Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
методическая разработка по зож

vУтренняя гимнастика до учебных занятий,
vФизкультминутки на общеобразовательных уроках,
vДинамическая перемена – подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizk-ozdor_m.pr_.v_rezhime_uch.dnya_.pptx67.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня . Утренняя гимнастика до учебных занятий, Физкультминутки на общеобразовательных уроках, Динамическая перемена – подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах.

Слайд 2

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня – важный составной компонент двигательной активности школьников. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, физкультурные паузы во время уроков и динамические(подвижные) перемены . Содержание и условия их проведения обеспечивают решение оздоровительных и коррекционных задач.

Слайд 3

Гимнастика до учебных занятий. Цель гимнастики до уроков – активизировать процесс обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении (рекреациях, но не в классной комнате!). Рекомендуемое время для младших классов – 5-6 минут, для остальных – 6-7 минут без учета времени на подготовку. Гимнастика до учебных занятий должна отвечать следующим требованиям: разносторонне воздействовать на организм, не возбуждать и не утомлять учащихся, улучшать осанку. Комплекс состоит из 5-6 упражнений, известных и легко выполняемых с первого раза. Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса, спины, живота, ног. Типичными являются четыре группы упражнений: 1. упражнения потягивания, выпрямления; 2. упражнения воздействующие на основные группы мышц – шеи, кисти, стопы, предплечья, содействующие формированию правильной осанки – вращение туловища, рывки руками с поворотами, ходьба с высоко поднятой головой, на носках; 3. упражнения, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения – приседания, легкий бег на месте и т.д ; 4. упражнения, содействующие активизации внимания, на координацию, согласованное одновременное движение туловища, рук и ног. Заканчивать гимнастику следует спокойными упражнениями, чтобы ученики сразу могли приступить к учебным занятиям. Музыкальное сопровождение гимнастики до уроков повышает эффект движений, положительно влияет на эмоциональный настрой учащихся. Комплекс меняется один раз в месяц.

Слайд 4

Комплексы (примерные) гимнастики до уроков. Первый комплекс. Ходьба на месте. 1. “Котята”. И.п. – ноги вместе, руки вниз. 1. Приподнять предплечья, кисти вверх, пальцы развести, плечи назад, туловище выпрямить.2. Расслабить мышцы – и.п. 2.“Косари”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки как бы держат косу. Повороты туловища, подражая движениям косаря. 1. “Замах косой”. 2. “Скашивание травы”. 3.“Море волнуется”. И.п. – ноги на ширине ступни. 1. Подняться на носки, руки вперёд. 2. Встать на пятки, руки опустить и отвести назад. 4.“Петрушка”. И.п. – упор присев. 1. Встать, руки в стороны ладонями вперёд, пальцы развести. 2. Наклон вперёд, коснуться ладонями коленей. 3. Выпрямиться. 4. И.п. 5.“Маятник качается”. И.п. – руки вверху. 1-2. Наклон вправо. 3-4. Наклон влево. 6.“Конница”. И.п. – руки согнуты в локтях под прямым углом, ладони вниз. Бег на месте, касаясь руками коленей. Ходьба на месте. Второй комплекс. Ходьба на месте. 1.“Силачи”. И.п. – руки вниз, голова наклонена вперёд. 1. Согнуть руки, локти в стороны, пальцы сжать в кулаки, голова и туловище прямые. Расслабить мышцы – и.п. 2.“Ванька-встанька”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1. Наклон влево. 2. Наклон вправо. 3.“Пружинка”. И.п. – о.с. 1-2-3 – медленно присесть, руки вперёд. 4. И.п. 4.“Колка дров”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сцеплены. 1. Наклон вперёд, руки вниз. 2. И.п. 5.“Снежинки кружатся”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, кисти расслаблены. 1. Потряхивая кистями, поворот туловища влево. 2. И.п. То же в другую сторону. 6.“Волчок”. И.п. – руки на пояс. Прыжки на двух ногах. 1-4 – прыжки с поворотами направо до и.п. 5-8 – то же, с поворотами налево. Ходьба на месте. Третий комплекс . Ходьба на месте. “ Потягушки ”. И.п. – руки внизу пальцы сцеплены. 1. Руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить. 2. И.п. “Винтики”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1. Поворот туловища влево. 2. То же, вправо, не останавливаясь. “Кукла”. И.п. – о.с. 1-4 – переступая несгибающимися в коленях ногами влево, поворот на 360*. 5-8 – то же вправо. “Ветер ёлочки качает”. И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1. Наклон влево. 2. То же, вправо, не останавливаясь. “Большие птицы летят”. И.п. – присед. 1. Выпрямиться, руки через стороны вверх. 2. Руки через стороны вниз. 3. И.п. “Бегущие спортсмены”. И.п. – руки согнуты в локтях. Бег на месте. Ходьба на месте.

