ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
статья по зож

Блохина Елена Владимировна

В статье поднимаются вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников с ЗПР. Как сделать логопедические занятия с детьми не только насыщенными информацией, но и полезными для психического и физического здоровья воспитаннико? Мы предлагаем конкретные приемы и методики, позволяющие говорть о здоровьесозидающем характере логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_na_log._zanyatiyah.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Блохина Елена Владимировна, Комиссарова Елена Вячеславовна

ГБОУ школа № 561 Калининского района СПб, учитель-логопед

Разговор о сохранении здоровья всех участников образовательных отношений чрезвычайно важен. Сохранение здоровья нации – это вопрос государственной важности и является приоритетом политики нашего правительства. Об этом свидетельствуют следующие документы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, Указ Президента РФ от 07.05.2012 No 599;
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 No295;
4. ФГОС  НОО,  ФГОС  НОО ОВЗ образования;
5. Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденна Постановлением 6. 6. Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N453 (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2015N296);
6. Концепция развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы.

Вопросы здоровьесбережения и здоровьесозидания должны решаться в рамках учебной, внеурочной деятельности  и, конечно, силами специалистов службы сопровождения.

Осуществляя коррекционную работу в школе для учащихся с задержкой психического развития, понимаем, что вопрос здоровья наших воспитанников стоит очень остро. Мы, как логопеды, отмечаем: из года в год растет число детей школьного возраста, нуждающихся в нашей помощи. Тяжесть речевых нарушений также возрастает.

Недостатки речевого развития зачастую влекут за собой серьезные психологические проблемы, которые в свою очередь, влияют как на психическое, так и соматическое благополучие учащихся.

Мы столкнулись с дилеммой: с одной стороны – важно помочь детям: скорректировать речевые проблемы или сгладить их. С другой стороны сделать  занятия не только интересными, но и эффективными несмотря на то, что занятия проходят после окончания уроков, когда дети утомлены.

Для решения этой дилеммы мы придерживаемся правил здоровьесберегающего подхода.

Создание благоприятного психологического климата в ходе коррекционных логопедических занятий позволяет повысить их эффективность, помогает ребенку чувствовать себя уверенно. Также необходимое условие на занятиях – похвала. Нужно обязательно найти, за что похвалить ребенка на занятии. Позитивное настроение помогает создать тихая фоновая музыка, пластмассовые мячики-ежики и т.д.

В условиях логопедической работы с подгруппой школьников с ОВЗ возможности для применения дифференциального подхода значительно возрастают по сравнению с  возможностями при работе с целым классом. Необходимость дифференциального подхода определяется тем, что в подгруппу могут входить дети с разными нарушениями (помимо задержки психического развития): нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и с комплексными нарушениями развития.

Нами дифференцируются задания (по уровню творческой составляющей, по уровню трудности и по объему), чтобы у каждого ребенка была возможность показать положительную динамику.

В условиях игры гораздо легче активизировать и удерживать внимание детей, формировать интерес к знаниям. Дидактические игры, игровые приемы позволяют решать сразу несколько задач. Использование игр и игровых приемов обязательная составляющая наших занятий.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение конструирования является незаменимым в коррекционно-логопедической работе. На занятиях мы используем мягкий конструктор, конструктор «Лего», различный геометрический конструктор, липучки и т.п.

Одними из современных методов работы с детьми отмечают арт-терапию, которая состоит в развитии и самовыражении маленького человека через творчество (рисунок, сказку, музыку и т.п.). В работе мы используем различные техники: «кляксографию», пальцевую живопись, рисование ладонями, рисование тычком жесткой полусухой кистью, рисование на крупе. Детям эти техники очень нравятся. Они не требуют умелого изображения тонких линий. Здесь достаточно на первом этапе нарисовать правильную геометрическую фигуру или их сочетание, а затем наполнить рисунок цветом. Умение рисовать при использовании этих техник не влияет на качество восприятия рисунка.

Использование в работе специального кинетического песка помогает ребятам успокоиться, расслабиться после трудного урока. Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка, развивает творческие способности и воображение. Однако, в век урбанизации и компьютеризации дети зачастую «проходят мимо» важного этапа развития индивидуума. Мы возвращаем детей в мир детских занятий. Даем возможность проявить фантазию, снять напряжение. Трогая песчинки руками, ребенок развивает мелкую моторику.

Простые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи детей с ЗПР. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребят прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушением интеллекта. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Для предотвращения наступления утомления используются разнообразные средства: чередование умственной и практической деятельности, подача материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Еще И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок хуже обучается. Поэтому при работе мы регулярно используем кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Пример некоторых упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос» и др.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка с ЗПР развиваются межполушарные связи, улучшается память, концентрация внимания, они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении.

Чтобы за короткое время сделать как можно больше, необходимо в ходе занятий применять активные методы обучения – полифункциональные упражнения (решаются сразу несколько задач). Использовать задания, в которых определена главная цель (цели) и не теряется время и силы на монотонную и однообразную работу. Помогают реализовать этот принцип тетради на печатной основе, индивидуальные карточки, задания типа вставь букву / выбери букву, допиши, шифровка, использование символов и т.п.

В век информационных технологий не обойтись без компьютерных программ. Важно использовать их разумно. Программы «Азбука», «Обучение чтению» позволяют развить навыки слогового и звуко-буквенного анализа слов разной структуры, поработать над навыками чтения, послушать выразительное чтение актера, в то же время правильно дышать, ориентируясь на зрительную опору, либо выделение в тексте и специальные значки. Программа «Здоровое дыхание» используется логопедами учреждения только после специального обучения. Направлена на отработку физиологического и речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи: дизартрией, заиканием, алалией. Программа «Логодиакор» - инструмент для диагностики, корренкции и развития высших психических функций. Основана на модульном принципе построения в форме теста с правом выбора вариантов ответов, автоматическом выборе вариантов выводов. Данная программа активизирует познавательную активность ребенка, обеспечивает высокий уровень мотивации и индивидуальный подход.

Гиппократу приписывали изречение: «Нас трое – болезнь, больной, врач. Если больной объединяется с врачом, вдвоем они одолеют болезнь. Если больной объединяется с болезнью, врачу не справиться с двумя». Надо стремиться к тому, чтобы родители стали нашими единомышленниками. Понимали важность логопедических занятий. Только настойчивость, регулярность, последовательность дадут положительный результат. Поэтому мы сотрудничаем с нашими родителями: выходим на собрания, приглашаем на беседы, дни открытых дверей, выдаем материалы для занятий и т.д.

Таким образом мы считаем, что при соблюдении всех принципов, описанных выше, возможна положительная динамика в коррекции речи обучающихся, а также  сохранение и созидание здоровья всех участников образовательного процесса.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001
  3. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. - Москва: Просвещение, 2012
  4. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. - Москва, Просвещение, 1999
  5. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова. - М: 2009 (библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  6. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002
  7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  8. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003
  9. Собалева А.Е., Емельянова Е.Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009
  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
  11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001
  12. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе».

На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современный этап р...

Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе

Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....

Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.

Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции  учащихся  н...

Игры с песком на логопедических занятиях в школе с детьми с ЗПР

В статье описаны некоторые приемы работы с песком в начальной школе...

использование мультимедийных технологий на логопедических занятиях в школе (презентация)

В данной презентации отражаются основные тезисы по применению мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда школы. Какие работы можно перевести в электронный формат, с какой целью применять в ра...