исследовательская работа
учебно-методический материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Белова Ирина Николаевна

Исследовательская работа на тему:«Правильное питание младших школьников - успешная  учёба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon is._rab_pitanie.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Садовская СШ»

Ульяновская область Новоспасский район

Исследовательская работа на тему:

«Правильное питание младших школьников - успешная  учёба»

Содержание

                                                                                                        стр.

1. Введение                                                                                                                     3- 4

2. Основная часть:                                                                                                         5-14                              

     2.1 физиологические особенности детей младшего школьного возраста;

     2.2 основные принципы здорового питания школьников;

2.3 необходимые продукты для полноценного питания школьников;

2.4 правильное питание;

2.5 правильный режим питания;

2.6 как питаются младшие школьники.

3. Заключение                                                                                                                  15

4. Список литературы                                                                                                     16

5. Приложение 1. Примерное меню на 1-день для младших школьников          17

6. Приложение 2. Оценка школьников правильного и  здорового рациона и режима

питания                                                                                                                          18-19

7. Приложение 3. Результаты Анкеты №2                                                                    21

Введение

Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». Питание является обязательным условием существования человека. Неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.  Я решила проанализировать примерный рацион питания младших школьников, их меню в школе и дома, количество употребляемых ими фруктов и овощей.

По современным представлениям, здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Данная работа поможет разобраться, что такое правильное питание и раскроет, какие факторы являются необходимыми для нормального роста и развития организма.

         Говоря о правильном питании, нельзя не остановиться на вопросах,  которые касаются недостаточностью и излишеством в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно,  даже не задумываемся о пользе тех или иных «вкусностей», об их влиянии на здоровье. Так уж сложилась,  что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своём питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей  младшего  школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены потреблять. Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям.     Проблема сегодняшнего дня – дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня. Правильное питание – это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.

      Актуальность темы: привлечь внимание одноклассников на сохранение и укрепление своего здоровья.

Целью моей работы было:

 - сформировать у моих ровесников правильное отношение к своему здоровью через понятие правильного питания.

- исследовать, полноценно ли организовано питание младших школьников дома, какие продукты они хотели бы увидеть в меню столовой.

      Задачи:

  • Изучить, как питаются мои одноклассники.
  • Изучить необходимые компоненты рациона младшего школьника и сравнить с полученными данными анкет детей.
  • Дать необходимые советы по составлению и соблюдению правильного режима питания.
  • Обратить внимание на умение выбирать полезные продукты питания.
  • Развивать чувство ответственности за здоровье своего организма.

 Методы исследования: наблюдение, изучение специальной литературы, анкетирование.

      Объект исследования: учащиеся 1 – 4 классов МБОУ Садовской СОШ.

 Гипотеза:

      Питание детей тесно связано со здоровьем. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости.

Основная часть

Для проведения исследовательской работы я составила несколько вопросов, на которые должна найти ответы:

  • Физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
  • Основные принципы правильного питания школьников;
  • Необходимые продукты для полноценного питания школьников;
  • Правильный режим питания;
  • Как питаются младшие школьники.
  • Сравнить полученные данные и сделать выводы.

Ответы на эти вопросы я искала в Интернете, в библиотеке. Составила анкету для опроса младших школьников, исследовала результаты анкеты, обработав все данные.

 С первого класса на уроках окружающего мира мы изучали темы о нашем здоровье и питании, о пользе нужных и важных продуктов для детского организма, а в 3 – ем классе выучили памятку «Как правильно питаться».  

        Человеческий организм устроен исключительно сложно. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играют такие факторы как правильное (здоровое) питание и ритм питания.

     

        Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития детей. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам. Важным аспектом пи - тания является качество и режим питания. Человек по своей биологии приспособлен к тому, чтобы питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом – существен- ное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человеко-образных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пи-щей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрство-вания. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже – её высокая калорийность позволяет этим живо-тным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек – существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными про-дуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3 – 5 – кратный приём пищи в течение дня.

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

        В младшем школьном возрасте продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, лёгочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты. Для детей младшего школьного возраста питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. С пищей кроме энергии, детский организм должен получать определенное количество веществ, из которых строятся клетки и ткани. Именно от этих веществ зависят физическая и умственная работоспособность, иммунитет. Для бесперебойной работы тканей и органов необходимо, чтобы вещества в полном объеме поступали в организм. Поэтому, чтобы последующие поколения были более здоровыми, начинать формировать правильные и рациональные привычки надо с детства.

