Выступление на педсовете Мастер- класс по теме: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Цель: Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи:

·         раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

·         познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;

поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся

Презентация прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zdorovesber.ppt1.02 МБ
Файл master_-klass_zdorovesberezhenie.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий» Волкова С.Н. МБОУ «Тучковская СОШ №1»

Слайд 2

14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения: в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках, абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %, за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Данные Минздрава

Слайд 3

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИИ УСПЕХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Слайд 4

«Условия здоровьесбережения на уроке» . Соблюдение этапов урока. Использование методов групповой работы. Использование интерактивных методов. Создание положительной психологической атмосферы. Активность каждого участника. Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня. Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в классе. Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей. Упражнения для глаз. Дозировка объема учебного материала.

Слайд 5

« Структура современного здоровьесберегающего урока» . Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения. Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать ). В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока. В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока). Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения. Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Слайд 6

Этап урока Деятельность учащихся Результат Орг. момент Упражнение «Скалочка». Упражнения для шеи и глаз. Снять мышечное напряжение. Актуализация знаний. Работа у доски. Смена двигательного режима. Постановка учебной задачи. При передаче мяча учащиеся формулируют цели урока. Двигательная активность Открытие нового знания Работа у доски. Составление алгоритма. Снятие напряжения мышц, увеличение двигательной активности, создание ситуации успеха. Контроль и оценка. Работа в паре,группе. Упражнение «Ладушки». Социальное взаимодействие, тренинг общения, снимается эмоциональное напряжение. Физминутка Использование ИКТ. Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Обобщение и систематизация знаний. Релаксация. Дети садятся поудобнее и закрывают глаза. (30 с.) Снимается эмоциональное и мышечное напряжение. Рефлексия. Самооценка Критерии успешности учебной деятельности.

Слайд 7

Вывод 1. Смену видов учебной деятельности . 2. Методы, способствовающие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. 3. Смена поз учащихся. 4. Физминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. 5. Санитарно-гигиенические условия учебного процесса.

Слайд 8

Вывод 6. Объем и сложность домашнего задания. 7. Классные часы, внеклассные мероприятия. направленные на ЗОЖ. 8. Создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Слайд 9

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Слайд 10

Рефлексия Большой – для меня тема была интересной и важной. Указательный – узнал много нового. Всю ладонь – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.

Слайд 11

Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

г.п. Тучково

Выступление на педсовете

Мастер- класс по теме: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Подготовила и провела

Волкова С.Н.,

учитель начальных

 классов высшей категории

2018 г.

Мастер- класс по теме: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Цель: Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.

Задачи: 

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся. 

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, маркеры, таблички с опорными словами, клубок ниток.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группе кооперативного обучения

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. Организационно-мотивационный этап

2. Основная часть (погружение в тему)

Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

– Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то учитель ставит плюсы. Затем
определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.)

  • Обсудить проблему

– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).

  • Принятие решения

– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека. По данными Минздрава.

 Слайд 2  Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

  • 14% детей практически здоровы,
  • 50% имеют функциональные отклонения,
  • 35-40% хронические заболевания.

Среди школьников за период обучения:

  • в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,
  • в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы,
  • в 5 раз – нарушение осанки,
  • в 4 раза – нервно-психических расстройств.
  • многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
  • более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках,
  • абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %,
  • за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для каждого ученика, создавать условия для выбора деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивая тем самым создание ситуации успеха для каждого ребенка. На таком уроке повысится познавательная мотивация, снизится тревожность и утомляемость, которые  в конечном итоге, зачастую приводят к серьёзным заболеваниям.


Слайд 3

– Каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, часто сразу возникает ассоциация с проведением физкультминуток, соблюдением гигиенических требований, проведением зарядки. Но
это не единственные составляющие данной педагогической технологии. Необходимо не только следить за сохранением физического здоровья ребенка (Табличка 1: Физиология), но и создать комфортные условия обучения для поддержания его психологического и социального благополучия.

Представим, что мы готовим урок. Мы ставим перед собой определенные задачи. В первую очередь, нужно научить ребенка, развить его познание (Табличка 2: Познавательные потребности), включая в урок много учебной информации. От этого дети утомляются.

