Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
статья по зож

Латкина Мария Леонардовна

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья учащихся         как фактор успешности обучения в школе.

Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, - соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.

Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.

Физическое здоровье – это состояние,  при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить  частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.                

Физически ослабленный ребёнок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устаёт, не успевает отдохнуть за перемену, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребёнка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребёнок не способен длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребёнок испытывает чувство усталости, угнетённости. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжёлая ситуация складывается для ребёнка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых. Ребёнку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадёжно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребёнка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном  развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребёнок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации, появляется негативное отношение к школе и учению. 

Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление  наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.

Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.

Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии, так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.                        

Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения, нами были  выделены две основные задачи:

1) сохранение и укрепление физического здоровья,        

2) развитие нарушенных психических процессов.           Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.

Диагностика здоровья учащихся включала в себя:

1) исследование медицинских карт,        

в результате было выявлено, из 15 учащихся:

-нарушение осанки имеют 7 человек;

-нарушение зрения – 8 человек

-нарушение слуха – 2 человека

 - ЧБД – 4 человека

- хронический тонзиллит – 2 человека

 - дефицит массы – у 4 детей

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

4 группа здоровья

1 ребенок

10 детей

3 детей

1 ребенок

Наблюдаются нарушения нервно психической сферы, в основе которых лежат остаточные явления раннего органического поражения ЦНС. Из 15 детей:

 - синдром гиперактивности  с дефицитом внимания – у 4 детей

 - церебрастенический синдром – у 1 ребенка

- энурез – у 4 детей

 - энкопрез – у 1 ребенка

У 8 детей  (из 15)  - дисграфия и дислексия

У 7 детей (из 15) – ОНР-3 и НВОНР

2) мониторинг состояния здоровья школьника, который включал  :

а) социальную характеристику семьи .

б) опросник жалоб ребёнка.                                                Благоприятную оценку социального анамнеза получили 7 семей, неблагоприятную – 6 семей, сомнительное благополучие – у 2 семей.

Опросник жалоб ребенка помог получить сведения о психо-физическом состоянии ребёнка и о скрытых нарушениях.

Большинство родителей жалуются на повышенную утомляемость ребёнка, истощаемость, беспокойство, несдержанность, чувство неуверенности в себе, забывчивость, трудности сосредоточения, шутовство, кривляние, обгрызание ногтей.

Подведя результаты, выявили, что только 4 детей из всего класса не склонны к нервно-психическим расстройствам, а остальные относятся к группе риска по пограничным нервно- психическим расстройствам.

Диагностика сформированности психических процессов включала в себя исследование уровня сформированности внимания, памяти, мышления, пространственных ориентировок, речевых навыков.        

Сформированность данных психических процессов находится у всех детей на низком уровне.

Таким образом, у всех детей определяются полисистемные отклонения в состоянии здоровья, включая неврологические, соматические нарушения, замедление темпов физического и нервно-психического развития, поведенческие отклонения. Это обуславливает необходимость комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей.

На основе полученных данных были выделены следующие направления работы:

1. Лечебно-оздоровительные мероприятия.                                        Учитель регулярно видит ребёнка, наблюдает его в учебной деятельности, он первый может заметить снижение работоспособности у ребёнка, проявления соматического заболевания, проконсультироваться со школьным врачом, родителями какое лечение, режим, оздоровительные мероприятия, необходимы ребёнку.

2. Организация охранительного режима учебной работы.                        При улучшении соматического состояния ребёнка нагрузка может постепенно повышаться, при ухудшении – уменьшаться. Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременного достаточного отдыха (основная нагрузка , в связи с наличием астенических состояний у детей, приходится на 1 урок), адекватный двигательный режим (в том числе с использованием конторок Базарного), правильное распределение нагрузки в течение рабочей недели (облегченные дни – среда и четверг), предоставление при необходимости дополнительного выходного дня.        

        3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия – один из наиболее доступных и эффективных способов укрепления здоровья.

Они включают в себя:

1) проведение физзарядки до учебных занятий

2) физкультминутки на уроках,

3) специальные физические упражнения профилактической направленности. (гимнастика для глаз  по методу  Г.А.Шичко и У.Г. Бэйтса, упражнения для укрепления осанки и мышц спины и профилактики плоскостопия, артикуляционные и дыхательные упражнения, самомассаж ладоней и пальчиков  и т. д. )        

4. Психофизиологическая коррекция.

Включение в физкультурно-оздоровительные мероприятия упражнений, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, сосредоточенности, умения ориентироваться в пространстве, сопровождать свои движения необходимыми словесными конструкциями, а также настойчивости, терпеливости, чувства товарищества, дисциплины.

Работа строится таким  образом, что каждое физическое упражнение имеет еще и коррекционную направленность:

-запомнить и воспроизвести последовательность движений,

-передать по памяти ритмический рисунок с помощью хлопков, притопываний…

-синхронное рисование каракуль в воздухе

-выполнение упражнений с обозначением расположения в пространстве (право, лево, верх, низ)

и т.д.

   Предметам эстетического цикла и коррекционным занятиям должна отводится особая роль. На уроках музыки, изо, труда каждый ребенок с ЗПР имеет шанс на успех. Ситуация успеха – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений у детей, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий, повысить самооценку.

В условиях благоприятного коррекционного воздействия у ребенка обнаруживается лучшая динамика в преодолении системной патологии.

Важным аспектом оздоровления ребёнка являются не только физические нагрузки, но и соблюдение норм нравственности. Честность в поведении, уважение к окружающим людям, целеустремлённость на занятиях – это далеко не полный перечень качеств, которые помогают ребёнку стать более здоровым.

В заключение хочется сказать, что  не надо ждать быстрых  сиюминутных результатов, но работая целенаправленно,  все  усилия по организации оздоровительной работы будут вознаграждены улучшением соматического здоровья учащихся, успехами в обучении и личностном развитии.        

Литература: 

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.

2.Журавлев. Первый раз в первый класс. // Народное образование. – 2004, №6.

3.Кумарина Г. Состояние риска в развитии школьника и способы их предупреждения. // Народное образование. – 2004, №7.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова  Е.Ю., Конева В.Н....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....

Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».

Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников как фактор успешного обучения и воспитания

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презе...