Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
учебно-методический материал по зож

Шахова Екатерина Станиславовна

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Подготовила: Шахова Екатерина Станиславовна, учитель начальных классов прогимназии №677.

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростьюОбъем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.

Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы;
  • малоподвижный образ жизни;
  • перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

Термин здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

  • учет возрастных особенностей младших школьников;
  • учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
  • осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста «ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающая технология – это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это

  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Педагогика сотрудничества
  • Дифференцированное обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Безотметочное обучение;
  • Диалоговое обучение;
  • Рефлексивное обучение;

Комплекты УМК, используемые в работе учителей начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

В практике наших учителей используются нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  • физкультминутки, динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;
  • гимнастика;
  • самомассаж, точечный массаж;
  • воспитательные моменты на уроке (беседы);
  • санитарно гигиенические условия.

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние младших школьников.

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки все для вас!

Пожелаем вам удачи

За работу, в добрый час!

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности использую компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения.

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.

Физкультминутки естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Например:

Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,
Три, четыре руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем
.

Поднимает руки класс – Это раз.
Повернулась голова – Это два.
Руки вниз, вперед смотри – Это три.
Руки в стороны пошире
Развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – Это пять.
Всем ребятам тихо сесть – Это шесть.

У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Заяц по полю бежит.
В дверь к нему стучит.
- Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
- Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне свою давай!

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса. Не тороплю ученика, даю время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

На уроках использую различные виды гимнастики.Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью проводить воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Проводить праздники, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Во внеурочное время проводить классные часы по темам, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых знакомить ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщае...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Презентация  "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках в начальной школе"...

Из опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Приводится  опыт  работы по  применению  технологий  здоровьесбережения...

Выступление на педсовете "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

В данной презентации представлены виды здоровьесберегающих технологий, которые применяются педагогами в начальной школе....