Проектно-исследовательская работа
проект по зож (1 класс)

Гареева Светлана Владимировна

Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕМА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

     «ЗУБЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗДОРОВЫМИ,

                                 НО  И КРАСИВЫМИ»

                                                                     Выполнил: Шведов Мирон

                                Руководитель: Гареева Светлана Владимировна

                                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                              Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Развитие и формирование постоянного прикуса………………….5

1.1. Зубы. Общее сведения о зубах……………………………………………..5

1.2. Формирование и развития прикуса у детей………………………………..8

1.3. Исправление прикуса………………………………………………………10

ГЛАВА 2. Профилактика и гигиена полости рта…………………………..…13

 2.1.Методы и средства гигиены полости рта…………………………………13

2.2.Эксперимент………………………………………………………………....17

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЯ А………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………...……23

                                                       

                                                   ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта:  «Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми».

Актуальность темы. Период детства – это период учебы, получения основных  знаний по основным аспектам жизни человека. Приобщение ребят к гигиеническим навыкам является залогом их здоровья. Сформировать у них представление о заботливом отношение к своим зубам; расширить их знание о том, что полезно и вредно для зубов. Эти знания позволят не только победить кариес молочных зубов и сменного прикуса, но и сохранить зубы на всю жизнь.

      Я обратила внимание на то, что правильный уход за полостью рта, полноценное питание и регулярное наблюдение у стоматолога помогут сохранить наши зубы здоровыми и крепкими, а  улыбку красивой!

Цель исследования : как можно больше узнать о профилактики и личной гигиене полости рта в раннем возрасте.

 Задачи исследования:

 1) узнать о развитие и формирования прикуса;        

 2) изучить роль и значимость здоровых зубов для организма;

 3) исследовать средства индивидуальной гигиены;  

 4) провести урок гигиены и тестирование среди учащихся 2 классов;

 5) разработать рекомендации по профилактики и гигиены полости рта;

 6) сделать вывод по проделанной работе.

     Меня всегда привлекали здоровые и красивые зубы. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый.  Моя мама работает в стоматологической клинике, и я часто бываю у нее на работе.У меня часто возникали вопросы для чего нужно лечить молочные зубы, если они все равно выпадут.

Прежде всего я узнала, что молочные зубы «держат место» для постоянных зубов.Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть.

Оказывается, зубы нужны и для красивой речи, ведь они участвуют в произношении некоторых звуков. Соотношение верхних и нижних зубов обычно называют прикусом. И если зубы стоят не ровно, то из-за неправильного прикуса могут меняться контуры лица. Это, конечно, придает лицу своеобразие, но в большинстве случаев не очень украшает мальчика или девочку. 

Зубы можно сравнить с растениями в цветочных горшочках, где каждый зуб закреплен в своем костном «горшочке». За зубами и ухаживать надо, как за цветами: споласкивать после еды, чистить зубными щетками и специальными ниточка-ми-флоссами промежутки между ними, удобрять фторидами.

            ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОСТОЯННОГО ПРИКУСА

         1.1.ЗУБЫ. ОБЩЕЕ СВЕДЕНИЯ О МОЛОЧНЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБАХ.

      В сказочном саду жемчужных зубов у каждого человека сначала вырастает 20 временных зубов, а затем — 32 постоянных. Внимательно перед зеркалом рассмотрите стройный ряд своих зубов. Самые передние 4 зуба вверху и 4 зуба внизу называются резцами, так как с их помощью мы откусываем или, как ножницами, отрезаем кусочки пищи. За резцами следуют зубки с острой, похожей на шило верхушкой — это клыки. Они похожи на зубы хищных животных — собаки, кошки, акулы. Но у этих животных все зубы такие, а у нас с вами таких зубов только четыре. За клыками стоят жевательные зубы, которые наверху заканчиваются плоской площадкой с бугорками, между которыми имеются щели-фиссуры. Эти зубки похожи на мельничные жернова: они перемалывают кусочки пищи, отрезанные передними резцами. 

                                                     Как устроен зуб

      А теперь посмотрим, как устроен зуб. Снаружи он белый и блестящий, так как одет в красивую «рубашку» из эмали. Это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба — коронку. Между коронкой и корнем находится шейка зуба. Корни зуба не видны, они покрыты цементом, и располагаются в костных лунках. Под эмалью и цементом находится дентин, из него состоят прочные стенки зуба. 

    Зуб можно сравнить с домиком. Эмаль — крыша, стенки зуба — дентин, внутри зуба — комнатка, это — пульпа. Туда-то и стремятся проникнуть микробы при кариесе. Дом обычно имеет фундамент, а зубы — корни, поэтому они больше похожи на растения. Но, в отличие от растений, зубы после прорезывания растут только в высоту. Как растение питается от корней, так и зуб. В каждой зубной лунке верхней и нижней челюстных костей находятся кровеносные сосуды и нервы, которые через каналы, начинающиеся у верхушек корней, заполняют сердцевину зуба. Сплетение сосудов и нервов внутри зуба называют пульпой. Корень зуба, связки, десна удерживают зуб и составляют анатомический комплекс, который получил название пародонт.

У взрослого человека 32 постоянных зуба, у ребёнка 20 молочных зубов, они появляются в возрасте 6–9 мес., а в 7–8 лет начинают заменяться постоянными. В 18–25 лет, а иногда и позднее, прорезываются т. н. зубы мудрости (у некоторых они так и не вырастают).

Молочные зубы «держат место» для постоянных зубов. Между 6 и 12 годами молочные зубы замещаются постоянными. Этот период называется периодом «сменного прикуса». Свое название молочный (временный) прикус получил из-за молочных-белых зубов – это «зубы первого поколения». Прорезывание зубов начинается в возрасте 6-8 месяцев. Примерно в возрасте 2,5 лет заканчиваетсяпрорезывание всех молочных зубов. В молочном прикусе 20 зубов: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров.

Уход за молочными зубами очень важен, мнение что они все равно выпадут, это неправильное и крайне опасное, ведь :

1. Именно молочные зубы изначально определяют правильное расположение постоянных зубов. Вовремя не вылеченный «молочный» зуб может повредить, а иногда даже погубить полностью зачатки постоянных зубов, которые расположены у его корней.
2. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу.
3. Здоровые молочные зубы способствуют правильному развитию челюстей и формированию правильного прикуса. С помощью молочных зубов ребенок учится не только пережевывает пищу, но и говорить.
     Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет, поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

Замена молочных зубов на постоянные. 
    Постоянные
коренные зубы начинают сменять молочные с 5-7 лет. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются. Постоянные зубы, вырастая,разрушают корни молочных зубов и способствуют их выпадению.

В постоянном прикусе 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров,12 моляров.
     Новые постоянные резцы очень часто вырастают кривыми. Так происходит потому, что им может не хватать места для нормального роста, и обычно потом они выравниваются. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12 — 14 лет. Зубы мудрости прорезываются чаще всего после 20 лет.  
    Как мы упоминали ранее, вначале выпадают молочные зубы, уступая место постоянным зубам, которые их вытесняют. Зубы могут расти неправильно в том случае, если они слишком велики для челюсти, и тогда их придется выпрямлять у ортодонта
 (зубного врача, который специализируется на выпрямлении зубов). Лечение у ортодонта обычно проходят в возрасте от 10 до 12 лет, когда большая часть коренных зубов уже прорезалась.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.
      Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.
    Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить наши зубы здоровыми?
Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами.

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИКУСА У ДЕТЕЙ.


     Расположение верхнего и нижнего зубных рядов при смыкании называется прикусом. При смыкании челюсти должны иметь контакт с противоположными зубами, если же такого контакта не наблюдается, мы имеем дело с нарушением прикуса. Такие нарушения влияют на жевание, глотание, дыхание, нарушение в произношении многих звуков. В последние годы распространенность аномалий развития зубов и челюстей увеличивается и сегодня не менее 20% детей школьного возраста нуждаются в специальном ортодонтическом лечении, т. е. в  исправлении  прикуса зубов.
      Известно, что у новорожденных не развита нижняя челюсть. Она, как правило, смещена немного назад. Огромные усилия, которые затрачивает ребенок при сосании молока, благотворно влияют на дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти. При грудном вскармливании, чтобы получить молоко, ребенок выдвигает вперед нижнюю челюсть.

Между прочим, в появлении этого недуга у человека косвенно обвиняют мифического Прометея, который якобы принес на землю огонь. Ведь после этого человек стал жарить и варить пищу, она стала мягкой и не требовала усиленного разжевывания. В итоге зубы у человека стали слабыми, зачастую кривыми, да и прикус значительно изменился.
   Так как нарушения прикуса носят генетический характер и  передаются по наследству, то предупредить врожденные виды зубочелюстных нарушений невозможно. Причинами нарушения прикуса часто бывают вредные привычки, которые появляются в раннем детстве. Давление языком на передние зубы, сосание пальцев, нарушение носового дыхания, неправильное положение головы во время сна — все это вредные привычки, которые связаны с прикусом. Родители должны на ранних стадиях обратиться к специалисту, чтобы избравиться от них. Если обращение произошло на ранних стадиях, то при устранении вредных привычек зубы могут без какого-либо вмешательства переместиться в правильное положение.

Выделяют пять основных периодов формирования прикуса, неправильное течение каждого из которых грозит аномалиями зубочелюстной системы.

1. Период новорожденности (от рождения ребенка до полугода);

2. Период формирующегося временного прикуса (от 6 месяцев до 3-х лет), в течение которого происходит прорезывание всех временных зубов;

3. Период сформированного временного прикуса (от 3-х до 6-ти лет). В течение этого периода происходит рост челюстей, подготовка к прорезыванию постоянных зубов;

4. Период смешанного прикуса (6 - 12 лет) характеризуется активным ростом челюстей и прорезыванием постоянных зубов;

5. Период формирующегося постоянного прикуса (12 - 15 лет), в течение которого все молочные зубы сменяются постоянными.  
       Далеко не все родители понимают, что важнейшую роль в профилактике неправильного прикуса играет  своевременное лечение молочных зубов. Некоторые наивно считают, что молочные зубы лечить необязательно, так как они все равно выпадут. Но они забывают, что на месте молочных зубов появятся постоянные. Если в области корней молочного зуба происходит какой-нибудь воспалительный процесс, то это может привести к повреждению близко к ним расположенного зачатка постоянного зуба, спровоцировать его преждевременное прорезывание, или повлиять на его форму и положение.
    Таким образом, своевременное лечение молочных зубов является одним из способов предупреждения нарушений развития зубов и челюстей. Важнейшую роль в данном случае играет гигиена полости рта. Часто бывает, что даже те пациенты, которые регулярно ухаживают за зубами, не в состоянии удалить налет с поверхностей зубов в местах, недоступных для зубной щетки. Ученым известно, что зубы детей, страдающих нарушениями прикуса, число кариозных зубов и особенно заболеваний десен намного больше по сравнению с теми детьми, которые имеют нормальную структуру зубов и челюстей. Если у вашего ребенка наблюдаются какие-либо аномалии прикуса, это потребует от вас повышенного внимания к гигиене полости. Вам придется оказывать помощь в чистке зубов в скученных участках, не допуская там скопления зубного налета, который впоследствии приводит к кариесу.

                                          1.3. ИСПРАВЛЕНИЕ ПРИКУСА.

     Исправление прикуса – вот основная цель, по которой чаще всего обращаются к врачу-ортодонту. В детском и подростковом возрасте, когда происходит формирование прикуса, иногда в результате травм, болезней, вредных привычек или наследственности у человека формируется искаженный зубной ряд, форма челюсти. В этом случае требуется исправление прикуса .

Между прочим, в появлении этого недуга у человека косвенно обвиняют мифического Прометея, который якобы принес на землю огонь. Ведь после этого человек стал жарить и варить пищу, она стала мягкой и не требовала усиленного разжевывания. В итоге зубы у человека стали слабыми, зачастую кривыми, да и прикус значительно изменился        .

 Конечно, исправление прикуса лучше осуществлять в юношеском, подростковом возрасте, когда организм еще растет, развивается, легче поддается переменам. Но не стоит думать, что исправление прикуса невозможно в более позднем возрасте. Опытный врач-ортодонт легко справится с решением этой проблемы.

