Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
статья по зож (1 класс)

Двоянова Марина Сергеевна

Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

на уроках в начальной школе.

Выполнила: учитель начальных классов

Двоянова Марина Сергеевна

2020г.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

     Здоровье человека является высшей ценностью, основой жизни и благополучия человека. В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Поэтому, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм  и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

      В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам процентное соотношение вырастает наполовину).

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:

     Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса.

     Стоит отметить, что задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. «Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровый ученик с удовольствием включается в любую деятельность, он оптимистичен, жизнерадостен.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Охрану и укрепление здоровья должно гарантировать образовательное пространство, комфортное по отношению к обучающимся. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. С этой целью в соответствии с требованиями ФГОС НОО урок в начальной школе рассматривается с позиций здоровьесбережения. Здоровьесбережение - это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий (по М.М. Поташнику):

1. Учет индивидуальных особенностей детей;

2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах времени и сил учащихся;

3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений.

     Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”.

     По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».        Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые он сформулировал:

  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

 Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

 Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

 Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

 Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

 Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

 Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

 Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

 Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

    Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делят на три основные группы:

1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Прежде всего, это правильная организация урока, которая дает возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления.

2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.

3. Психолого-технологические условия образовательного процесса. В первую очередь использование игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и другие), уникальных задач и увлекательных заданий, интерактивных обучающих программ и проч.

      Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести организму пользу. Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Укреплению здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

     Мы должны помнить, что в течение 11 лет жизни дети  проводят 70% своего времени в школе. Существуют факторы риска, связанные с учебным процессом  и определено их влияние на здоровье учащихся.

    Основой  здоровьесберегающей  технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

 - учет возрастно-половых особенностей;

 - учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

 - структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

 - использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

К ним можно отнести:

- оптимальную плотность урока;

 - чередование видов учебной деятельности;

 - наличие физкультурной пуазы; - наличие эмоциональных разрядок;

 - правильная рабочая поза;

- положительные эмоции.

    Можно с убежденностью сделать вывод, что эффективность урока напрямую связана с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.

     Здоровьесберегающая организация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО Урок - это основа учебного процесса. Выделим основные требования к любому уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

 1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов  учебной деятельности: опрос  учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач  и др. Норма:  4 - 7 видов  за урок.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут, чередование видов учебной деятельности - 4 - 7.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

7. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами) (при несоблюдении гигиенических норм здоровье ухудшается в 2,5 раза).

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Норма: 1-2 физпаузы по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Физпаузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали - для снятия напряжения, смены позы.

10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.

12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе.

15. Темп окончания урока: спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

16. Желательно использование элементов технологии Шаталова (работа в мелких группах, «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую)

17. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика (желательны задания по трём уровням сложности)

18. Осуществление индивидуального дифференцированного подхода на уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей).

     Свои уроки я строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ во избежание усталости учащихся.

      Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

      Закончить разговор о здоровьесберегающих технологиях хочется словами М. Норбекова: «Не пугайтесь! Все не так сложно, как вам сейчас представляется. Главное – работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Если вы не привыкли заниматься такими вещами, тогда, конечно, на 1-х порах, придется тяжело. Уж, не знаю, выдержите ли. Надо же когда-то начинать». Успехов тебе, учитель начальной школы, в этом нелегком деле! Берегите здоровье наших детей!

Литература:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.

2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.

3.Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.

4.Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995

5.Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспетивы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.

6.Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

7. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

8. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников.2005.

9.Тукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

10.Замышляева, Н.В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке / Н.В. Замышляева // Начальная школа. – 2010. – № 6.

11. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. М.  2005.

12. Применение здоровьесберегающих технологий в школе. http://www.specialschool.ru/health/

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...