Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников) и педагогов.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

 Ирина Михайловна Семикина

            В  работе раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

здоровьесберегающих технологий в образовании

«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ-2018»

Номинация «Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников) и педагогов.

Выполнила: Семикина И.М.

2018г.

Аннотация

            В  работе,  представленной на конкурс,  раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях. Учитель,  обладающий широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий,  имеет возможность выбрать те из них, которые обеспечат в конкретных условиях успех конкретного учащегося. Подробно представлено описание создания оптимальных условий  для обеспечения сохранения здоровья школьников. Рассмотрены принципы здоровьесбережения,  которые основываются на государственных образовательных стандартах  и предпологают создание программно-методического и материально-технического обеспечения для организации образовательного процесса и позволяют решить школе проблемы,  связанные со здоровьем учащихся. Представлены рекомендации для сохранения психического здоровья, а также профилактика переутомления. Разработанные методические рекомендации позволят педагогам обеспечить здоровьесбережение учащихся на занятиях и во внеурочное время и повысят уровень обучаемости. Современные здоровьесберегающие технологии направлены на профилактику заболеваемости, укрепление физического и психического здоровья, что является следствием повышения результативности  воспитательно-образовательного процесса.

      Разработаны также рекомендации по здоровьесбережению педагогов. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам педагогической деятельности. Для реализации профилактики педагогического выгорания разработаны рекомендации для учителя - как сохранить здоровье.

  Обучать без вреда для здоровья - это не задача школы, а обязательное условие её работы!

Н. К. Смирнов

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в образовательных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя.

Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося.

Факторы влияющие на здоровье школьника: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприяти, мотивация учащихся, взаимоотношения ученик-учитель, взаимоотношения ученик-класс, взаимоотношения учитель -родители.

              Оптимальность качества педагогических, физиолого- гигиеиических, социально-психологических условий в учебном процессе способны не только обеспечить сохранение и укрепление здоровья школьников, но и повысить многие показатели целостного результата образовательного процесса: обученности, воспитанности, социальной активности.

В школе необходимо создание единого здоровьесберегающего пространства, что предполагает:

  1. приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
  2. оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  3. наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  4. наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
  5. организация рационального питания (организация диетпитания);
  6. наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышения эффективности учебного труда в школах должна вестись деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:

  1. соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной (учебный план, расписание, урок на основе здоровьесбережения)и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
  2. проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;
  3. введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;
  4. введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;
  5. строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.

Принципы здоровьесбережения:

1.Принцип не нанесения вреда

2.Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

(то есть все происходящее в образовательном учреждении - от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Проводится мониторинг здоровья учащихся физического, психологического, духовно-нравственного)

3.Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и социального здоровья)

4.Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе)

5.Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам школьник помогает им в решении этой общей задачи. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход

6.Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащихся. В школе соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения.

7.Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.-

8.Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. У ребенка сформировано чувство ответственности за свое здоровье. Осуществляется принцип контроля за родителями. То есть получение обратной связи реализован как во всей школе (проведение диагностики, мониторинг здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в школе решить следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

-снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления, на уровне предмета;

-организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии, использование режима двигательной активности на учебных занятиях;

-организация правильного питания и питьевого режима школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

-предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозов и т.п.);

-охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, воспитание коммуникативной культуры, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.)

-формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий

-организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Методические рекомендации к уроку в условиях здоровьесбережения.

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.
  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
  11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения .

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
  6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

             Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.

  1. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
  2. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
  3. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками.
  4. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее.

  1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.
  2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
  3. Темп окончания урока:
  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
  • задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.

Физкультминутки могут включать в себя не только физические упражнения, но и игры, «этюды для души» - аутотренинга.

Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения, корректирующие осанку,дыхательная гимнастика.

Ожидаемые конечные результаты: Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Повышение приоритета здорового образа жизни. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Важным направление в работе современного ОУ является здоровьесбережение учителя. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность приобретает проблема эмоционального выгорания, поскольку ориентация деятельности учителей на личность воспитанника требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Рабочий день учителя не ограничивается проведением уроков, внеклассного мероприятия. Вернувшись домой, педагоги продолжают свой рабочий день в процессе подготовки к урокам на следующий день.

Выйдя за порог школы, оставить там, за дверью, все профессиональные мысли и заботы.

  Рекомендации учителю как сохранить здоровье.

Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила.

Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня,

  • считай только удачи !.

Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.

Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.

Правило четвёртое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.

Правило пятое: Помнит восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».

Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.

Программа: Простые утверждения снимают беспокойство. Повторения коротких, простых утверждений позволяют справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров.

  1. Сейчас я чувствую себя лучше
  2. Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться
  3. Я могу управлять своими внутренними ощущениями
  4. Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю
  5. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякое беспокойство
  6. Чтобы ни случилось, постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса
  7. Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке и т.п.

Применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательнообразовательного процесса, сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ОУ и родителей.

Литература.

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.
  2. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.
  3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М.,2003.
  4. Мансуров С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
  6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  7. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

Приложение

Основные понятия: «технология» (ЮНЕСКО), «педагогическая технология» (В.А. Сластенин), «педагогическая технология», «образовательная технология педагогики здоровьесбережения», «здоровьесберегающая технология», «здоровье» (ВОЗ), «здоровье физическое», «физическая активность», «здоровье психическое», «психическая активность», «здоровье социальное», «социальная активность», «здоровье нравственное».

Понятие

Определение

«технология»

- это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

«педагогическая

технология»

- строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).

«образовательная технология педагогики здоровьесбережения»

- это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог - учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

«здоровьесберегающая

технология»

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

«здоровье»

- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«здоровье физическое»

- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

«физическая активность»

- естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

«здоровье психическое»

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«психическая активность»

- потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

«здоровье социальное»

- это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).

«социальная активность»

проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.

«здоровье нравственное»

- это комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)

Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...

Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся и педагогов.

          В  работе, раскрывается актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в общеобразовательных учреждениях....

Методические рекомендации по подготовке обучающихся начальных классов к итоговой комплексной работе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВК ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ...

Методические рекомендации по обучению обучащихся в коррекционных классах

Методические рекомендации по обучению обучащихся в коррекционных классах...

Рекомендации для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами"

Рекомендации, которые должен учитывать педагог на уроках трудового обучения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ВЫСТУПЛЕНИЮ ПО ТЕМЕ «МОЙ РОДСТВЕННИК – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.»

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...

Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Методические рекомендацииИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельностиСодержание :Глоссарий Специфика проектно-исследовательской деятельности Общие требования к иссле...