      Ортодонт — это врач-стоматолог, который улучшает здоровье зубов, придавая им правильное положение в зубном ряду каждой из челюстей и правильное взаиморасположение зубов верхней и нижней челюсти. Красивая улыбка — это одна из целей, и, закономерно, один из результатов ортодонтического лечения, главной целью которого является ЗДОРОВЬЕ.

Если у человека есть зубы, врач ортодонт может:

Создать условия для развития здоровых и красивых зубов.

Создать красивую улыбку из некрасивой и не очень красивой.

  Ортодонтических аппаратов существует великое множество. Все они делятся на две категории: съёмные и несъёмные.
      Съёмные аппараты пациент надевает сам и носит положенное количество часов в сутки. Лечение с использование ортодонтических пластинок позволяет начать исправление прикуса в раннем возрасте, начиная с 5 лет, причём наиболее простым и безболезненным для ребёнка способом. Со временем нормализуется функция мышечного аппарата, восстанавливаются нормальные акты дыхания, глотания, что позволяет в последующем избежать формирования аномалий прикуса. В результате лечения у ребёнка плавно происходит исправление прикуса ещё в раннем возрасте, выравниваются зубы и заметно улучшаются черты лица. Результативность лечения, начатого в раннем возрасте очень высока — 90%. Если пластинки применяются регулярно на протяжении указанного врачом времени, то отпадает необходимость дальнейшего ортодонтического лечения с использованием дорогостоящих брекет-систем.

Несъёмные ортодонтические аппараты — это различные виды брекет-систем. Брекет-система представляет собой набор из множества пластинок, приклеиваемых на зубы, имеющих пазы, в которые вставляется металлическая дуга. Такой несъёмный ортодонтический аппарат даёт возможность не только создавать идеальные зубные ряды, но и улучшать черты лица.

С помощью брекетов происходит постепенное выравнивание зубного ряда или даже изменение общего овала лица. Не стоит стесняться носить брекеты – они свидетельствуют о том, что вы заботитесь о своем здоровье и красоте, а это заслуживает уважении и поощрения. К тому же, современные брекеты стали значительно удобнее для носки и отличаются более аккуратным и стильным внешним видом.

Установка брекетов должна осуществляться исключительно на постоянные зубы, потому что на молочные их устанавливать не имеет смысла. Врачом -ортодонтом, брекеты закрепляются на эмали зуба специальным композитным материалом, к наружной или внутренней поверхности зубов. Брэкеты изготавливаются из самых разнообразных материалов: металл, золото, керамика, сапфир и др. Каждому человеку, брекеты подбираются индивидуально.

Исправление прикуса зубов с использованием брекет-систем снова входит в моду, к тому же здесь не существует никаких ограничений по возрасту.

Основные причины возникновения аномалий у детей:

1. Ротовое дыхание. К сожалению, в таких городах, как Нижневартовск, например, проблемы с аденоидами, хроническими ринитами, гайморитами и т.д. далеко не редки. При отсутствии или затруднении нормального носового дыхания ребенок вынужден постоянно дышать ртом, держа его открытым, что не может не сказаться на росте челюстей. Формируется узкая верхняя челюсть. В таких случаях необходимо совместное лечение ребенка стоматологом и ЛОР-врачом. Так что простой хронический насморк может набедокурить там, где этого совсем не ждали.

2. Вредные привычки, такие как сосание пальцев, языка. Даже привычка грызть ногти, карандаши, сосать пустышку в том возрасте, когда она уже давно не нужна, могут привести, например, к так называемому открытому прикусу, когда зубы в переднем отделе не будут правильно смыкаться.

3. Раннее удаление молочных зубов. Если зуб был удален слишком рано, то его место обязательно займут зубы «соседи». Это вызовет затруднение в прорезывание постоянных зубов. Часто зубы, встретив сопротивление там, где они должны выйти, начинают разворачиваться и в результате либо вообще ложатся поперек челюсти и не прорезываются никогда, либо прорезываются вторым рядом.

