РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО.
статья по зож (4 класс) по теме

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozova_s.v._statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ФГОС НОО

Морозова С.В.

REALIZATION OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES FROM THE POINT OF VIEW OF FSES PGE (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION)

 IN PRIMARY SCHOOL.

Morozova S.V.

Аннотация

Статья  посвящена  актуальной  проблеме  здоровьесбережения.  Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

Summary

The article is devoted to the actual problem of health care. The life style, which must be formed by school is one of the major factors. Health has beenleading since childhood. Primary school plays the main role in this process. The nation does not have the future without healthy generation. The problem of health care is a social one and it is necessary to decide it in all society’s levels.

Ключевые слова: здоровье, «педагогика оздоровления», нетрадиционные формы, гимнастика, режим, питание, мониторинг.

Key words: health, “health improvement education”, alternative forms, gymnastics, daily routine, food, monitoring.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.

          Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

По мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. По данным Минздрава РФ сегодня каждый пятый школьник имеет хронические патологии, у половины школьников отмечаются  функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым пришёл ребёнок в первый класс. В последние десятилетия уровень здоровья детей неуклонно снижается. Актуальность темы здоровьесбережения подтверждают статистические показатели:

    -физиологически здоровыми рождаются не более 14 % детей;

    -25-35 % детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания;

   -90-92 % выпускников средней школы находится в «третьем состоянии», т.е. ещё не знают, что больны;

   -только 8-10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми;

   -5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % находятся в «третьем состоянии»;

  -за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.

Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. Если мы с детства научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления».  В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят все.

Работа по организации здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья детей позволяет эффективно решать одну из самых актуальных задач современного образования – формирование личности, гармонично развитой физически и психически.

Педагоги нашей школы работают над проблемой сохранения и укрепления здоровья учащихся посредством использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе».[1] Цель работы: создание условий, способствующих формированию физически крепкой, психически устойчивой, нравственной личности.

Являясь членом творческой группы, веду работу по следующим направлениям: организационное, профилактическое, оздоровительно-воспитательное, диагностическое, консультационное, пропагандистское, коррекционное, исследовательское, обучающее и воспитывающее.

Сохранение здоровья достигается через:

   -соблюдение режима учебно-воспитательного процесса;

   -соблюдение санитарно-гигиенических норм;

   -обеспечение сбалансированного питания;

   -внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний.

В своей педагогической деятельности я  использую различные формы работы: День Здоровья, День бегуна, спортивные соревнования, олимпиада «Уроки Здоровья», конкурсы рисунков, газет, устные журналы, праздники, беседы и дискуссии, организация работы кружков и секций, зарядка до занятий, физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подвижные перемены, Уроки Здоровья, тренинги и др.[2] Широко использую проведение уроков в нестандартной форме: уроки-игры, дискуссии, консультации, смотры знаний, конференции, конкурсы, аукционы, концерты, фантазии, экскурсии, КВН, брейн-ринги и др.

Постоянно провожу мониторинг здоровья обучающихся, анкетирование «Условия и образ жизни младших школьников», «Здоровый образ жизни», диагностика адаптации школьников к обучению. Совместно с психологом школы провожу занятия по адаптации первоклассников к обучению в школе.

Работу по сохранению и укреплению здоровья школьников веду в тесном контакте с родителями. Разработала тематику бесед и консультаций для родителей, провожу встречи с медицинскими работниками, семейные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители с удовольствием участвуют в городских спортивных мероприятиях.

Веду накопление практического материала по физкультурно-оздоровительной работе.

Вся проводимая мною работа сводится к формированию личности ребёнка. Прогнозируемая модель личности ученика такова: это физически, нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиям нестабильного социума. Для него необходимы осознание здорового образа жизни. Стойкий интерес к познавательной и двигательной активности, устойчивое стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное саморазвитие.

Литература

1.Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление). -М.: «ВАКО», 2004.- с.180.

2.Петлякова Э., Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения.-Феникс, 2011.- с.200-222.