Главные вкладки

    Проект " Вода – растворитель. Очищение воды."
    проект по зож (4 класс)

    Лапина Ольга Владимировна

    Проект моего ученика

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов

    Городская

    учебно-исследовательская

    конференция для младших школьников

    по вопросам экологии «Открываем мир для себя»

    Исследовательская работа на тему:

    «Сбор и переработка бумажных ТБО в условиях города Сургута»

    Автор:

    Сайфуллин Амир

    ученик 4 «А» класса

    Научный руководитель:

    преподаватель начальных

    классов

    Лапина Ольга Владимировна

    Сургут 2018

    Содержание:

    Введение.                                                                                 2

    1. Теоретическая часть                                                                 4

    1.1 Проблема загрязнения окружающей среды в России и в городе Сургуте                                                                                         4

              1.2. Способы переработки ТБО в мире и России                        5

    1. Практическая часть.                                                                13
    2. Заключение                                                                        18
    3. Список использованной  литературы.                                        19

    Приложение 1                                                                        20

    Фотоотчет                                                                                      21

                                                             

    Введение

    Каждый день мы выкидываем мешки с мусором в мусоропровод.  Что же с ним происходит потом? Приезжает мусоровоз, забирает его,  и отвозит на мусорный полигон. Но ведь полигоны не безграничны? Когда заполнится один полигон, придется открывать новый. А мусор на полигонах выделяет вредные вещества, которые потом попадают в почву, воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем. Что же можно сделать для того, чтобы мусор был использован эффективно  и не приносил вред природе?

    Эти вопросы меня заинтересовали.

    Поэтому у нас возникла тема проекта «Сбор и переработка мусора в городе Сургуте»

    Мы определили цель проекта: организация сбора и переработки бумажных ТБО.

    Задачи:

    1. Собрать информацию о количестве и качестве ТБО в России, городе Сургуте;
    2. Узнать о способах переработки бытовых отходов;
    3. Изучить возможности раздельного сбора мусора в условиях города Сургута и познакомить одноклассников с возможностями раздельного сбора мусора.

    Гипотеза исследования

    Предполагаем, что разделение бытовых отходов поможет сохранить окружающую среду. (Или ученики начальной школы могут участвовать в сборе и переработке ТБО? )

    Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, наблюдение, анкетирование.

    План исследования:

    1. Сбор информации о загрязнении окружающей среды -  количестве, качестве ТБО в России, городе Сургуте
    2. Изучение способов переработки ТБО в мире и России
    3. Исследование уровня осознанности детьми начальной школы о экологической проблеме – накоплении ТБО на полигонах,  технологии раздельного сбора ТБО – макулатуры.
    4. Организация сбора макулатура в рамках начальной школы.

    1. Теоретическая часть
    1. Проблема загрязнения окружающей среды в России и в городе Сургуте

    Проблема мусора на сегодняшний день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Современные люди потребляют намного больше, чем предыдущие поколения. Объемы потребления ежегодно стремятся вверх, а с ними увеличиваются и объемы утильсырья. Как решить проблему мусора? В некоторых странах уже довольно давно пришло осознание всей опасности загрязнения, а где — то ситуация держится на прежнем уровне.

    Сегодня на территории России скопилось более 31 миллиардов тонн неутилизированных отходов. За год «производятся» 3,5 миллиарда тонн отходов, из которых 40 миллионов тонн — бытовые отходы населения. Около 10% от этого мусора утилизируются: 3% сжигаются, 7% перерабатываются. Остальные 90%, или 35 миллионов тонн бытовых отходов, оказываются на мусорных полигонах.

    Министерством природных ресурсов России было подсчитано, что на каждого россиянина приходится по 400 килограммов отходов в год. Ну а среднестатистическая российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 килограмм разного рода пластмасс, примерно 100 кило макулатуры, и около 1000 стеклянных бутылок.

    В Сургуте каждый год на мусорные полигоны вывозится около 750-780 тысяч куб.м. мусора. Мусорный полигон, находящийся рядом с аэропортом признан аварийным и подлежит закрытию. Живущие на свалке птицы являются угрозой для самолетов. Но в настоящее время он продолжает использоваться.