Важнейшую роль в данном случае играет гигиена полости рта. Часто бывает, что даже те пациенты, которые регулярно ухаживают за зубами, не в состоянии удалить налет с поверхностей зубов в местах, недоступных для зубной щетки. Ученым известно, что зубы детей, страдающих нарушениями прикуса, число кариозных зубов и особенно заболеваний десен намного больше по сравнению с теми детьми, которые имеют нормальную структуру зубов и челюстей. Если у вашего ребенка наблюдаются какие-либо аномалии прикуса, это потребует от вас повышенного внимания к гигиене полости. Вам придется оказывать помощь в чистке зубов в скученных участках, не допуская там скопления зубного налета, который впоследствии приводит к кариесу.

         ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА И ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

            2.1. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА.

                   Профилактика болезней зубов – путь к здоровью и долголетию.

  Некоторые люди считают, что здоровые зубы не нуждаются в ежедневной чистке.

Однако это утверждение в корне неверно: уже через два часа после приема пищи на эмали начинает образовываться мягкий налет, и если в течение 12 часов его не удалить – на его месте будут формироваться известковые отложения, так называемый зубной камень. Зубной камень провоцирует неприятный запах изо рта, а также развитие кариеса, болезней десен и другие заболеваний пародонта.
     Очень простой и эффективный способ сохранить свои зубы и десны здоровыми на всю жизнь всем известен: нужно всего лишь ежедневно (утром и вечером) чистить зубы, полоскать рот специальными растворами, а при необходимости очищать промежутки между зубами флоссом (зубной нитью).  Но чтобы эти мероприятия были достаточно эффективными, перед выбором щетки, пасты, раствора и нити нужно обязательно проконсультироваться со стоматологом.
      Но кроме самостоятельной профилактики, необходимо регулярно, раз в полгода, приходить на прием к стоматологу: врач профессионально вас осмотрит и при необходимости удалит зубной камень.

Профилактику кариеса у детей также нужно начинать как можно раньше, с появлением первых зубов. Современные методики позволяют намного снизить риск возникновения кариеса. Одна из самых эффективных, запечатывание фиссур (естественных углублений) на зубах. Проводить ее рекомендуется через год или полтора после прорезывания задних коренных зубов (постоянных моляров).
     Что касается молочных зубов – профилактику и лечение кариеса на них проводят путем серебрения: этот способ намного более щадящий, чем установка пломбы. Но главный его недостаток – посеребренный зубик приобретает темный оттенок.

                                         

 Методы профилактики

индивидуальные, т.е. личные, проводимые пациентом самостоятельно, обычной зубной щеткой с применением техники чистки по Басу, с целью очищения его от остатков пищи, освежения ротового дыхания, поддержания здоровья органов и тканей ротовой полости;

профессиональные, т.е. гигиенические процедуры, которые проводятся в условиях специализированного стоматологического кабинета с использованием специализированного оборудования и инструмента с целью чистки труднодоступных мест, удаления с поверхности зубов твердого зубного камня, шлифовки и полировки поверхности зубов.

     Для сохранения здоровья и привлекательности зубов следует выполнять ряд правил. Некоторые из них знает каждый школьник. Например, то, что зубы нужно чистить ежедневно, утром и перед сном, а после каждого приема пищи полоскать рот. Другое дело, что даже это простое правило соблюдает далеко не каждый. Впрочем, других способов ухода за зубами очень много, хороших и разных.

Помимо регулярной чистки зубов и полоскания рта, рекомендует также:
- соблюдать соответствующий рацион питания (рекомендуются овощи, фрукты, сыр, молоко, творог. Противопоказаны сладкие, мучные блюда);

- для полоскания рта применять содовый раствор (чайная ложка на стакан) или теплый раствор шалфея, ромашки и мяты (чайная ложка на стакан кипятка), а также раствор спиртовой настойки календулы (20 капель на стакан теплой воды). Настойку календулы можно заменить настойкой эвкалипта;

- для укрепления десен массировать их в течение 2-3 минут ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды;

- для устранения запаха изо рта пользоваться настоями и отварами. Их применяют для полоскания рта несколько раз в день.

- при кровоточивости десен полоскать рот чуть теплым отваром коры дуба и липового цвета. Смешать 2 части коры дуба и 1 часть липового цвета. Чайную ложку смеси заварить стаканом кипятка, процедить и остудить.

