Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии
план-конспект по теме

Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Варгашинская мердняя общеобразовательная школа №1»

Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии

Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов

р.п. Варгаши

2010 г.

Анализ урока с позиции здоровьесберегающей технологии

        1. Бланк экспертной оценки здоровьесберегающей компетентности педагога (в системе взаимодействия «Педагог – учащийся»)

        Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________________

        Должность оцениваемого педагога ________________________________________________

        Фамилия, имя, отчество эксперта __________________________________________________

        Должность эксперта _____________________________________________________________

        Дата: ________________. Частота проявления умения: 3 – очень часто; 2 – довольно часто; 1 – редко; 0 – практически никогда.

Здоровьесберегающие действия педагога

Частота

3

2

1

0

Действия по поддержанию физического здоровья учащихся

1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья

2. Организует учебно-предметную среду, соответствующую нормам сохранения здоровья

3. Способствует формированию здорового образа жизни учащихся

4. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности учащихся

5. Организует своевременное проветривание помещения

6. Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы

7. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья пищеварительной системы, способствует развитию таких факторов здоровья, как уход за полостью рта, нормальный режим питания

8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о гигиене выделительной системы

9. Обеспечивает возможность своевременного посещения детьми туалета

10. Организует учебно-предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности

11. Организует поддержание нормальной осанки

12. Организует подвижные паузы в ходе аудиторных занятий

13. Контролирует режим освещенности в учебном помещении

14. Организует зрительное восприятие с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия

15. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания здоровья органов слуха

16. Контролирует акустический режим совместных занятий учащихся

17. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении. Контролирует гигиену покровных тканей (высказывает соответствующие требования и оценки)

18. Способствует созданию нормального температурного режима, закаливания, минимизации патогенной микрофлоры, безопасность предметно-пространственной среды

19. Формирует практические умения сохранения здоровья в различных экстремальных ситуациях (переохлаждение, перегрев, инфекционная опасность и т.д.)

Суммы частотных баллов

Итого (от 0 до 60 – сумма баллов за поддержание физического здоровья учащихся)

Действия по поддержанию психофизического, психического

и нравственного здоровья учащихся

1. Обеспечивает возможность полисенсорного восприятия объектов познания различными органами чувств

2. Организует условия концентрирования и децентрации внимания

3. Организует необходимые условия для запоминания и припоминания учебного материала

4. Обеспечивает умеренность психофизических нагрузок, предупреждает действия в ситуациях эмоционального пресыщения и истощения

5. Организует ситуацию психологической безопасности всех учащихся

6. Демонстрирует уверенность в способностях всех учеников

7. Реализует алгоритм становления произвольности поведения: «выполнение требований других – предъявление требований к другим – предъявление требований к себе – самоконтроль»

8. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способности самоорганизации

9. Способствует рациональной организации рабочего места учащегося

10. Способствует формированию в группе учащихся предпочтение черт личностной зрелости (предусмотрительности, самодисциплины и др.)

11. Организационно поддерживает развитие самостоятельной деятельности учащихся

12. организует поэтапное формирование умственных действий

13. Включает в содержание обучения и воспитания сведения образцов коммуникативного поведения (общения)

14. Способствует развитию позитивных ожиданий учащихся

15. Способствует развитию мыслительных процедур планирования и прогнозирования

16. Способствует развитию позитивного отношения окружающих к личности ученика. организует условия формирование приемлемого статуса в классе каждого ученика

17. Организует успех в учебной деятельности

18. Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы

19. Обеспечивает формирование атмосферы взаимного уважения в классе

20. Организует рефлексию, осознание учащимися своей нравственно-мировоззренческой позиции, прогноз реализации ее негативных вариантов

Суммы частотных баллов

Итого (от 0 до 60 – сумма баллов за поддержание душевного здоровья учащихся)

Общая сумма баллов за поддержание душевного и физического здоровья учащихся (0 – 120)

        2. Бланк экспертной оценки здоровье сберегающих условий на уроке

        Фамилия, имя, отчество педагога __________________________________________________

        Фамилия, имя, отчество эксперта __________________________________________________

        Должность эксперта _____________________________________________________________

        Класс: __________. Предмет _______________________________. Дата _________________.

        Какой урок сегодня по счету у класса __________________.

        Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 – безусловно да; 2 – скорее да; 1 – скорее нет; 0 – безусловно нет.

Действия педагога и учащихся

3

2

1

0

1. Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено

2. Учитель организовал включение учебников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленность и т.д.)

3. Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность

4. Учитель при необходимости корректирует осанку ученика

5. Организуются релаксационные паузы

6. Организуются физические упражнения, физкультминутки

7. Используются приемы снятия эмоционального напряжения учащихся

8. Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям

9. Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, наблюдается смена видов деятельности

10. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера

11. У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса

12. Не соблюдается признаков значительной утомленности учащихся

Итого

Сумма баллов

Рефлексия урока

Вопросы к учащимся

Число уч.

%

1

А. Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?

Б. А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно?

А

Б

А

Б

2

А. У кого за время урока снизилось настроение?

Б. А у кого повысилось?

3

А. Кто из вас очень устал на этом уроке?

Б. А кто чувствует, что у него прибавилось сил?

Среднее

Коэффициент психофизиологического воздействия урока, равный разности среднего значения % Б и % А

Литература и Интернет-ресурсы

            http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

            http://trudovik45.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
  2. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы//I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 289-298
  3. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
  4. Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982
  5. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, 1992. №5-6. С.3-14
  6. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н.Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
  7. Матияш О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике //Сов. педагогика. 1989. 5. С. 128.
  8. Программа лагеря «Спасибо, нет!»: Метод. Пособие. – Казань, 2005.
  9. Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового – М.: Медицина, 1996. – 416 с.
  10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Диагностическая карта анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Диагностическая карта анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий...

Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения

Схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...

Мастер-класс «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

В работе обобщен и представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках....

Презентация к мастер-классу «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

Презентация содержит материал, раскрывающий понятие "Здоровьесберегающие технологии". Представлена характеристика здоровьесберегающего урока, особенности и основные принципы здоровьесберегаю...

Выступление на педсовете Мастер- класс по теме: «Современный урок с позиций здоровьесберегающих технологий»

Цель: Обмен опытом по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.Задачи:·         раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;·...