    Сам состав бытовых отходов позволяет использовать 60-80% от него в качестве сырья для промышленности или для компостирования. Этому мешают отсутствие раздельного сбора мусора и невысокий уровень развития мусороперерабатывающей отрасли в целом. Вместо сортировки мусора по брикетам и их продажи на производство подрядчики управляющих компании вывозят мусор на полигоны, иногда — на закрытые или нелегальные. Не так давно было нормальным выбрасывать сломанные шкафы, детали автомобилей, аккумуляторы и коробки из-под молока в ближайший овраг — то же самое практиковалось не только в России, но и в Австрии, одной из самых продвинутых на данный момент стран в мире в плане сортировки и переработки мусора.

    Источник: [9, http://vtorothodi.ru/vse-ob-otxodax/problema-musora]

    1.2. Способы переработки ТБО в мире и России

    1.2.1 Захоронение отходов на полигонах Полигоны – это официальное название санкционированных свалок. Отходы на полигонах выгружаются из контейнеров или кузова и разравниваются с помощью специальной техники. Слой мусора определенной толщины периодически покрывают грунтом, после чего снова насыпают отходы. Отходы, содержащие много органических веществ, начинают постепенно перегнивать.

    Токсичные твердые промышленные отходы обезвреживают на специальных полигонах и сооружениях. Для предотвращения загрязнения почв и подземных вод отходы подвергают отверждению цементом, жидким стеклом, битумом. Захоронение, утилизация токсичных твердых промышленных отходов производится на специализированных территориях.

    Достоинства

    Позволяет забыть о проблеме утилизации отходов.

    Создаётся видимость - если закопать ТБО, то они исчезнут.

    Не требует постоянных и крупных капиталовложений.

    Недостатки

    Подземные свалки не заметны, на первый взгляд, но на поверхности земли над ними почва отравлена. Более того, с поверхности почв над свалками часто испаряются едкие токсичные вещества.

    Находящиеся в почве отходы отравляют её, попадая через подземные воды в водоёмы.

    Затраты на борьбу с последствиями губительного влияния захоронений отходов т.е. на охрану природы, здравоохранение, во много раз превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО.

    Требуются новые огромные территории

    1.2.2 Сжигание мусора

    Пластмассовые бутылки и другая упаковочная тара не разлагается, как обыкновенный мусор, что наносит непоправимый ущерб экологии. Использованная пластмассовая тара может быть сожжена. Этот метод активно используют в США, а вырабатываемая при этом энергия используется для нужд населения. Однако этот путь утилизации экологически небезопасен, так как в атмосферу поступает много вредных веществ.

    Достоинства

    Позволяет единовременно избавиться от большого количества мусора.

    Удобно в больших городах и на крупных предприятиях, так как позволяет избавляться от отходов по мере их поступления.

    Существует также несколько групп отходов, сжигание для которых применять необходимо. Это отходы, которые могут быть инфицированными: медицинские - перевязочный материал, шприцы, спецодежда, медицинские инструменты, органические послеоперационные отходы; отходы служб судебно-медицинской экспертизы, трупы животных; отходы пищеблоков.

    Недостатки

    Ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу с дымом, провоцируют тяжелые заболевания у людей, способствуют образованию озоновых дыр.

    Из-за постоянных выбросов дыма в атмосферу над предприятиями образуются плотные дымовые завесы.

    После сжигания отходов остаётся ядовитый пепел, который, тоже приходиться утилизировать.

    1.2.3 Вторичная обработка

    Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, — самый эффективный способ решения проблемы. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду.

    Но из-за того, что люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары, заводы по переработке пластиковой упаковки простаивают.

    Основной проблемой в переработке является сортировка мусора.

    Вот как сортируют мусор в других странах:

    В Германии принято сортировать мусор по разным контейнерам. Этому придается большое значение, и прежде всего – из экологических соображений: рассортированный мусор можно подвергать повторной переработке. Мусор необходимо сортировать не только в собственном доме или общежитии, но и на всей территории университета и в других общественных местах, например, на вокзале или в аэропорту. В желтый контейнер или желтый мешок выбрасывают все упаковочные материалы, отмеченные знаком «Зеленая точка», например, пустые алюминиевые банки, пластиковую упаковку, пакеты от молока и сока. «Желтые мешки» можно бесплатно получить в городской ратуше. Кроме того, мешки для сбора мусора продаются в супермаркетах.

    Контейнер для бумаги. Большие и маленькие голубые контейнеры предназначены для сбора бумаги и картона: старых газет, журналов, рекламных проспектов, книг, бумажных и картонных упаковок. В последнее время появляется все больше пунктов приема бумаги и картона, в которых за килограмм макулатуры выплачивается небольшая денежная сумма.

    Контейнер для стекла. Существуют и специальные контейнеры для стекла, разделенные в зависимости от его цвета – белого, зеленого или коричневого. При сортировке стекла необходимо учесть два момента. Во-первых, в эти контейнеры нельзя выбрасывать стеклотару многоразового использования. Во-вторых, прежде чем выбросить бутылку или банку в контейнер для стекла, с нее нужно снять крышку (и выбросить ее в желтый контейнер). При покупке напитков в такой стеклотаре за упаковку берется залог, который возвращается при сдаче пустых бутылок.

    Органические отходы. Коричневые контейнеры предназначены только для органических отходов (компоста), т.е. пищевых отходов, несъедобных частей фруктов или овощей, яичной и ореховой скорлупы, кофейных фильтров, использованных чайных пакетиков, а также садового мусора, например, листьев и скошенной травы. Жидкости, сигаретные окурки и детские подгузники в контейнер для органических отходов выбрасывать нельзя.

    Остальной мусор. Отходы, которые не содержат вредных веществ, однако не подлежат переработке и повторному использованию, выкидывают в контейнеры для «остального мусора». Таким мусором являются, например, зола, использованные пылесборники, сигаретные окурки, резина, предметы гигиены, подгузники, натуральная и искусственная кожа.

    Вредные для окружающей среды отходы утилизируются отдельно. Так, батарейки и аккумуляторы, содержащие ядовитые вещества, собираются в специальные маленькие коробки. Их можно взять в магазине или супермаркете, а затем туда же сдать, чтобы их содержимое могло быть правильно утилизировано.

    Источник https://habr.com/post/411187/

    1. 2.4. Основные направления в переработке ТБО

    Основные этапы переработки отходов. Отходы, поступающие на заводы, прежде всего, проходят контроль на содержание радиоактивных веществ. Вручную из массы ТБО извлекают крупные предметы – чугунные батареи центрального отопления, колеса автомобилей, железные кровати и т.п. Производится отбор вторичного сырья – макулатуры, цветных металлов, стекла. Отсортировываются также изделия из пластмассы и полиэтилена. Из них получается вторичное сырье – пластмассовая крошка, которая сортируется по цвету и расфасовывается. Далее из мусора с помощью магнитов выделяют лом черных металлов (состоящий, главным образом, из консервных банок и пробок от пивных бутылок). Этот металлолом прессуют и направляют в переплав на металлургические производства других заводов.

    Автомобильные покрышки также подлежат отдельной переработке; из них получают пирокарбон – черный порошок, широко используемый для производства резины, пластмасс, очистки сточных вод и почвы.

    Пищевые и садовые отходы используются для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Бывшие в употреблении пластмассовые изделия могут быть использованы вторично. Из переработанного пластика снова делают бутылки. Так, в США уже несколько лет ведутся исследования о возможности изготовления шпал из переработанной пластмассы. Во влажных условиях такие шпалы не будут гнить. На Тайване из пластмассы делают волокна, основу для линолеума.  В Тюмени бутылки перерабатывают в черепицу, в Набережных Челнах делают мебель для летних кафе. Применение переработанной пластмассы теоретически не ограниченно и пока единственное исключение – ее вторичное использование для изготовления пищевой упаковки.Глава 2

    В России есть компании, которые занимаются переработкой мусора. Единственный на всю страну завод, делающий, как и в Японии, гранулы  из старых пластиковых бутылок для производства новых, находится в Солнечногорске Московской области и работает с 2009 года. Бутылки превращаются сначала в хлопья ПЭТ (полиэтилентерефталат) а затем в гранулы, из которых делают бутылки.

    Макулатуру в России также перерабатывают, в том числе на оставшихся со времён СССР производствах. «Лига переработчиков макулатуры» объединяет 60 компаний, на которые приходятся 80% всей перерабатываемой макулатуры в стране.

    Каждая тонна макулатуры стоит около 10 тысяч рублей, при этом за год на мусорные полигоны её вывозят на 60 млрд рублей. Перерабатывают 3,3 млн тонн из 12 млн тонн, которые образуются за год. Мощности переработчиков способны «переварить» 4,15 млн тонн, так что они испытывают недостаток сырья.