Средства гигиены полости рта.

К основным средством индивидуальной гигиены полости рта относятся зубные пасты и зубные щетки.

Чем только не чистили зубы в старину! Для этого применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Сейчас глаза разбегаются при виде красивых тюбиков паст с разными названиями. Пасты для маленьких детей имеют пометку «для молочных зубов». Подростковые пасты с пометкой «Юниор» годятся для периода смены зубов и для чистки постоянных зубов школьников. Семейные пасты предназначены для школьников и их родителей. 

Для регулярной чистки зубов подойдет не любая паста. Нужно выбрать пасту, которая вам будет нравиться. Она должна быть приятной на вкус, но не слишком, чтобы не возникало желания ее проглотить. Она должна пениться, но не очень сильно, чтобы не возникало желания тут же ее выплюнуть.

Существуют зубные пасты для маленьких детей, школьников и взрослых. До 6 лет не разрешайте ребенку пользоваться фторсодержащей пастой для взрослых. Во время чистки зубов маленькие дети незаметно для себя проглатывают немного пасты, это не страшно, но лучше покупать детские зубные пасты. Они отличаются вкусовыми добавками, наличием или отсутствием абразивов и концентрацией фторидов. В качестве абразива издавна используют мел, поэтому большинство паст — белого цвета.

Зубные фторсодержащие пасты для дошкольников: «Детский жемчуг комплекс», «Дракоша», «32 Норма для детей», «Blend-a-med Blendy» и др. 

Зубные фторсодержащие пасты для школьников и взрослых, относящиеся к категории семейных: «Новый Жемчуг Фтор», «Новый жемчуг комплекс», «Новый Жемчуг Тотал», «Blend-a-med complite», «Colgate», «Oral-B sensitive with Fluoride», «Aqua-fresh», «Elmex» и др. 

За последние сто лет внешний вид зубной щетки преобразился. Современная зубная щетка имеет красивый дизайн и комбинированную ручку. Зубная щетка для детских зубов должна быть мягкой, с искусственной щетиной и гибкой изогнутой ручкой. Головка зубной щетки по длине должна соответствовать размерам 2-3 зубов. Щетина может иметь цветной индикатор времени пользования, действующий три месяца. Пучки щетины не должны быть расположены слишком часто. На головке щетки некоторые щетинки могут быть более длинными, они образуют так называемый силовой выступ для очищения труднодоступных участков зубов. Выпускают щетки со звуковым таймером, установленным на 2 минуты. 

Зубная щетка — предмет индивидуального пользования, она должна храниться в стакане головкой вверх. Есть специальные дорожные щетки с ручкой в виде футляра. Этот футляр предназначен только для ее перевозки. Изготавливаются сувенирные зубные щетки для детей с ручкой в виде игрушки. Для любителей технического прогресса продаются электрические зубные щетки, чаще такими щетками пользуются мужчины. В таких щетках головка сама делает круговые движения. Сконструирована музыкальная зубная щетка. При чистке зубов такой щеткой звучит мелодия. Еще одним современным достижением является гидравлическая щетка, которую подключают к водопроводу. Вместо обычной щетины — тонкие струйки воды, которые смывают остатки пищи и массируют десны. 

Зубную щетку следует менять каждые 3 месяца. Не надо пользоваться чужой щеткой, на ней могут быть микроорганизмы, вызывающие кариес.

На самом деле чистить полагается не только зубы, но и язык. Для него даже существуют специальные щетки – скребки, похожие на подкову. Так что если действительно хочешь быть супер – перышки придется чистить ОТ и ДО.
Тогда и лечить зубы не придется!

Если вы забыли свою зубную щетку, надо прополоскать рот после еды и воспользоваться жевательной резинкой с ксилитом или фтором. При жевании резинки выделяется дополнительное количество слюны, смывающей остатки пищи.

Жевательная резинка – не является профилактикой кариеса, чтобы не писали на этикетках и рекламных проспектах. Жевательная резинка очищает только жевательные поверхности зубов. Ее можно использовать, но только сразу после еды и не более 10-15минут. Жевательная резинка НЕ ЗАМЕНЯЕТ зубной щетки и зубной паст

Для вкуса в жвачку добавляют различные ароматизаторы, консерванты и подсластители, многие из которых вредят печени и почкам или вызывают аллергию.