Слайд 5

Комплексы (примерные) гимнастики до занятий с применением имитационных упражнений. Мы зарядку начинаем И на месте все шагаем. Руки вверх подняли выше, Опустили, чётко дышим. Взгляд, ребята, тоже выше, Может, Карлсон есть на крыше? Упражнение второе: Руки ставь за головою. Словно бабочки летаем, Крылья сводим – расправляем. Раз – два – раз – два, Дружно делает наш класс. Упражнение номер три: Вверх немножечко смотри. Руки вверх поочерёдно, Делай просто и удобно. Раз – два – три – четыре, Расправляем плечи шире. Руки набок, ноги врозь, Так давно уж повелось: Физкультура каждый день Прогоняет сон и лень, Три наклона сделай вниз, На “четыре” – поднимись! Гибкость всем нужна на свете, Наклоняться будем, дети. И направо, и налево, Пусть мужает наше тело! Раз – направо, два – налево, Пусть мужает наше тело!

Слайд 6

Физкультминутки на общеобразовательных уроках. Цель физкультминуток - вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное напряжение и умственное утомление, предупредить нарушение осанки, повысить эмоциональный настрой учащихся. Физкультурная минута в режиме дня ученика проводится во второй половине урока, когда заметно утомление учеников и появляется задача поднятия работоспособности. Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она уменьшает статическое напряжение, возникшее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех-четырех простых упражнений. Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на «потягивание», «выпрямление» и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 4-6 раз. Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. Виды физкультминуток: пальчиковая гимнастика; двигательные физкультминутки; гимнастика для глаз; Требования к проведению физкультминуток: Комплексы желательно связывать с содержанием урока. Упражнения должны быть разнообразны. (см. приложение №2) Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, ибо при сильном утомлении они не дают желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Слайд 7

1.Двигательные физкультминутки 1 . Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет, руки поочередно: • на пояс, • на плечи, • вверх, • два хлопка, • на плечи, • на пояс, • вниз, • два хлопка. А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставит широко. Темп постепенно убыстряется. 2. Дети выполняют указанные движения: Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. 3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише, тише» — дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.

Слайд 8

2.Пальчиковая гимнастика 1 . Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках. Вырос у нас чесночок, (указательный) Перец, томат, кабачок (средний) Тыква, капуста, картошка, (безымянный) Лук и немножко горошка,(мизинец) Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание) Ими друзей угощали. (пальцев на обеих руках) 2. Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные) Есть лимоны, апельсины, (средние) Дыни, сливы, мандарины, (указательные) Но купили мы арбуз - (большие) Это самый вкусный груз! (все пальцы сжимаются и разжимаются) 3. Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев на ударные слоги: Граблями сгребаем мы мусор с земли, Чтоб к свету росточки пробиться смогли. 4. « Слоненок» Средний палец выставлен вперед – это хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

Слайд 9

2.Гимнастика для глаз. 1 .Ах , как долго мы писали. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, (Поморгать глазами.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть влево - вправо.) Мы глаза сейчас закроем, (Посмотреть вверх.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Закрыть глаза ладошками.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им .) 2. Руки за спину, головки назад. Руки за спину, головки назад. Глазки пускай в потолок поглядят. (закрыть глаза, посмотреть вверх) Головки опустим - на парту гляди. (открыть глаза, посмотреть на парту) И снова наверх - где там муха летит? ( смотрим вниз) Глазами повертим, поищем ее. ( смотрим вверх) И снова читаем. Немного еще. ( смотрим по сторонам) 3. Упражнение «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу. 4. Упражнение «Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. 5. Упражнение «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево . 6.Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 7.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемо квадрата . 8.Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Слайд 10

Динамическая (подвижная) перемена. Цель динамической перемены - снижение утомления, возникшего в результате учебной деятельности учащихся. Проведение подвижных (динамических) перемен решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в комплексе. В состав подвижных перемен входят общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Физические упражнения и подвижные игры :  являются средством активного отдыха, оздоровления и закаливания, релаксации и профилактики заболеваний ;  повышают мышечный тонус организма, восстанавливают работоспособность и внимание, что содействует преодолению утомления и эффективному восприятию учебного материала ;  служат одним из активных средств формирования и закрепления умений и навыков, воспитания физических качеств и двигательных способностей, формирования желания самостоятельно заниматься физическими упражнениями;  содействуют развитию сообразительности, внимания, учат выдержке, вырабатывают умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения ;  снижают порог возникновения конфликтных ситуаций, улучшают общее эмоциональное состояние и настроение школьников . .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня

Сохранить здоровье подрастающего поколения педагогический коллектив школы считает важнейшей задачей. Решает путём пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жиз...

Физкультурно оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня в школе

В статье всесторонне рассмотрены различные аспекты процесса физического воспитания в общеобразовательной школе. Даны практические рекомендации для организации физкультурно-оздоровительной работы....

Спортивно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного дня - "Игра пионербол"

Материал отображает спотривно-оздоровительное мериприятие в режиме учебного дня с вовлеяением в спортивную жизнь школы родителей обучающихся.. Направление - "Пропаганда на здоровый образ жизни&qu...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме работы группы продленного дня

Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена.Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всег...

Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»

Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...