    Изменить эту ситуацию могло бы налаживание по всей стране раздельного сбора мусора и желание производителей товаров внести позитивный вклад в экологическое состояние страны. Производители считают, что отвечать за раздельный сбор должно государство, а в случае повышения нормативов по переработке упаковки им придётся поднимать стоимость товаров.

    Процесс переработки бумаги:

    Батарейки, лампочки, смартфоны, ртутные градусники в России чаще всего попадают на свалку. Чтобы не выбрасывать токсичный и опасный мусор в обычные контейнеры, можно сортировать его дома и затем отвозить в пункты приёма, размещённые в различных торговых центрах и магазинах: Obi, Ikea, LavkaLavka, «ВкусВилл».

    Источник: [10, http://vtorothodi.ru/vse-ob-otxodax/problema-musora Утилизация и переработка отходов © vtorothodi.ru]

    В Сургуте в настоящее время утилизацией мусора занимается около 70 компаний. С 1 января 2019 года этим будет заниматься региональный оператор по обращению с коммунальными отходами- организация АО «Югра-Экология». [12, https://sitv.ru/arhiv/news/musornyj-peredel-novaya-reforma-ozadachila-surgutskie-uk/]

    Будем надеется,  что наши надежды оправдаются и данная компания направит свои усилия на организацию сбора раздельного мусора, как обещает департамент экологии г.Сургута. А сейчас надо вырабатывать правильное отношение граждан к данному процессу, начиная со школы, знакомить их с проблемами экологии.

    3. Практическая часть

    Наш проект продлился в течение 2 месяцев – октябрь и ноябрь 2018 года. В начале проекта нами было проведено анкетирование с целью выявления общей осведомленности детей о проблеме загрязнения окружающей среды и о технологии раздельного сбора бытовых отходов.

    После проведения анкетирования нами было выявлено, что:

    После анкетирования детям  был показан фильм: «Как перерабатывают бумагу». И была проведена беседа о важности сортировки мусора – заданы вопросы  – что нового они узнали о переработке бумаги, является ли процесс переработки бумажных отходов важным и почему? Каким образом дети могут принимать участие в сортировке ТБО?

    После беседы было принято решение – совместно с заведующим библиотеки МБОУ СОШ № 46 и социальным партнером - ООО «Лидер» (генеральный директор Калошин Д.В.) организовать акцию по сбору макулатуры: «Бумаге - вторую жизнь!».

    МБОУ СОШ №46 работает в данном русле не первый год и в течение 2017-2018 гг в рамках проекта удалось собрать 650 кг макулатуры, которая позволила сохранить примерно 7 деревьев.

    Акция проходила 19-20 ноября 2018 гг. В рамках акции участвовали 7 классов начальной школы и удалось собрать  еще 200 кг  килограммов макулатуры и благодаря этому спасти 2 дерева и уменьшить количество бумажных бытовых отходов, которые попадают на свалку.

    Самые активные участники были награждены похвальными грамотами, социальный партнер – благодарственным письмом.

    Ученикам начальной школы и их родителям понравилось принимать участие в нашей акции и после беседы с активными участниками акции мы планируем проводить ее 3 раза в год: в начале года, в середине года – перед зимними каникулами (организация очистки дома от накопившегося за год ненужных бумажных отходов)   и в конце года – перед уходом детей на каникулы – обычно за учебный год накапливается большое количество рабочих тетрадей, которые на следующий год уже не понадобятся и вместо того, чтобы выбрасывать их – дети смогут принести отслужившие рабочие материалы в школу.

    Данные акции позволяют привлечь внимание детей, родителей и других взрослых  к проблеме защиты окружающей среды, рациональному использованию ресурсов и внимательному отношению к природе.

    После проведенной работы нами было проведено повторное анкетирование, в ходе которого мы смогли выявить, что увеличился процент учащихся, осознанно относящихся к раздельному сбору мусора.

    Увеличился процент детей, осведомленных о возможности сортировки бытовых отходов с 61% до 73%.

    Увеличился процент детей, осведомленных о необходимости сортировки домашних бытовых отходов с 80% до 84%.

    Увеличился процент семей, принимающих участие в сортировке бытовых отходов с 41% до 50%.

    Судя по ответам, которые были даны учащимися, уменьшилось количество бытовых отходов, производимых семьей за день. Возможно дело в том, что дети начали более внимательно относится к самому количеству ТБО, которое производится семьей.

