Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье.
статья по зож

Мидяшкина Вероника Евгеньевна

Здоровье детей это будущее страны, и мы не можем равнодушно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Поэтому и возникла востребованность воспитателями использовать в работе здоровьесберегающие образовательные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье.

Здоровье детей это будущее страны, и мы не можем равнодушно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Поэтому и возникла востребованность воспитателями использовать в работе здоровьесберегающие образовательные технологии.

Что такое здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Цель ЗСТ- обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи

Для себя определили следующие задачи :

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Здоровьесберегающие технологии подразделяются на три основных вида

Технология сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Ритмопластика

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика бодрящая

Гимнастика корригирующая

Гимнастика ортопедическая

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

Коммуникативные игры

Занятия из серии «Здоровье»

Самомассаж

Точечный самомассаж

Биологическая обратная связь (БОС)

Коррекционные технологии

Арттерапия

Технологии музыкального воздействия

Сказкотерапия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Психогимнастика

Фонетическая ритмика

Для улучшения показателя здоровья детей и для снижения процента заболеваемости в детском саду используются следующие формы работы:

  1. Уголки здоровья, где имеется, необходимое оборудование, спортивный инвентарь, предметы заместители, картотеки для физического развития детей.
  2. Физкультурные занятия которые имеют огромное значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении.
  3. Самостоятельная деятельность где игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. 
  4. Подвижные игры которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка, с местом и временем её проведения.
  5. Утренняя гимнастика помогает постепенно вовлекать весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. 
  6. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактические игры с, танцевальными движениями и игровыми упражнениями. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. 
  7. Физические упражнения после сна к ним относятся гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
  8. Физкультурные прогулки – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. 
  9. Физкультурные досуги и развлечения.
  10. Пальчиковая гимнастика Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. 
  11. Дыхательная и звуковая гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов,, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. 
  12. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы, сказку могут рассказывать дети или читать взрослый. Повышается эмоциональный настрой у детей.
  13. Оздоровительные процедуры в водной среде приемлемым для нас являются обливания ног, обтирание тела влажным полотенцем (летом, мытье рук в прохладной воде с тщательным растиранием.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

  • Родительские собрания, где мы советуем родителям, зачитываем памятки, о здоровом образе жизни «о мерах профилактики ОРВИ» «правила поведения с гиперактивным ребенком» «советы по профилактике детской агрессивности» «10 советов по укреплению физического здоровья» «как справиться с детской истерикой» «нужно ли наказывать ребенка» На собраниях проводим беседы о необходимости соблюдения режима дня дошкольников о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, и др.
  • Помещаем в родительский уголок:

консультации папки-передвижки «бережем свое здоровье «тепловой и солнечный удар» «влияние родительских установок на развитие детей» «безопасность на воде, на дороге, в природе», как одеть ребенка на прогулку» «здоровье без лекарств» «Что такое здоровьесберегающие технологии

  • Организуем для родителей:

семинары, практикумы «игры ребенка в домашних условиях», «развиваем мелкую моторику рук», «как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду», «первая помощь при несчастных случаях», «как провести выходной с детьми дома». Проводим спортивные праздники, развлечения дни здоровья «растим детей здоровыми», которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками спортивных мероприятий, таких как различных игр: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Дружная семейка».

«Лесная зверобика», «Сказочная поляна», «В гостях у зимушки зимы».

Используем личный пример воспитателя, являемся активными участниками совместных мероприятий с родителями, оформляем фотовыставки, стенды: «Быстрее, выше, сильнее», «Мы за здоровый образ жизни», «Здоровье наше богатство».

Вместе с родителями оформляем стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Родители принимают участие в презентациях в которых рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают. Родители помогают в создании, оформлении предметно- развивающей среды в «Уголке здоровья»

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей по воспитанию здорового образа жизни у детей.

Для сохранения и подержания здоровья у детей и взрослых существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Вывод:

Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность должна сформировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,полноценное и не осложнённое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б» с применением здоровьесберегающих технологий

Современный открытый урок по математике в 1-м классе «Б»с применением здоровьесберегающих технологий     учитель начальных классов: Поликарпова Галина Владимировна ...

Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик на логопедических занятиях

        На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста имеется обширный практический материал, приме...

методические материалы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках

В работе представлена классификация здоровьесберегающих технологий.  Даны методические рекомендации по применению  здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочное время. Подобран ...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....