       

                Основные принципы здорового питания школьников

        
Питание  младшего школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно  важно учитывать потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню младшего школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, неко-торые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоя-тельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Калорийность рациона младшего школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

         Ребёнок должен употреблять пищу строго по предварительно составленному графику. Это позволит избежать таких осложнений со стороны желудочно-кишечного тракта, как колиты и гастриты. Врачи – диетологи  рекомендуют примерно следующий режим питания детей младшего школьного возраста.

1. Завтрак – в  7.30 – 8.30.

2. Обед – в 12.30 – 13. 30.

3. Полдник – в 15.30 – 16.30.

4. Ужин   – в 18.00 – 18.30.

  Завтрак должен быть достаточно плотным и состоять из молока или чая, сливочно-го масла, творога, яйца, картофеля или каши. Хороший утренний завтрак значитель-но повышает работоспособность, особенно в первые часы занятий.

  Обед наиболее обильный приём пищи в течение дня. Он должен состоять из трех блюд:

          Первое (супы, бульоны)

     Второе (мясные, рыбные, крупяные или овощные блюда)

          Третье (компот, чай)

   Полдник может состоять из молочных продуктов, чая со сдобой или бутербродом.

      Перед сном  допустимо выпить около стакана молока либо же кефира, для детей 7 – 10 лет необходим второй завтрак, примерно через 2 часа после основного. Составляя правильный рацион питания, необходимо учитывать ряд особенностей детского организма и его потребностей.

      А какие же продукты полезны для правильного полноценного питания школь-ников? Наиболее полезен для растущего организма молочный и рыбный белок, которые наиболее полноценно усваиваются. На втором по питательной ценности месте находится животный белок. Ну, а третью ступень лидерства занимает белок растительного происхождения.

       Однако все должны знать о том, что животный белок даёт весьма значительную нагрузку на все органы пищеварения. Именно поэтому нельзя злоупотреблять им. Не стоит давать более 150 грамм мяса в день детям младше 14 лет.  В рационе шко-льника обязательно должны присутствовать такие продукты, как молоко, творог, яй-ца, сыр, рыба и мясо. Для питания  лучше выбирать нежирные сорта мяса говядины, свинины, птицы. Не рекомендуется давать детям баранину. Однако жиры обязатель-но должны присутствовать в рационе любого школьника. Наиболее полезные жиры содержатся в растительном и сливочном масле, молочных сливках и сметане.

       Для того чтобы не уменьшался энергетический запас организма, в пище должно быть достаточное количество углеводов. Наиболее полезны сложные углеводы, ко-торые содержатся в таких продуктах, как хлеб, различные крупы, сухофрукты и мёд.  Оптимальное количество углеводов в сутки – примерно 300 – 400 грамм.

      Также необходимо включать в меню младшего школьника продукты, богатые различными витаминами.

       Витамином А богаты зелёный лук, красный перец, щавель, свежая морковь, пло-ды облепихи и шиповника.

       Настоящая кладезь витамина С содержится в таких продуктах, как свежий укроп и петрушка, красная и чёрная смородина, а также в лимонах и апельсинах. Однако не стоит злоупотреблять цитрусовыми, во избежание проявления аллергических реа-кций.

       Включив в меню перепелиные яйца, гречневую крупу и печень, можно обеспе-чить организм не только витамином Е, но и необходимым количеством железа, что поможет предотвратить развитие анемии.

      При приготовлении пищи надо помнить о том, что не все блюда, которые готовя-тся для взрослого человека, будут безопасными  для ребёнка. Все сырые продукты, особенно мясо, должны подвергаться тщательной тепловой обработке. Недопустимо употребление в пищу плохо прожаренного мяса, суши и прочих подобных продук-тов. Не рекомендуется покупать для питания детей молочные и кисломолочные продукты с рук, вне установленных местах торговли. Не позволять детям употреб-лять в пищу сырые яйца.

      Стараться максимально ограничить употребление в пищу продуктов с различны-ми консервантами, вкусовыми стабилизаторами и красителями. В качестве альтер-нативы газированным напиткам предложить свежевыжатый сок, а обыкновенный жареный картофель, заменит картошку фри.

      Конечно, невозможно полностью исключить употребление не рекомендуемых продуктов, но их количество необходимо свести к возможному минимуму.