    Данные ответы свидетельствуют также о том, что уменьшилось количество бумажных бытовых отходов, производимых семьей. Мне надеемся, что благодаря нашей работе некоторые дети задумались о возможности сортировки и утилизации бумажных ТБО.

    Заключение

    Проблема утилизации ТБО в настоящее время – глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения.

    Одно из передовых направлений, позволяющих решить данную проблему – является раздельный сбор и переработка ТБО. В нашей работе мы рассмотрели возможности частичного сбора ТБО в условиях города Сургута и вторичное использование макулатуры.

    Мы думаем, что работа, проведенная нами позволила детям хотя бы частично увидеть масштаб экологической проблемы, с которой столкнулся человек в настоящее время и   внимательно взглянув на те ТБО, которые утилизируются семьей в течение дня, недели, года, понять, что именно каждый человек может сделать, для того, чтобы минимизировать воздействие людей  на окружающую среду, помочь природе выжить.

    Список использованной литературы:

    1. Акимова А.П.Экология. – М.: «Юнити»,2001

    2. Гальперин М В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФА – М,2002

    3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов на/Д.:«Феникс»,2003

    4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 06.04.99.

    5. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. И справочное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001

    6. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001

    7. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.

    Приложение №1

    Анкета «Переработка мусора»

    1.Знаете ли Вы, о проблеме всего мира- о загрязнении окружающей среды?

    2.Знаете ли Вы, что во многих странах бытовые отходы , для того чтобы использовать вторично, сортируют?

    3. Как вы думаете, нужно ли сортировать бытовые отходы?

    4.Занимается ли Ваша семья  сортировкой бытовых отходов дома (утилизируете ли бумагу и пластик в специальные контейнеры)?

    5.Сколько в среднем, набирается бытовых отходов в Вашей семье за одни сутки? Обведи в кружок правильный вариант ответа.

    Половина мусорного ведра, мусорное ведро, больше мусорного ведра

    6.Какую часть Ваших ТБО (за сутки), примерно, занимают бумажные отходы в целом? Обведи в кружок правильный вариант ответа.

    25%,  50%, 75%,  100%.

    Анкета «Сбор и переработка бытовых отходов (мусора)»

    Обведи в кружок правильный вариант ответа.

    1.Знаете ли Вы, о проблеме всего мира- о загрязнении окружающей среды?

    Да  нет

    2.Знаете ли Вы, что во многих странах бытовые отходы , для того чтобы использовать вторично, сортируют?

    Да  нет

    3. Как вы думаете, нужно ли сортировать бытовые отходы и если нужно, для чего это надо делать?

    Да  нет

    4.Занимается ли Ваша семья  сортировкой бытовых отходов дома(утилизируете ли бумагу и(или) пластик в специальных контейнерах)?

    Да  нет

    5.Сколько в среднем, набирается бытовых отходов в Вашей семье за одни сутки?

    Половина мусорного ведра, мусорное ведро, больше мусорного ведра

    6.Какую часть Ваших бытовых отходов (за сутки), примерно, занимает бумажные отходы в целом?

    25%,  50%, 75%,  100%.

    Анкета «Сбор и переработка бытовых отходов(мусора)»

    Обведи в кружок правильный вариант ответа.

    1.Знаете ли Вы, о проблеме всего мира- о загрязнении окружающей среды?

    Да  нет

    2.Знаете ли Вы, что во многих странах бытовые отходы , для того чтобы использовать вторично, сортируют?

    Да  нет

    3. Как вы думаете, нужно ли сортировать бытовые отходы и если нужно, для чего это надо делать?

    Да  нет

    4.Занимается ли Ваша семья  сортировкой бытовых отходов  дома(утилизируете ли бумагу и(или) пластик в специальных контейнерах)?

    Да нет

    5.Сколько в среднем, набирается бытовых отходов в Вашей семье за одни сутки?

    Половина мусорного ведра, мусорное ведро, больше мусорного ведра

    6.Какую часть Ваших бытовых отходов (мусора) за сутки, примерно, занимает бумажные отходы в целом?

    25%,  50%, 75%,  100%.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"

    В ходе практической работы дети обнаруживают  свойство воды – растворять  примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...

    Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

    Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

    Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"

    Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....

    Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.

    Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

    Исследовательский проект "Вода-растворитель. Польза и вред."

    Итоговая работа уч-ся 4 класса по проектной деятельности,...

    Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)

    Цели урока: создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...