Перемены. Как отдохнуть с пользой.
материал по зож

Иванова Ольга Сергеевна

Выступление на заседании лаборатории «Здоровьесберегающие технологии» в рамках клуба «Творческий педагог» РМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_peremeny._kak_otdohnut_s_polzoy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Перемены. Как отдохнуть с пользой?

«Движение – это жизнь» – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребёнка.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в детском возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – это и важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений, практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные, которые никак не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и развивающегося организма в движениях и положительных эмоциях, сопровождающих реальные игровые действия. Многочасовые сидения у мониторов и телевизоров, подавляющие физическую активность, уменьшают потенциал интеллектуального и личностного развития. вынужденное длительное статическое напряжение большого количества мышечных групп на занятиях в детском саду и на уроках в школе приводит также к застою крови в венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей, органов малого таза, нижних конечностей, всех отделов позвоночного столба. В результате нарушается кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом. Возникает утомление, которое приводит к тому, что дети перестают воспринимать не только учебный материал, но и самого педагога.

Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях динамические паузы как эффективное средство повышения работоспособности учащихся.

Динамическая пауза – это кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Динамическая пауза проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение учебного занятия.

Динамическая пауза – пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и повышения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. (Психофизиология. Словарь. / Безруких М.М. и Фабер Д.А.)

Выделяют следующие функции динамических пауз:

– Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

– Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

– Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

– Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

– Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

– Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление;

– Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

– Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;

– Лечебную – способствовать выздоровлению.

Школьная перемена – перерыв между уроками, тоже своего рода динамическая пауза. Часто перемены заполнены беспорядком, суетой, шумом, гамом, от которых дети устают не меньше, чем от уроков. Если перемена очень короткая, то многим не хватит времени на отдых. Если перемена очень длинная и активная, то ученики слишком расслабляются, и им сложно сосредоточиться на занятиях.

На прошлом педсовете директор школы предложила подумать, как отдохнуть на перемене, не бегая. Дети должны двигаться, но в определенных рамках: в определенном месте рекреации или класса, играя в игры малой и средней подвижности, без проявления агрессии и создания травмоопасных ситуаций.

Что думают сами дети? Что для них перемена? Как провести её с пользой?

Учащимся класса было предложено составить синквейн на слово «перемена».

Получилось в обобщённом виде следующее:

1. Перемена.

2. Весёлая, длинная, хорошая, шумная.

3. Можно отдыхать, бегать, играть.

4. Перемена – весёлая вещь. Перемена спасает нас от уроков. Хорошо, когда есть перемена. Перемена весёлая и классная. Не для того, чтобы бегать.

5. Это отдых.

Предложения детей по организации перемен:

1. Играть (в спокойные игры, всем вместе, принести из дома шахматы и др.).

2. Поговорить с друзьями, обсудить, кто где был.

3. Порисовать, повторить уроки, перекусить.

4. Не соглашаться бегать.

5. Не беситься, помочь учителю.

Перемена нужна всем. Надо взаимно уважать те минуты, что даны для отдыха  каждому в школе. Отдыхайте с умом! Перемена - это отдых с пользой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард успенский "Школа клоунов". Борис Заходер "Перемена"

Презентация для урока литературного чтения....

«Как сделать перемены полезными для здоровья и интересными для ума»

Ни для кого секрет, что все обучающиеся по-разному проводят свои перемены. Так, одни  остаются в классе, когда  большинство учеников из него выходит. Другие предпочитают выйти в коридор, где...

Скоро летние каникулы. Где отдохнуть детям.

Уважаемые родители! Совсем немного осталось до окончания учебного года. Наступят летние каникулы. Конечно же, каждый из вас хочет, чтобы отдых детей был организованным, чтобы они не только отдохнули, ...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

«Дорога, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть»

Выявить способность детей применять свои знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях...

Психологическая акция "Перемена с пользой"

Для многих педагогов 4-х классов серьезной проблемой становятся перемены. В силу возрастных особенностей четвероклассники еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоции, управлять своим поведен...

Тест "Куда ехать отдохнуть?"

Игровой тет на тему "Куда ехать отдыхать?"...