Дидактическое средство. Как с ним работать
учебно-методический материал

Понарина Ксения Сергеевна

Консультация "Дидактическое средство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактическое средство19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Я готова к выполнению задания

Дидактическое средство

Начать своё выступление хочу с высказывания французкого философа Вольтера: «Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Будем работать без рассуждений, это единственное средство сделать жизнь сносною.».

Я считаю, что в данном высказывании средство рассматривается как одна из важных частей нашей жизни, которая ведет к достижению поставленных жизненных целей и задач. Давайте рассмотрим слово понятие «дидактическое средство» с разных сторон.

 Сайт Студопедия. ру характеризует «дидактические средства» , как все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

В книге под названием «психологческие особенности восприятия аудиовизульной информции» говорится, что Дидактические средства - это источник получения знаний, формирования умений.

Советский и российский учёный Сластенин пишет: «Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. «

Мы будем опираться на определение сайта студопедия.ру

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К ним можно отнести:

– учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.;

– лабораторное оборудование в различных кабинетах: физики, химии, иностранных языков и др.;

– технические средства обучения: телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.;

– общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

Часто у детей возникают трудности с такими видами работ и заданий, как:

1) Синтез

2) группировка;

3) анализ с целью выделения признаков;

4) соответствие.

На основе данного мониторинга я разработала дидактические средства с приёмами, которые можно использовать на разных этапах урока для повышения уровня данных умений. Создать подобные задания могут все желающие, на платформе Learning Apps.

Итак, урок русского языка. Тема: «Разделительный мягкий знак».

Первый тип задания – группировка. Это распределение множества единиц исследуемой совокупности в группы по определенному признаку.

Данный тип задания позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Так же позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности.

Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.

Данный тип задания можно использовать на этапе: актуализация знаний и мотивация

С целью: осознание потребности  построения нового способа действий

Для создания проблемной ситуации дано задание на распределение слов на группы с разными орфограммами.  Первая группа – мягкий знак на конце слова, вторая – мягкий знак в середине слова и третья группа – орфограмма, с которой учащиеся ещё не знакомы (разделительный мягкий знак). Обучающиеся повторяют две, уже изученных орфограммы и уже на этом этапе появляется затруднение. После распределения слов обучающиеся могут поставить перед собой цель - познакомится с неизвестной орфограммой.

Следующий тип задания– нахождение причинно-следственных связей. Это связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.

Можно использовать на этапе урока: первичное закрепление

С целью: усвоение нового способа действий

        В упражнении задача обучающихся определить причину и следствие, затем соединить их в пару.  Первые две пары образуются по признаку рассмотренном в алгоритме:  слышу звук [й`] или не слышу; вторые две пары образуются при наблюдении за моделью слова, в одном слове записан разделительный мягкий знак, во втором нет. В результате должно получиться 4 пары. Отрабатывается умение различать на слух и вид записи слов.

Третий тип задания - классификация. Это операция деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы. Она придает мышлению строгость и точность.

Умение классифицировать – неотъемлемая часть логического мышления, поэтому его развитию уделяется большое внимание на уроке. С помощью классификации школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них.

Этап урока: первичное закрепление

Цель: усвоение нового способа действий

        В данном упражнении задача учащихся – распределить слова, по группам различая функцию мягкого знака. Даны две колонки: первая – мягкий знак как показатель мягкости, вторая – разделительный мягкий знак. Отрабатывают умение различать функции мягкого знака.

Последний тип задания - анализ с целью выделения признака. Анализ – это расчленение предмета, явления и выделение его отдельных частей, признаков, свойств. Анализ относится к мыслительным операциям, без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом.  Задание создано именно на анализ объекта с целью выделения признака.

Этап урока: включение в систему знаний

Цель: включение «открытия» в систему знаний

        Включение знаний в этом упражнении проводится через игру – пазлы. Чтобы собрать всю картинку, учащимся нужно определить функцию слова, написанную на каждой части пазла.  Отрабатывают умение видеть признаки отличия слов с мягким знаком.

Для повышения уровня выше перечисленных умений  следует использовать дидактические средства Также овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, использование интерактивных дидактических средств в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить качество обучения, но и повысит развитие индивидуальных качеств обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправ...

Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств

Учитель,  работая  с  младшими  школьниками  по   обучению  исследовательско -  проектной  деятельности, выбирает  для  работы...

Дидактическое средство к уроку математики 3 класс "Виды треугольников"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Дидактическое средство к уроку окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

Дидактическое средство к уроку литературного чтения 3 класс "Зощенко "Золотые слова""

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...