«Компьютер и ребенок»
учебно-методический материал по зож

Новикова Наталья Николаевна

      Практически в каждом доме есть компьютер или ноутбук. Множество людей используют эти устройства для работы, поиска информации, просмотра фильмов или прослушивания музыки. То, что компьютер стал неотъемлемой частью жизни взрослого человека, уже стало привычным, но и подрастающие члены семьи тоже не прочь пощелкать клавишами и посмотреть в монитор. Многие родители задаются вопросом, что приносит компьютер ребёнку: вред или пользу? 

     Как и на множество других вопросов однозначного ответа нет. При умеренном и правильном использовании, компьютер послужит инструментом в обучении и развитии ребенка, но может при этом нанести здоровью ребёнка непоправимый вред.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_kompyutera_na_zrenie_shmo.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Как влияет работа с компьютером на зрение ребенка.

Как сохранить зрение детей.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

                               Выполнила:

Новикова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

2017 г

ИССЛЕДОВАНИЕ

Дети много времени проводят  за компьютером. Oсобенности влияния компьютера на зрение детей:

— Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд оказывается долго сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.

— Дети могут выдержать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимание на усталость глаз.

Проведя опрос в своем классе, я выяснила, что из 32 учащихся компьютеры есть у каждого ребенка. Опросив детей, я сделала вывод, что более 3х часов проводят за компьютером 22 учащихся, и только 10 человек – не более 2х часов. Информация о том, что дети должны проводить у компьютера не более 15 минут (максимальное допустимое непрерывное время), вызвала удивление, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРА НА  ЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перефокусироваться 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения у 60 - 85% пользователей.

К основным факторам, отрицательно влияющим на зрение при работе с монитором, можно отнести:

  • неправильно настроенная четкость и резкость изображения;
  • неправильно настроенная яркость;
  • мерцание изображения;
  • наличие бликов.

При работе с компьютером, в отличие от чтения книги, когда можно легко найти удобное положение, человек полностью зависит от положения дисплея. Кроме того, экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста (лист бумаги — пассивный контраст), который не столь сильно зависит от интенсивности освещения и угла падения света. Изображение на экране динамически обновляется. Низкая частота обновления (регенерации) вызывает мерцание изображения.

Обычно человек долго смотрит на экран монитора. При этом глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. По мнению газеты «АИФ Здоровье», это приводит к их ослаблению.

Длительная работа с компьютером требует также повышенной сосредоточенности, что приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения человека. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему.

Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение. Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению.

Источники бликов — расположенные рядом с экраном монитора источники света, светлое оборудование, яркие поверхности, не зашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя.

Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Эта проблема хорошо знакома автолюбителю, долгое время находящемуся в пути, или любому читателю, часами не отрывающемуся от книги. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии.

Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером. Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ваш ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером.

Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как «неприятность». Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта «неприятность» может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно: — самосветящееся, а не отраженное; — имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения; — не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей; — мерцающее (мелькающее), т. е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации; — не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном. Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Невозможность правильно и рационально организовать рабочее место оператора (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию. Так что же такое CVS? Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (computer vision syndrome).Как же проявляется CVS и каковы его симптомы? Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные». К первым относятся: — затуманивание зрения (снижение остроты зрения); — замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

— двоение предметов;

— быстрое утомление при чтении. Ко вторым:

— жжение в глазах;

— чувство «песка» под веками;

— боли в области глазниц и лба;

— боли при движении глаз;

— покраснение глазных яблок. Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод

— отсутствие силы зрения).

Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и   зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной — ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК. Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большей частоте у них распространенных глазных заболеваний — катаракты и глаукомы — не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости. С другой стороны, за последние годы компьютер претерпел огромные позитивные изменения как функционально, так и конструктивно. Но при всем при этом актуальность проблем здоровья оператора ПК практически не изменилась. Поддержание глаз, органа зрения в рабочем состоянии при работе с компьютером требует больших затрат энергии. Почему? И хотя мы перечисляли эти причины, все-таки повторим их еще раз. Изображение у ПК отличается от бумажного — оно светящееся на светящемся фоне, оно пиксельное — точечное, мерцающее и т. д. Поэтому считывание такого сигнала для органа зрения — это очень напряженный (даже стрессовый) режим работы, требующий значительного расхода дополнительной энергии для подержания его в рабочем состоянии. А смена режимов работы: светящийся монитор — клавиатура — документы, это дополнительная нагрузка, также требующая дополнительных энергозатрат. Также хорошо известно, что ПК оказывает через наши глаза информационное воздействие непосредственно на центральную нервную систему оператора. Особенно сильно проявляется это воздействие на детей. Вспомним судебный процесс в Японии, когда пострадало более 700 детей от воздействия цветом с экрана TV. Поэтому при длительном общении с ПК по принципу «где тонко там и рвется» страдают, прежде всего, органы и процессы организма потенциально ослабленные, т. е. с недостающей энергетикой, другими словами больные или находящиеся в пограничном состоянии «здоровье — нездоровье». Человек, работающий с ПК становится чувствительным к любым другим зрительно-напряженным видам деятельности и условиям, а именно: — работа с документами; — вождение автомобиля; — отдых в южных широтах и т. д. Что делать? Как защититься? Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр. Конечно, все это правильно, но иногда совершенно неосуществимо. По нашему мнению профилактика CVS должна идти по трем направлениям:

  • усовершенствовать сами средства отображения информации, то есть приближать экранное изображение к естественному,
  • правильно орагнизовывать труд оператора ПК,
  • приспосабливать орган зрения к оптимальному восприятию изображения на экране.

Делаются мониторы с высоким разрешением, то есть увеличенным числом строк, повышается (до 100 Гц и более) частота смены кадров, подбираются люминофоры, дающие более высокий контраст, а также дополнительные экраны, повышающие его.

Наконец, электроннолучевые трубки заменяются жидкокристаллическими платами. Из них особенно эргономичны экраны с так называемой активной матрицей, применяемые в портативных компьютерах типа “Notebook”. Однако, все эти усовершенствования, хотя и несколько снижают зрительное утомление пользователей, они не решают проблему CVS. Чем больше человеческая деятельность будет связана с наблюдением экрана дисплея, тем больше людей будет нуждаться в помощи специалиста по охране зрения.

Не меньшее значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы оператора. В специальных исследованиях были обоснованы временные нормы работы с ПК, которые вошли в правила СанПиН 2.2.2.542–96. Сформулированы основные требования чередования видов работ для разных категорий пользователей и разных их возрастов. Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков, когда формирование рефракции еще не сложилось и чрезмерная нагрузка может приводить к развитию близорукости.

Очки с компьютерным спектральным фильтром: — повышают цветоразличение и цветовой контраст; — делают изображение на сетчатке глаза более четким и контрастным; — уменьшают «пиксельность» изображения на мониторе — (фильтр обладает удивительным свойством — различимость точек-пикселей уменьшается, но при этом сама линия оператором воспринимается более четко, более контрастно); — «корригируют» спектр излучения монитора под максимальную спектральную чувствительность фоторецепторов глаз; — улучшают аккомодационную способность — это важнейший показатель работы глаз; — уменьшают время обнаружения полезного сигнала; — вырезает коротковолновую, жесткую часть спектра, негативно действующую на оптические среды глаза. В результате перечисленного уменьшается количество ошибок, совершаемых оператором, особенно во второй половине дня, уходят раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Высота стола должна регулироваться от 680 до 800мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана.

Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60 – 70см

Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м², объем – не менее 20 м³.

В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 – 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.

ДОПУСТИМОЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ ДЕТЕЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Дошкольники, возраст (лет)

Максимальное допустимое время

работы, мин

5

7

6

10

Школьники, класс

Максимальное допустимое непрерывное время работы, мин

1 (шестилетки)

10

2-5

15

6-8

20

8-9

25

10-11

30 на первом часу занятий, 20 на

втором часу

ЗАЩИТА ОРГАНА ЗРЕНИЯ

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением.
Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

  • самосветящееся, а не отраженное;
  • имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;
  • состоит из дискретных точек - пикселей;
  • мерцающее, т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;
  • не имеет четких границ (как на бумаге).