Чтобы активизировать познание, необходимо подключать эмоциональную сферу.
(Таблица 3: Эмоции)

Чтобы получить результат деятельности, мы оцениваем ребенка, т.е. заведомо ставим часть детей в ситуацию успеха или неуспеха.
(Таблица 4: Успех)

Слайд 4

Перед вами четыре составляющих урока, которые мы используем в своей деятельности наиболее часто. Как же сделать так, чтобы каждая из них поддерживала здоровье ребенка, а не ухудшала его?
– За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои способности, сохраняя при этом свое здоровье.
Специалисты предлагают в современный здоровьесберегающий урок включать 3 этапа: На 1 этапе – учитель, совместно с детьми, добывает информацию, построенную таким образом, чтобы стимулировать вопросы учащихся. На 2 этапе – учащиеся задают вопросы.
На 3 этапе – учитель и дети находят на них ответы. Такой урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, большей удовлетворенностью от урока, как у учителя, так и у учеников.

Давайте попробуем вместе ответить на вопрос, «Каким критериям должен соответствовать современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий?»

  • Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме:

 « Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?»

(Учитель делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа – «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа – «Структура современного здоровьесберегающего урока». Каждая группа обсуждает, выбирает карточку с нужным тезисом. Ведущий группы представляет свой проект.)

Ответы педагогов 1 группы:

  • Соблюдение этапов урока.
  • Использование методов групповой работы.
  • Использование интерактивных методов.
  • Создание положительной психологической атмосферы.
  • Активность каждого участника.
  • Физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
  • Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня.
  • Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
  • Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
  • Упражнения для глаз.
  • Дозировка объема учебного материала.

Ответы педагогов 2 группы:

  • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
  • Проверка домашнего задания должна быть построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
  • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
  • В основной части урока формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
  • Заключительная часть урока используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
  • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока – это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

– Я предлагаю вам посмотреть, как я ответила на эти вопросы. Слайды 5, 6
– А сейчас вашему вниманию предлагаю  урок, на каждом этапе которого применяются здоровьесберегающие технологии.
Слайд 7

3. Вывод  Слайды  8,9  

При построении здоровьесберегающего урока  надо использовать: смену видов учебной деятельности с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут. Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. На уроке следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Чаще проводить физминутки, минутки релаксации, дыхательную  гимнастика, гимнастику для глаз). Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Следить за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращать внимание , на объем и сложность  домашнего задания, в воспитании достаточно времени уделять вопросам здоровья ,на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

Слайд 10

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл

здоровье или хотя бы не потерял его.

4. Закрепление материала 

  • Игра «Волшебный клубок»

(Среди участников мастер-класса выбираются 6 человек (по желанию). Они берут таблички с опорными словами, слушают инструкцию ведущего, делают выводы по изученному материалу).

Снимаются таблички с доски и добавляются ещё 2: родители и учитель.

– В завершении нашей беседы мне хочется Вас убедить в том, что все основные составляющие современного урока неразделимы. Невозможна организация здоровьесберегающего урока без грамотной деятельности учителя. И, конечно же, помощь родителей в организации учебного процесса, соблюдении детьми режима дня будут способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Предлагаю вернуться к составляющим образовательного процесса.
(Учебная игра заключается в том, что участники мастер-класса выстраивают логическую цепочку о взаимодействии составляющих образовательного процесса (родители, учитель, эмоции, познавательные потребности, успешность, физиология). Участники мастер-класса с табличками встают в круг, передают клубок от «компонента» к «компоненту», обосновывая свой выбор, при этом оставляя себе нить клубка. В результате, в центре круга образуется «паутинка», символизирующая связи между компонентами. Затем одному из участников системы предлагают покинуть круг, не бросая нить. Естественно, что другие участники мастер-класса почувствуют натяжение нити, нить может порваться и система взаимосвязей внутри разрушится. Таким образом, участники игры должны прийти к коллективному выводу,
что все компоненты не только взаимодействуют между собой, но и выстраивают единую систему под названием «здоровье школьника», где каждый компонент в отдельности не может существовать.)

Помещение на доску назад 6 табличек-компонентов

  • Упражнение “Чемодан пожеланий”

– Мы убедились, что учитель в этой неразрывной цепи один из главных связующих компонентов. Давайте не будем забывать, что в школе необходимо сберегать здоровье не только школьников, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество процесса обучения. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 

  • Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 
  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку. 

5. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия

– Моё выступление подошло к концу, Вы вернетесь в свои классы…. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня.

Большой – для меня тема была интересной и важной.
Указательный – узнал много нового.
Всю ладонь – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

– Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии

Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога...

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Мастер-класс «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

В работе обобщен и представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках....

Презентация к мастер-классу «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

Презентация содержит материал, раскрывающий понятие "Здоровьесберегающие технологии". Представлена характеристика здоровьесберегающего урока, особенности и основные принципы здоровьесберегаю...

Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...

Выступление на тему «Современный урок с позиции здоровьесбережения»

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженно...