Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности
методическая разработка по зож (3, 4 класс)

Хворова Валерия Анатольевна

Статья посвящена проблемам противодействия школы формированию вредных превычек у детей. Работа содержит конкретные рекомендации и педагогические приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности

В современном образовательном пространстве всё большую актуальность приобретает  проблема противодействия школы формированию вредных привычек у детей. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся – одна из важнейших задач.

Часто родители из так называемых благополучных семей считают, что их ребёнок не может быть подвержен негативному влиянию алкоголя, курения и психотропных веществ, так как в семье нет вредных привычек.

Однако специальные исследования показывают,  что следствием приобщения к табаку, алкоголю и наркотическим веществам является проблема социальной адаптации ребёнка, неумение оценивать свои и чужие поступки, анализировать поведение окружающих.

 Поэтому работа по профилактике вредных привычек должна носить системный и регулярный характер. (Слайд 2)

Как известно, всё начинается с детства. Чем раньше начнётся целенаправленное формирование у ребёнка устойчивого негативного отношения к вредным привычкам, тем быстрее он осознает ценность здоровья и безопасного образа жизни.

Уже несколько лет наша школа успешно реализует программу внеурочной деятельности  по УМК «Все цвета, кроме чёрного». (Слайд 3)

 Данный комплект рассчитан на работу с детьми с самого раннего школьного возраста. Это позволяет организовать профилактику вредных привычек задолго до того, как у ребёнка появляется возможность первого опыта или реального знакомства с одурманивающими веществами.

При создании УМК также были разработаны принципы профилактической работы, которые служат опорной точкой в организации методической деятельности. Принципы представлены на экране (Слайд 4).

Важно отметить, что профилактическая работа с младшими школьниками – это не запугивающие беседы о возможных отдалённых последствиях употребления алкоголя, табака и наркотиков. Прежде всего это помощь в умении общаться, выстраивать свои отношения со сверстниками взрослыми, оценивать и контролировать своё эмоциональное состояние. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья у детей младшего школьного возраста может быть только создание игровых ситуаций. В игре дети могут смоделировать различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра) но, когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить (Слайд 5).

Именно организация игр-тренингов (которые представлены в тетрадях во множестве вариантов) окажет целенаправленное воздействие на детей.  Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не потому, что это «нужно, полезно», а потому что это интересно. Так, в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в полезные навыки. Это определило содержание и структуру занятий и заданий в тетрадях, а также форму работы, которая предложена в учебно-методическом комплекте «Все цвета, кроме черного».

Комплект состоит из методического пособия для учителя, брошюры для родителей и рабочих тетрадей для учащихся 2, 3 и 4 классов: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс).

Все задания в рабочих тетрадях выстроены так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный. В конце каждого занятия необходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их применению в жизни.

Каждая тетрадь – это ступень социального развития ребёнка. Во втором классе он учиться оценивать себя, свои поступки и поведение, получает возможность познать свой внутренний мир, прислушаться к себе, учится понимать и регулировать своё эмоциональное состояние (Слайды 6-8).

В 3 классе  ребёнок активно познаёт окружающий мир эмоций, отношений. Чувств. В этот период социальная адаптация выходит на следующий уровень – от самопознания к познанию внутреннего мира сверстников и взрослых (Слайды 9 - 10). Задания в тетради помогут детям приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми, умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет".

Тетрадь для 4 класса даёт ребёнку возможность применять уже накопленный опыт в различных коммуникативных ситуациях, где ребёнок обязательно сталкивается с проблемой. Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер (Слайды 11 - 13). 

Важно выстраивать работу по профилактике вредных привычек таким образом, чтобы дети при этом оставались детьми. «Сталкивание» ребёнка с миром взрослых проблем и опасностей неизбежно. Однако этот процесс должен строиться по пути «от игры – к реальной жизни». Это поможет подготовить ребёнка к самостоятельной жизни и научит его делать правильный нравственный выбор.

Спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)

 Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...

Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни "Ступеньки к здоровью" для 1-4 классов

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»...