие дыхательных гимнастик в сочетании с детскими шутливыми стишками, которые читают с интонацией грусти, испуга, радости приносит пользу и снимает психологическое напряжение, движение по классу со сменой направления, изображения различных животных развивает фантазию. Стараюсь разнообразить динамические паузы, для того, чтобы они не стали формальными, и дети каждый раз ждут, какое будет задание на этот раз. Это:
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления зрения;
- упражнения для укрепления мышц кистей рук;
- упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
- релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
- массаж специальных точек на лице для профилактики простудных заболеваний.
Таким образом, формирование культуры ЗОЖ – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Дети узнав о том как необходимо заботиться о своем здоровье постепенно начинают придерживаться необходимых основ здорового образа жизни.
Заключение
Известно, что вода и камень точит, следовательно, при создании образовательной среды направленной на единую цель возможно сформировать у учащихся школы ценностное отношение к своему здоровью. Данная образовательная среда может быть ориентирована на физиолого-психологические особенности развития ребенка, то есть обучение должно быть доступным, научным, содержать игровые и познавательные ситуации с созданием заданий направленных на субъективную оценку личности и деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-257552-1561306729.jpg)
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-473534-1409207510.jpg)
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-312169-1411497298.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ МОРДОВСКОГО (МОКША) ЯЗЫКА"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-592622-1429464092.jpg)
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, как направление сохранения и улучшения здоровья воспитанников специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида ,
Подпрограмма воспитания здорового образа жизни "Здоровье"...
“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.
Целью данной работы является изучение принципов и составляющих здорового образа жизни, а также переосмысление с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-71806-1421785848.jpg)
Принципы и направления работы учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у детей.
Работа учителя начальных классов по формированию ценности здоровья у младших школьников должна представлять собой целенаправленную и системную деятельность, строящуюся на основе прогаммы воспитания об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-305930-1380637764.jpg)
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....