      Правильное питание – это здоровое питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребёнка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
     В течение учебного дня продолжительностью 5 – 6 ч. учащийся затрачивает око-ло 600 ккал, т. е. более четверти энергозатрат в сутки. Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Организм школьников 7 – 10 лет за сутки расходует в среднем 2300 ккал. Воспол-нить эту энергию можно только за счёт питания. Чтобы пища принесла максималь-ную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: бе-лки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Большинство витаминов не вырабатывается в организме, а должно поступать с пищей.
      Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питатель-ные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами.
      Белки – главный строительный материал, они частично идут на энергозатраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребёнка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским ор-ганизмом. На втором месте по качеству – мясной белок, на третьем – белок растите-льного происхождения. В рационе детей младшего школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

      Жиры – главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше кало-рий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже, растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ученик младшего школьного возраста должен получать:

      Углеводы -  также являются поставщиком энергии. Их способность откладыва-ться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повы-шают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы.

Необходимые продукты в меню младшего школьника: 

     Витамины и минералы.
     Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные веще-ства, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
Продукты, богатые витамином А:
 

  • морковь;
  • сладкий перец;
  • зелёный лук;
  • щавель;
  • шпинат;
  • зелень;
  • плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты – источники витамина С: 

Витамин Е содержится в следующих продуктах:

Продукты, богатые витаминами группы В: 

  • В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие. Недостаток витаминов в организме приводит к авитаминозу, а избыток или недостаток минералов приводит к нарушению обмена веществ.

      Клетчатка – содержится только в растительной пище, в основном – в хлебе, макаронных изделиях и других продуктах, изготовленных из муки грубого помола, а также во многих свежих фруктах и овощах. В организме клетчатка не переварива-ется и не всасывается, но помогает пищеварительной системе эффективно работать и оставаться здоровой. Она увеличивает объём пищи, что облегчает работу желудка и кишечника.

Таблица 1. Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день

Возраст 

(годы)

Энергетическая ценность, 

Ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

всего

Животного происхождения

всего

Животного происхождения

7-10

2300

79

47

79

16

315

        Главное правило рационального питания для младших школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма. В суточный рацион должны входить ценные пищевые вещества. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незамени-мых компонентов, таких как аминокислоты, витамины. В связи с усилением энерге-тического обмена в организме младшего школьника увеличивается потребность в пищевых веществах — это обуславливает необходимость увеличения таких проду-ктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Кули-нарная обработка продуктов для младших школьников приближается к кулинарии для взрослых. Но надо учитывать, что острое, жареное, сладкое для ребенка всё ещё слишком вредно. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, ово-щи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или смета-ной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3 – 4 раза в неделю. Не рекомендуется давать ребёнку много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой — полез-нее выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде -  1,5 л. Обязательное условие рационального питания детей — разнообразие рациона за счёт, как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир вто-рого блюда может быть из круп или макарон. В весенне – летний  период и в начале осени следует готовить больше блюд из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод.

Правильное питание

Как же правильно питаться?

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы  организм получал все необ-ходимые ему питательные вещества.

2. Булочек и сладостей надо есть поменьше.

3. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной.

4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

5.Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определённому режиму, и тогда пища лучше усваивается.

6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, снижается рабо-тоспособность.

7. Ужинать нужно не меньше чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

8. Берегите себя. Употребляйте только здоровую пищу.

        Правильное питание – это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь, то есть приобретение правильных привычек, становящихся второй натурой.

       Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:

Заповеди правильного питания

  • Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое – четырёхразовое пита-ние.
  • Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5 - 10% углево- дов, 20 % белков и 30% жиров.
  • Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из – за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.
  • Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды).
  • Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды.
  • Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.
  • Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем прави-льно питаться
  • Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Правила здорового питания

         1. Главное – не переедайте. Ешьте в меру.

         2. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

       3. Перед едой мойте руки с мылом.

       4. Фрукты и овощи надо хорошо мыть.

       5. Во время еды не разговаривайте и не читайте.

Избегай этих продуктов

- Избегай использование рафинированного сахара – он не поставляет организму ни-чего кроме «пустых калорий». Его избыток является доминирующим фактором в ра-звитии болезни зубов и потери аппетита на естественные виды пищи.

- Избегай белой муки – она не содержит наиболее ценных компонентов зерна.

- Избегай использование продуктов с различными химическими добавками, такими как консерванты, стабилизаторы вкуса и цвета, подсластители и т.д.

- Избегай мяса животных и птицы, в пищу которых добавлялись гормоны, стимули-рующие их рост и вес.