В общем, недостатков у жвачки хватает. Чтобы хоть как-то уберечь себя от печальных последствий жевания резинки, стоматологи советуют придерживаться нескольких несложных правил.

Жевать после еды не более 10 мин.

Не жевать на голодный желудок.

Не отказываться от зубной щетки!  

Не покупать жвачку с красителями.

Не нужно забывать, что для гигиены полости рта нужно использовать не только зубные щетки и пасты. Необходимо пользоваться так же ополаскивателями, зубными нитями, зубочистками, ершиками и т.д. А так же нужно не забывать, как правильно чистить зубы, без этой техники все усилия по выбору средств гигиены полости рта могут уйти на нет. Следите за своими зубами и обращайтесь к стоматологам дважды в год, даже если вас ничего не беспокоит.

                                         2.2   МОЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ  

 Исследуя свою тему « Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми»  я обратила внимание, что в настоящее время большую значимость уделяют для сохранения здоровья зубов профилактике и гигиене полости рта.  Часто бывает, что даже те ребята, которые регулярно ухаживают за зубами, не в состоянии удалить налет с поверхностей зубов в местах, недоступных для зубной щетки. Ученым известно, что зубы детей, страдающих нарушениями прикуса, число кариозных зубов и особенно заболеваний десен намного больше по сравнению с теми детьми, которые имеют нормальную структуру зубов и челюстей. Если у вашего ребенка наблюдаются какие-либо аномалии прикуса, это потребует от вас повышенного внимания к гигиене полости. Вам придется оказывать помощь в чистке зубов в скученных участках, не допуская там скопления зубного налета, который впоследствии приводит к кариесу. Важнейшую роль в данном случае играет гигиена полости рта.

Целью моего эксперимента является определение качество чистки зубов, выявление врачом-ортодонтом нарушение прикуса.

Материалы и оборудование:

Зубная паста, зубная щетка, тесты-индикаторы для определенияе качества зубного налета.

                       План исследования:

1.Посетить стоматологическую клинику « Денталсервис» с целью сбора информации по данной теме.

2.Изучить и проанализировать собранный материал.

 3.С помощью врача-ортодонта и врача-гигиениста провести эксперимент для учащихся 1 В класса, школы № 21.

4.Обработать результаты исследования и сделать выводы.

5.Разработать правила гигиены полости рта.

         Место исследование: стоматологическая клиника «Денталсервис».

В исследование определялись следующие показатели:

- качество чистки зубов;

- выявление кариозных полостей и других заболеваний полости рта;

- выявление нарушения прикуса.

                                 Этапы эксперимента:

1.Учащиеся по очериди чистят зубы.

2.Каждый участник разжевывает таблетку-маркер, для определения зубного налета, оставшегося на зубах.

3.Глядя в зеркало, по окрашиванию зубов оценить результаты своих гигиенических усилий.

4.Самостоятельно дать оценку качества по уходу за зубами, используя индекс гигиены. Он очень прост и выражается в баллах:

- если зуб не окрашен – 1 балл

- окраска на четверть наружной поверхности зуба – 2 балла;

- окраска на 1/3-1/2 наружной поверхности зуба – 3 балла;

- окраска на 2/3 наружной поверхности зуба – 4 балла;

- окраска всей наружной поверхности зуба – 5 баллов.

Можно оценить окраску всех видимых зубов (обычно это 10-12 передних

 зубов), суммировать количество баллов и разделить на число зубов, которые осмотрели, глядя в обычное зеркало. Если индекс гигиены более 2 баллов - это неудовлетворительный уход за зубами, а если свыше 3 баллов - плохой. В этих случаях следует сделать для себя вывод - улучшить и активизировать личные гигиенические мероприятия. В противном случае развитие заболеваний  зубов следует считать неизбежным.

- обучение врачом-гигиенистом иидивидуальным навыкам по уходу за полостью рта.

- обсуждение о выборе средств гигиены.

                                  Результаты исследования:

Показатели уроня гигиены полости рта

                                                                               Таблица №1

Количество обследуемых чел.

Нуждающиеся в терапевтическом лечении

Нуждающиеся в профессиональной гигиене полости рта

Нуждающиеся в исправлении прикуса

Здоровые

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

29

    22

88

   25

100

7

28

3

21

После проведенного эксперимента я сделала следующие выводы:

Многие проблемы с зубами можно избежать, если соблюдать основные правила гигиены полости рта. Профилактика позволяет сохранить целостность зубного ряда в молочном, сменном и постоянном прикусе, что является одним из методов профилактики его нарушения. Правильный уход за полостью рта, полноценное питание и регулярное наблюдении у  стоматолога помогут сохранить наши зубы  здоровыми и крепкими, а  улыбку красивой.

                                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Работая над проектом я узнала, как важно с раннего возраста бережно относиться к своим зубам. Проведя исследование по теме «Зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми» я пришла к следующему выводу.

       Здоровые молочные зубы способствуют правильному развитию челюстей и формированию правильного прикуса. С помощью молочных зубов ребенок учиться не только пережевывать пищу, но и говорить.

            Каждый должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, так как зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека.

     Ровные белоснежные зубы издавна считаются стандартом красоты. Но не только в красоте дело! Измельчение пищи в ротовой полости - это первый этап пищеварения.         Больные зубы - это нарушенное пищеварение и хроническая инфекция во рту. Здоровые зубы обеспечивают правильное формирование челюстей и произношение звуков.

Нам нужно больше кушать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон.Для того чтобы челюсти развивались нормально, и постоянные зубы располагались ровными рядами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федоров Ю.А. Профилактика заболеваний зубов и полости рта. — Л.: Медицина,

     2008. — 144 с.

Источник:

Журнал «Стоматология детского возраста и профилактика»

www.detstom.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

                           ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА.

  1. Зубы следует чистить два раза в день вечером, после ужина (перед сном) и утром (после завтрака).
  2. Зубы следует чистить круговыми и подметающими движениями зубной щетки. Время чистки зубов 2.5-3 мин.
  3. Менять зубную щетку нужно каждые три месяца или чаще, при первых признаках износа щетины.
  4.  Надо чистить не только зубы, но и язык.
  5.  Необходимо пользоваться зубными нитями – флоссами.
  6. После каждого приеми пищи. Сладостей полоскать рот водой.
  7. Ешьте больше фрукты и овощи. Не злаупотребляйте сахаром и сладостями.
  8. Вредно колоть орехи зубами, перекусывать нитки; чистить зубы посторонними предметами; есть пищу контрасных температур одновременно.
  9. Уметь правильно пользоваться средствами индивидуальной гигиены полости рта.
  10. Дважды в год посещайте стоматолога.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Тест «Как сохранить улыбку красивой».

Выберите один правильный ответ:

1. Свободно выступающая в полость рта часть зуба называется:

    а) корнем;                            в) шейкой;

    б) коронкой;                        г) верхушкой зуба;

2.  Сколько молочных зубов у детей?

      а) 5;                                        в) 15;

      б) 10;                                      г) 20;

3.  Сколько постоянных зубов у взрослых?

      а) 20;                                      в) 32;

      б) 27;                                      г) 36;

4. Зачем нам нужны клыки?

     а) для откусывания пищи;

     б) для удержания пищи;

     в) для измельчения пищи;

5.  Ребенка необходимо обучать чистить зубы с:

      а) 5 лет;                                  в) 2.5-3 лет;

      б) 4 лет;                                  г) 7 лет;

6.  Стоматолог должен осматривать здоровых детей в год:

      а) 2 раза;                                 в) 3 раза;

      б) 1 раз;                                  г) 4 раза;

7.  Сколько раз в день нужно чистить зубы?

     а) только утром;                     в) можно вообще не чистить;

     б) два раза в день;                  г) только перед сном;

8.  Как часто нужно менять зубную щетку?

     а) каждый месяц;                    в) раз в году;

     б) каждые три месяца;            г) пока не сломается;

9.  Зачем нужна зубная нить?

     а) чтобы после чистки зубы блестели;

     б) чтобы зубы были белее;

     в) чтобы чистить между зубами;

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...