Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ
статья по зож

Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ

                                        Шевченко Елена Александровна

                                                 педагог дополнительного образования

                                            ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста»

Одной из приоритетных задач современного дополнительного образования является формирование в детской и семейной среде ответственного отношения к своему здоровью, системы мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

Во Дворце творчества «У Вознесенского моста» реализуются три программы, направленные на изучение человека. Это программа «Не болей-ка» для детей младшего школьного возраста, программа «Шаги к здоровью» для детей среднего школьного возраста, программа «Эскулап» (Малый медицинский факультет) для детей старшего школьного возраста.

         В содержание программ  условно можно выделить четыре раздела:

1. «Природа, человек, общество» посвящен глобальным экологическим проблемам и их влиянию на здоровье человека.

2. «Человеческий организм» посвящен строению тела человека как биологической системы

3. «Влияние образа жизни на здоровье» посвящен самому важному фактору влияющему на здоровье (трудовая деятельность, отдых, перегрузки организма, стрессовые ситуации, правильный режим питания, привычки

4. «Школа и здоровье» посвящен условиям сохранения здоровья в школе

Все перечисленные разделы рассматриваются в указанных выше программах, но с учетом возрастных особенностей учащихся.

Программа  «Не болей-ка» адресована детям 7 - 11 лет. Главной особенностью программы является обращение к  чувствам ребёнка и его собственному опыту, что облегчает его осознание важности, практической значимости получаемых знаний.

Цель программы: формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Не болей-ка» рассчитана на три года обучения.

Данная программа отличается многообразием и широким использованием активных форм обучения, таких как ролевая игра, диспут, викторина, конференция, наличием интерактивных заданий, практических  и исследовательских работ, направленных на освоение обучающимися навыков здорового образа жизни через наблюдение за своим здоровьем и самостоятельной творческой деятельностью.

Программа  «Шаги к здоровью»  для детей 11 – 13 лет позволяет раскрыть ценность здоровья, как каждого отдельного человека, так и населения в целом, которое является основой национальной безопасности страны, условием ее устойчивого развития.

Цель программы: создание условий для формирования ценностного отношения учащегося к своему здоровью путем овладения им новыми знаниями о здоровом образе жизни.

 В программе предусмотрены разделы, которые посвящены гигиене одежды, влияние электромагнитного излучения на человека, организации свободного времени с пользой для здоровья,  косметические средства,  последствия вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), взаимоотношения в семье. Полученные знания помогают учащимся в создании исследовательских и социальных проектов, которые направлены на здоровьесберегающие формы жизнедеятельности человека, что в свою очередь раскрывает творческий потенциал ребенка.

 На занятиях по программе «Шаги к здоровью»  для учащихся 13 - 14 лет применяется различные приемы и формы: круглый стол, выставка, экскурсия, конференция, игра, практикум, защита исследовательских и творческих работ, дебаты – позволяют максимально усвоить материал, проявить свою творческую индивидуальность и разработаны с возрастными особенностями учащихся.

Программа  «Эскулап» для детей 13 - 17 лет состоит из двух блоков и является углубленной.

Цель программы: профессиональная ориентация учащихся посредством изучения микробиологии применительно к экологии, биологии и медицине.

Первый блок знакомит обучаемых с введением в микробиологию, задачами и историей открытий в микробиологической практике. Знакомит с методами и лабораторными техниками для обнаружения микроорганизмов и их серологических и антигенных маркеров. Второй блок знакомит обучаемых с экологическими характеристиками микроорганизмов, их взаимоотношениями с популяцией людей и животных, а также окружающей природной средой. Учащиеся готовят материал исследовательских работ к представлению на Всероссийских и международных конференциях школьников, включая и молодежные секции Всероссийских и международных конференций специалистов медицинского, экологического, биологического и др. профилей.

Таким образом, данные программы охватывают весь школьный возраст. Это позволяет осуществлять преемственное непрерывное образование в области здоровьесбережения и обеспечивать формирование у учащихся знаний и умений, связанных с основными аспектами здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"

Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы....

цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами

Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»

В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"...

Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году

Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году...

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...