- Избегай употреблять гидрогенизированные жиры и масла, которые в результате содержат много кислот (к ним относится  маргарин).

- По возможности, избегай овощей и фруктов, выращенных с помощью химических удобрений, а особенно – обработанных пестицидами.

- Избегай употреблять острые приправы и стимуляторы (горчица, томатный соус,

чай, кофе, табак, спиртные напитки).

Правильный режим питания

       Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в  течение суток и через определённые, стро го установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пи-щу на каждый из приёмов (как по объёму и калорийности, так и по составу пищевых веществ). Оптимальным промежутком времени приёма пищи является интервал 4-5 часов. Только во время ночного отдыха он удлиняется до 10 часов. Между“лёгкими” приёмами пищи интервал может быть сокращён до 3 часов. Важным принципом правильного режима питания является регулярность питания, т.е. приём пищи в одно и то же время суток, что имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приёму и перевариванию пищи.

      Распределение калорийности питания в течение суток рекомендуется следую-щее: завтрак – 25 %, обед – 35 – 40 %, школьный завтрак (или полдник) – 10 – 15%, ужин – 25%.
В первую половину дня в рационы питания лучше включать продукты, более бога-тые белком, а на ужин, в основном, предлагать молочно-растительные блюда.
Наиболее распространено трёхразовое питание, однако 4 – 5 – разовое питание следует считать физиологически более правильным, так как оно позволяет создать равномерную нагрузку на органы пищеварения.

Рекомендуемый режим питания школьников


  Часы приёма пищи                        Вид и место питания
 7.30 – 8.00                      Завтрак дома, должен включать горячее блюдо.
 10.30 – 11.30                  Горячий завтрак в школе.
 13.30 – 14.30                  Обед дома или в школе, приготовлен из двух блюд.
 19.00 – 19.30                  Ужин дома, «лёгкий», содержать   творог, йогурты, фрукты.


        В нашей школьной столовой стопроцентный охват учащихся горячим питани-ем.  Ученики с 1 – 4 класс получают второй «Горячий завтрак» в 10.10 – 10.25 после 2 – ого урока, а по новым образовательным стандартам для ребят 1 – 2 классов орга-низовано 2 – х  разовое питание. Мы  с большим удовольствием посещаем  нашу столовую потому, что нам нравится приготовленная пища: это вкусные щи, овощ-ные салаты, рыбные котлеты, аппетитные пончики с вареньем из кабачков, которые  выращиваем на нашем пришкольном участке,  запеканки и др.  Бывает такое, что некоторые ребята приходят в школу не завтракая.   В субботу мы не питаемся в шко-льной столовой,  а наш организм уже достаточно адаптировался к графику приёма пищи. Часто от моих одноклассников я слышу то, что у них кружится и болит голо-ва, неприятные  болевые ощущения в животе, да и настроение не весёлое. На уроках тоже ребята малоактивны.  Анализируя все данные факты, я прихожу к мысли,  что от правильного питания и режима зависит успешная учёба школьников, их физиче-ское и эмоциональное состояние.

Как питаются младшие школьники

          Я провела анкетирование (Анкета №1) (см. Приложение) в 4 классе и (Анкета № 2)  (см. Приложение)  в 1 – 3 классах нашей школы. Результаты анкетирования отражены в таблицах 2 и 3. Анализ опроса показал, что не все школьники получают полноценное рациональное питание:

- только 18,18% употребляют молоко и кисломолочные продукты в необходимом количестве;

- из 11 опрошенных, только 1 школьник ест сыр и творог, 4 школьника употребляют эти продукты очень редко;

- из 11 опрошенных,  4  школьника очень редко едят мясо;

- в пищу яйца употребляют очень редко 5 школьников;

- из опрошенных 11 школьников, 8 школьниов очень редко едят блюда из рыбы;

- 100% опрошенных школьников употребляют хлеб и хлебобулочные изделия;

- из 11 опрошенных только 3 школьника употребляют в пищу мёд и сухофрукты;

- свежие овощи и фрукты употребляют пищу 8 школьников недостаточно, а 3 школьника 1 раз в неделю;

- из 11 опрошенных, 3 школьника ежедневно употребляют в пищу шоколад и торты с кремом, редко – 8 человек;

- из 11 опрошенных , 9 школьников употребляют в пищу колбасные изделия каждый день.

Из 11 школьников 6 – соблюдают питьевой режим (6 и более стаканов жидкости), 5 школьников пьют жидкости меньше рекомендованного.