При повышенных зрительных нагрузках хорошо помогают несложные упражнения

  1. Работая за компьютером, время от времени моргайте в течение 30 секунд. Смотрите прямо перед собой две – три  секунды, затем вытяните вперёд руки и зафиксируйте взгляд на кончике среднего пальца. Через 5 секунд руки опустите. Повторите упражнение 10 раз. 
  2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  3. Крепко зажмурить глаза, считать до трех, открыть глаза  и посмотреть в даль. Повторить 4-5 раз.
  4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево, вправо, вверх, вниз и по восьмерке на боку.  Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений  в правую сторону столько же в левую расслабив глазные мышцы посмотреть в даль на счет 1-6. Повторять 2-3
  6. ВИТАМИНЫ

Витамин А (ретинол) оказывает влияние на состояние слизистых оболочек глаза, участвует в образовании светочувствительного вещества сетчатки.

Дефицит витамина А вызывает сужение поля зрения и нарушение способности различать цвета.

Витамин А содержится:

  • В продуктах животного происхождения: в печени, яйцах, молоке, сливочном масле, сырах, печени морских рыб;
  • В  овощах, фруктах и ягодах оранжевого и зеленого цвета: моркови, абрикосах, облепихе, салате, капусте, зеленом горошке.

Суточная потребность 1,5 мг.

Витамин В2 (рибофлавин) также оказывает значительное влияние на органы зрения: участвует в поддержании нормальной функции глаза и синтезе гемоглобина очень важного в кроветворении, повышает остроту зрения, способность различать цвета.

        При дефиците витамина В2 и длительных нагрузках на органы зрения возникает сумрачное зрение (куриная слепота), возникает зрительная усталость, конъюнктивит, проявляющийся выраженным покраснением склер, светобоязнью, слезотечением.

        Витамина В2 особенно много в дрожжах, орехах, отрубях, различных крупах, овсяных хлопьях, бобах, мясе. Суточная потребность 2,5мг.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, углеводном обмене, восстановлении тканей и образовании гормонов, обменных процессах организма, положительно влияет на стенки сосудов, их проницаемость, в том числе сосудов глаза.

        Дефицит витамина С в организме ослабляет его, делает чувствительным к неблагоприятным факторам среды.

        Особенно много  витамина С находится в черной смородине, шиповнике, петрушке. В профилактических целях применяются для восстановления организма при тяжелом умственном напряжении и длительном труде. Суточная потребность 70-100мг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заболевания по зрению, характерны для пользователей ПК, при работе у которых  появляется усталость, снижается работоспособность.

. Периодический перевод взгляда с экрана на клавиатуру вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером  существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы- чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Поэтому работа для школьников, в том числе длительность их общения с компьютером, должна  строго нормироваться санитарными  правилами и нормами, предназначенными для предотвращения неблагоприятного воздействия на школьника вредных факторов, сопровождающих работой с персональными компьютерами как в школе, так и дома.

Необходимо проводить беседы с детьми и работу с родителями о вреде здоровью, и в первую очередь, зрению, от чрезмерного использования компьютера.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.П.Александрова. Медицинская энциклопедия
  2. А.И.Ревин. «Специфика зрения человека»
  3. А.А.Сурков. Энциклопедия.  О влиянии компьютерной техники на зрение человека
  4. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96  
  5. Материалы сайтов:

Сайт IMA Vision энциклопедия нарушения зрения  http://www.imavision.ru/

Образовательный проект «Компьютер изрение» http://www.vision.ochkam.net/content/view/67/35

http://www.4med.ru/stat/oft/17.php

Зрительный компьютерный синдром

http://www.eye2eye.com/
http://www.cvconsulting.com/
Компания GlareGuard, производитель защитных фильтров для мониторов ПК http://glareguard.com/

www.pole.com.ru – «Центр электромагнитной безопасности», исп. 23.11.2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Вредное воздействие компьютера на ребенка".

«Вредное воздействие компьютера на ребенка»Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что он вреден даже взрослым. Неокрепший организм малы...

"Компьютер и ребенок"

Выступление для родительского собрания...

Родительское собрание - практикум "Компьютер и ребенок. Плюсы и минусы этого общения."

Разработка родительского собрания поможет расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером....

Компьютер и ребенок

laquo;Компьютерной проблемы не существует.Есть проблемы отношенийсо сверстниками и проблемы общения в семье»З.и Н. Некрасовы...

«Вредное воздействие компьютера на ребенка»

laquo;Вредное воздействие компьютера на ребенка»...

Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»

Цель: информирование родителей по теме «Компьютер и ребенок»...