Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.
консультация по зож (1 класс)

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема  формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей,  так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Чтобы сформировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, следует не только говорить о его значении для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью,  оснащая школьника привычками и навыками, которые избавляют человека от тяжелых напряжений, т.е. формировать культуру здоровья.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащейся молодежи. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

В современных условиях модернизации образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема  формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей,  так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Чтобы сформировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, следует не только говорить о его значении для человека, но и вносить в жизнь элементы здравотворчества, саморегуляции, культуросообразного отношения к здоровью,  оснащая школьника привычками и навыками, которые избавляют человека от тяжелых напряжений, т.е. формировать культуру здоровья.

Культура здоровья – личностное качество каждого человека,  которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека.

Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье. Анализ  психолого -  педагогической, валеологической, физиологической  литературы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.М. Безруких, Е.Е. Данилова, Л.Б. Дыхан, С.П. Ефимова, Л.М. Фридман, Н.Е.Щуркова, Д.Б. Эльконин)  показал, что младший школьный возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности и является сензитивным для:

- формирования мотивационной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Сензитивные особенности развития детей данного возраста, обоснованная возможность реализации принципа свободы в развитии их личности и в то же время такие психологические особенности младших школьников, как вера в истинность всего, чему их учат, склонность к подражанию и исполнительность, являются важными предпосылками формирования культуры здоровья именно в младшем школьном возрасте. В среднем и старшем школьном возрасте делать это уже поздно.

Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Я использую на уроках различные кинезеологические  упражнения, массаж и самомассаж, гимнастику, упражнения для глаз и т. Д.. Урок будет нести радость, будет здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим, если ребята вместе с учителем будут  предполагать и сомневаться, искать и находить ответы на вопросы. Удивительно, но дети забываю о том, что идет урок – они вместе проживают, тот отрезок времени, в течение которого они учатся, познают новое и взрослеют. Ведь когда ребенок совершенно свободно чувствует себя в классе, когда он желает открыть неизвестное, когда ему интересно общаться с учителем и он хочет идти вперед сам – это ли не несет ему здоровье.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведется в следующих направлениях.

      1.Физическое развитие:

         - лечебная физкультура;

         - зарядка;

         - физминутки.

      2. Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

      3.  Динамические перемены.

      4.  Внеклассная работа:

         - туристические походы;

         - экскурсии;

         - участие в спортивных соревнованиях;

         - спортивные секции, кружки, бассейн;

         - досуговые оздоровительные мероприятия с родителями;

         - беседы;

         - конкурсы рисунков.

 1. Физическое развитие.

Упражнения для формирования осанки включаются в комплекс утренней зарядки, физкультурных минуток, а также в уроки физической культуры.

·       Комплекс утренней гимнастики «Проснись».

1.     «Зарядка».

2.     Движения руками вперед, вверх, вниз. Наклоны туловища влево, вправо.

·       Комплекс упражнений «Мы спортсмены».

1.   « Мы пловцы» (взмахи руками вперед, назад, встречные махи рук).

2.   « Мы штангисты» (наклоны, имитация поднятия штанги).

3.   « Мы велосипедисты»  (лежа на спине, дети имитируют движения, характерные для езды на велосипеде).

4.   « Мы бегуны» (имитация бега на месте).

5.   Ходьба и ее  разновидности.

6.   Бег и его разновидности.

·       Комплекс упражнений «Разминка».

1.     Ходьба.

2.     Бег.

3.     Вращение головой.

4.     Поднимаем плечи.

5.     Сгибание-разгибание пальцев.

6.     Потирание рук.

·       Комплекс упражнений с гантелями (1 кг).

1.     Вращение рук.

2.     Поднимание рук.

3.     Наклоны туловища.

4.     Сгибание-разгибание стоп.

5.     Поднимание согнутой ноги.

·       Комплекс упражнений гимнастики без предметов.

1.     « Посчитаем пальчики».

2.     «Покачаем руками»

3.     « Погреемся».

4.     « Присядем пониже».

5.     « Стройные березки».

6.     « Веселый мячик».

Для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей ежедневно в утреннюю зарядку и в физкультурные минутки на уроке включаются дыхательные упражнения, для того, чтобы сформировать у детей привычку правильно дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Упражнения для комплекса утренней гимнастики:  

1.     «Свеча» (глубоко вздохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя).

2.     На одном вдохе произнести 5-10 звуков (ф), делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф ф(ж-ж-ж, с-с-с, з-з-з).