На вопрос какую пищу ты хотел бы увидеть в школьной столовой, школьники дали следующие ответы:

- половина опрошенных ребят, придерживаются здоровому питанию и хотят видеть в меню: каши, молоко, творог, мясо, овощи и соки;

- вторая половина опрошенных учащихся,  желают видеть в меню картофель фри, шашлык, курицу гриль, пиццу, чипсы, лимонад, мороженое, шоколад и конфеты.    

       Обработав полученные результаты Анкеты № 2 я пришла к выводу, что из 32 опрошенных – 13 (40,62%) в основном  питаются 3 раза в день, первое блюдо ежед-невно употребляют только 14 (43,75%) учеников, свежие овощи и фрукты присутст-вуют в рационе питания не у всех, только у 12 (37, 5%) школьников и не каждый день у 20 (62,5%) учащихся. А любимые продукты наших детей: чипсы, лимонад, пельмени, шашлык, курица гриль.  В числе нелюбимых продуктов – печень, творог, рыба.

      Физиологические нормы суточной потребности детей в энергии в моём возрасте (возрастной группе 7 – 10 лет) составляет 2 300 ккал. Составленное,  мной меню суточная калорийность получилась 2 309,09 ккал. При разработке меню я придерживалась следующего распределения калорийности питания в течение суток: завтрак - 25%, школьный завтрак -15%, обед -35%, ужин -25%.

Заключение

     В своей работе я исследовала, правильно ли организовано питание младших школьников, как хорошо осведомлены сами школьники о  здоровом питании. Во время исследования изучила режим и рацион питания младших школьников. Сравнивая результаты анкетирования, я увидела переоценку младшими школьниками своего режима и рациона питания. Исходя из этого,  я делаю вывод, что не все опрошенные школьники понимают, что такое правильное питание. Из опроса следует, что школьники предпочитают 3-х разовое питание, а многие школьники ежедневно не завтракают по утрам. Анализ питания младших школьников показал, что и с подбором необходимых продуктов для полноценного питания проблемы тоже существуют, в рационе не достаточно используется такие продукты как мясо, рыба, свежие овощи и фрукты. Некоторые школьники употребляют колбасные изделия и сладости. А другие – мало  употребляют жидкости, в связи, с чем  нарушается водный обмен в организме.  

     Я пришла к выводу, что не у всех младших школьников  режим и рацион питания правильный. По  данным результатам выяснила, что многие школьники до конца ещё не понимают, как нужно правильно питаться, т.е. организовать свой здоровый режим питания и употреблять необходимые для растущего организма продукты питания, а так же для того, чтобы получать  хорошие результаты в учёбе. Я думаю, что в нашей школе необходимо дополнительно просвещать младших школьников о том, как правильно питаться и каким продуктам отдавать предпочтение.

Предлагаю задуматься над советом Гиппократа: «Пусть ваша пища будет вашей медициной и пусть вашими лекарствами будет ваша пища». Наведение порядка в режиме питания в силах любого человека и тот, кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться.

Список литературы

  1. Иллюстрированная энциклопедия школьника – М.:АСТ: Астрель, 2015.
  2. А. Погожева «Здоровое питание». – Москва «Мир книги», 20013 г;
  3. Полный справочник диетолога. –М.: Эксмо, 2012.
  4. Детское питание – М.: ЗАО Центрполиграф, 2014.
  5.  Материалы из Интернета.

Приложение 1

Примерное меню на 1-день для младших школьников

Завтрак: Каша «Геркулес» с маслом,  чай, хлеб с маслом и сыром, яблоко.

Расчет калорийности: Каша «Геркулес» с маслом 150 гр. -385,5 ккал., хлеб 30гр. – 58,5 ккал., масло сливочное 5 гр. – 37,5 ккал., сыр 10 гр. – 36 ккал., яблоко 120 гр. – 50,4 ккал. ИТОГО: 575,49 ккал.

Второй завтрак в школе: Котлета с картофельным пюре, хлеб, свежий огурец, компот.

Расчет калорийности: Котлета говяжья 60 гр.  – 132 ккал., картофельное пюре 100гр.– 106 ккал., свежий огурец 50гр. – 7 ккал., компот из сухофруктов 200 мл. – 65 ккал., хлеб 30 гр. – 58,5 ккал. ИТОГО: 368,5 ккал.

Обед: салат из моркови, суп с мясными фрикадельками, курица с рисом, хлеб ржаной, сок.

Расчет калорийности: салат из моркови 100гр. – 132 ккал.,  суп с мясными фрикадельками 200гр. – 164 ккал., курица отварная 90 гр. -153 ккал., рис отварной 100 гр. -143 ккал., хлеб ржаной 60гр. – 123,6 ккал., сок вишнёвый 200 мл. – 94 ккал. ИТОГО: 808,6 ккал.

Ужин: Овощное рагу, яйцо «в мешочек», кефир, хлеб, свежие фрукты.

Расчет калорийности: овощное рагу 200 гр. – 248 ккал., яйцо «в мешочек» 65 гр. - 104 ккал., хлеб      30 гр. -58,5 ккал., кефир 200 мл. – 106 ккал., мандарин 100 гр. – 40 ккал. ИТОГО: 556,5 ккал.

Физиологические нормы суточной потребности детей в энергии в моём возрасте (возрастной группе 7-10 лет) составляет 2 300 ккал. Составленное,  мной меню суточная калорийность получилась 2 309,09 ккал. При разработке меню я придерживалась следующего распределения калорийности питания в течение суток: завтрак -25%, школьный завтрак -15%, обед -35%, ужин -25%.

Приложение 2

Оценка школьников правильного и  здорового рациона и режима питания

№ п/п

Вопросы

Ответы

Количество учащихся

Число баллов

Средний балл

1

Считаешь ли ты правильным и здоровым свой режим и рацион питания?

Да

Не вполне

Нет

2

9

-

5

3

-

4

Приложение 3

Результаты анкетирования 4 класса

№ п/п

Вопросы

Ответы

Количество учащихся

Число баллов

Средний балл

1

Как часто в течение дня ты питаешься?

более 3-х раз

три раза

два раза

один раз

8

3

-

-

5

4

-

-

4,5

2

Завтракаешь ли ты по утрам?

каждое утро

1-2 раза в неделю

редко

4

4

3

5

3

1

3

3

Из чего состоит твой завтрак?

каша, чай

бутерброды

чай, печенье

1

5

5

5

3

1

3

4

Как часто ты употребляешь молоко и кисломолочные продукты?

каждый день

2-3 раза в неделю

иногда

2

3

6

5

3

1

3

5

Как часто ты ешь мясо?

каждый день

2-3 раза в неделю

очень редко

3

4

4

5

3

1

3

6

Как часто ты ешь сыр или творог?

каждый день

2-3 раза в неделю

иногда

1

3

7

5

3

1

3

7

Как часто ты употребляешь в пищу яйцо?

каждый день

1-2 раза в неделю

очень редко

1

5

5

5

3

1

3

8

Употребляешь ли ты в пищу мёд и сухофрукты?

да употребляю

редко

не употребляю

3

6

2

5

3

1

3

9

Как часто ты принимаешь свежие овощи и фрукты, салаты?

Три раза в день

3-4 раза в неделю

1 раз в неделю

8

3

4

1

2,5

10

Как часто ты употребляешь в пищу колбасные изделия?

каждый день

2-3 раза в неделю

редко

3

6

2

1

3

5

3

11

Сколько раз в неделю ты ешь блюда из рыбы?

2-3 раза и больше

один раз

редко

3

8

3

1

2

12

Как часто ты ешь торты с кремом, шоколад?

1 раз в неделю

 3-4 раза в неделю

редко

10

1

3

1

2

13

Как часто ты ешь хлеб и хлебобулочные изделия

1 раз в день

2 раза в день

Три раза и более

1

2

8

1

3

5

3

14

Сколько жидкости (вода, чай, кофе, компот и соки) ты употребляешь в день?

1-2 чашки

3-5 чашек

Более 6 чашек

4

6

11

1

3

5

3

ИТОГО  

2,64

Приложение 3

Результаты анкетирования 1- 4 классов

№ п/п

Вопросы

Ответы

Количество учащихся

Результат

1

Сколько раз в день вы едите?

4-5 раз

3 раза

2 раза

13

13

6

40,62 %

2

Ежедневно ли вы употребляете первое блюдо?

да

нет

14

18

43,75%

56,25%

3

Ежедневно ли вы употребляете свежие овощи (фрукты)?

да

нет

12

20

37,5%

62,5%

4

Какие продукты вы любите больше всего?

фрукты, овощи

 мясо

курица

молоко

сладости, торты,

шоколад и др.

10

3

1

1

16

31,25%

9,37%

3,12%

3,12%

50%

        

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...