3.     Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь чтобы воздуху хватило до конца.

4.     Произнести скороговорку-считалку.

На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Упражнения часто сочетаются с учебным предметом и даже темой урока. Физминутки проводятся в стихотворной форме, в виде отдельных общеразвивающих упражнений.

     Стихотворения, сопровождаемые движениями.

1.     На развитие моторики («Пальчики»).

2.     На снятие мышечного напряжения.

3.     На релаксацию.

4.     На тренинг ассоциативной памяти («Яблоко», «Часы», «Зарядка», «Хомка»).

5.     На обучение позитивным приемам коммуникации («Жук», «Зайка»).

6.     На развитие внимания («Алфавит»).

·       Стихотворения взятые из школьной программы: В.Берестов «Прыгуны», И. Мазин « В гости к Федосье», Г. Виеру « Видишь, бабочка летает».

·       Общеразвивающие упражнения: «Разминка танцора», «Зарядка лыжника», «Автомобили».

·       Физические упражнения для формирования правильной осанки: «Великан», «Военный на параде».

·       Упражнения для мышц шеи.

1.     Наклоны вперед, назад, в стороны.

2.     Медленные повороты головы в стороны.

·       Упражнения для плечевого пояса.

1.     «Мельница».

2.     «Сцепление рук за спиной».

3.     Круговые движения за плечами.  

·       Музыкальные физминутки с использованиием ИКТ- технологии

Во время прогулок активно используются игровые техники.

1.     Игры для развития общей выносливости: « Кто дальше», «Шаг в шаг», «Салка с мячом»,  « На север, запад, юг, восток».

2.     Игры для развития быстроты движения: «Правильно и быстро», «Ловкий –смелый».

3.     Игра для развития координации «Лиса и куры».

4.     Игры для развития быстроты двигательной реакции: « Птица без гнезда», «Успей выбежать».

Динамические перемены, которые проводятся после третьего урока, носят игровой характер.

1.     Упражнения, направленные на увеличение скорости двигательных реакций: ходьба в чередовании с бегом в умеренном темпе (2-3 минуты).

2.     Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное движение», эстафеты, «Музыкальные обручи», «Съедобное –несъедобное».

3.     Упражнения, направленные на развитие позитивной коммуникации: «Закручивание», «Путаница», «Дерево дружбы».

4. Упражнения с нейроскакалками.

2.Организация уроков и внеклассной работы с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др. для устранения этих реакций, используются игровые методы психокоррекции. Эти игры проводятся на уроках (в конце урока, когда выполнена учебная программа) или на внеурочнй деятельночти ( кружках), на переменах. Работа ведется в следующих направлениях.

1.     Развитие внимания (активного, произвольного): «Будь внимателен», «Слушай звуки», «Слушай хлопки», «Зеваки», «Буквы алфавита».

2.     Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Испорченный телефон», «Вот так позы».

3.     Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».

4.     Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?».

5.     Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

6.     Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах (как статическая, так и подвижная);

- работа в парах;

- «помощь другу»( ребенок , который сделал первым задания идет на помощь тому, кому она необходима).

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

В игровой форме проводится словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на уроке математики.

В качестве приема здоровьесбережения применяется дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Мы организуем туристические походы и посещение бассейна, устраиваем спортивные праздники, конкурсы рисунков «Секреты здоровья», «Здоровый образ жизни».

Один раз в неделю проводятся классные часы через беседы «Как вырасти здоровым», на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни. Например:

1.    В гостях у Мойдодыра.

Умывание и купание. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за руками и ногами. Забота о коже. Как следует питаться. Как сделать сон полезным. Настроение в школе. Поведение в школе. Вредные привычки.

2.    Добрый доктор Айболит.

Почему мы болеем? Кто и как предохраняет нас от болезней? Кто нас лечит? Правила безопасного поведения в доме, на улице, на транспорте. Правила обращения с огнем. Первая медицинская помощь.

3.    Урок Знайки.

Чего надо бояться? Как вести себя за столом? «Нехорошие слова». «Недобрые шутки».

  Регулярно проводятся родительские собрания на темы «Цель лечебной гимнастики», « Стрессовые ситуации в жизни ребенка», «Антистрессовые мероприятия» и т.д. Цель таких встреч – повышение уровня родительской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Впоследнее десятилетее во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводть профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.Эк...

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе

Доклад для выступления на РМО учителей начальных классов....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе и пути их реализации.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.Та...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье зак...

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школ...

Рекомендации по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Буклет с рекомендациями по реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе....