Физиологические особенности детей младшего школьного возраста
статья по зож

Ирина Александровна Раменская

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiziologicheskie_osobennosti.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

 Согласно В. И. Максаковой, развитие организма ребенка младшего школьного возраста идет достаточно интенсивно, и, вместе с тем, спокойно и гармонично. В младшем школьном возрасте дети продолжают расти. При этом меняются не только рост и масса, но и пропорции тела ребенка. В частности, происходит дальнейшее уменьшение размеров головы: с 1/6 роста тела в 6 лет до 1/7 в 12 лет. Известно, что с 6 до 10 лет общий рост ребенка увеличивается главным образом за счет роста ног. К 10 годам у детей заканчивается формирование механизмов иммунитета, отчего дети в этот период обычно болеют меньше, чем дошкольники. Примерно с 10 лет 4 месяцев девочки по росту начинают обгонять мальчиков, которые вступают в пубертатную фазу ускорения роста, как правило, с 13 лет 10 месяцев. На протяжении младшего школьного возраста созревание коры продолжается. Особенно интенсивно развивается не достигшая взрослого состояния лобная часть коры головного мозга – ее извилины и борозды (их развитие заканчивается к 12–15 годам). Интенсивно развиваются и волокна, которые связывают участки мозга правого и левого полушарий, и ассоциативные волокна, пролегающие между пунктами одного и того же полушария. Все это приводит в конечном итоге к целостной деятельности мозга ребенка и к приобретению корой главенствующей роли. К 10–12 годам между корой и подкоркой головного мозга окончательно устанавливаются отношения, характерные для взрослых людей. Развитие мозга сказывается на динамике всех психических процессов младшего школьника.

 Кризис 7 лет

 Период возрастного кризиса может проявиться в возрасте 6–8 лет. Обычно данный возрастной кризис называют кризисом 7 лет. Данный кризис Л. И. Божович называет «периодом рождения социального Я ребенка». В этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, новой социальной позиции – позиция школьника, занимающегося «высокоце- 11 нимой взрослыми» деятельностью; происходит переоценка ценностей (меньшую ценность приобретает игра, большую – учебная деятельность), появление новых мотивов поведения. Игра перестает быть основным содержанием деятельности младшего школьника. В этом возрасте начинается дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связанная с появлением смысловой ориентировочной основы поступка. Таким образом, младший школьник уже способен с интеллектуальной точки зрения более или менее адекватно оценить последствия будущего поступка, с эмоциональной – место поступка в системе отношений, и возможные изменения в этой системе. Смысловая ориентировочная основа поступка – важная сторона внутренней жизни ребенка. Младший школьник, оставаясь эмоционально открытым, постепенно утрачивает детскую непосредственность, возрастает и саморегуляция эмоциональных состояний (младший школьник пытается не показывать другим, что ему плохо). Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, соседствующие со склонностью к капризам, аффективным реакциям, конфликтам. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Основные новообразования младшего школьного возраста По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики. Рефлексия – способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности Способность к планированию и выполнению действий во внутреннем плане Произвольность как особое качество психических процессов 12 Сформированность этих качеств и способностей психики достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе. Произвольность, по Л. C. Выготскому, это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью на основе культурных средств ее организации. Развитие произвольности опосредованно, социально обусловлено и заключается в овладении средствами, позволяющими осознать своѐ поведение и управлять им. Развитие произвольности младших школьников является системообразующим компонентом успешной учебной деятельности и развития личности школьника. Произвольное внимание – внимание планомерное, контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, в основе которого лежит заранее установленный критерий и способ его применения (П. Я. Гальперин). При усвоении учебного материала необходимо также преднамеренное, или произвольное, запоминание и воспроизведение. В отличие от непроизвольного такое запоминание является целенаправленным, подчиненным задаче запомнить или воспроизвести. Внутренний план действий – специфическая форма внутренней активности личности, интегративная способность, аккумулирующая в себе целый ряд интеллектуальных способностей (возможность ставить цели, намечать пути их достижения и реализовывать задуманное). Умение следовать идеальному плану в процессе его реализации в период младшего школьного возраста значительно совершенствуется. От первого к четвертому классу происходит увеличение количества детей, у которых это умение развито на высоком уровне, то есть характеристики составляющих идеальной и реальной деятельности полностью совпадают или доопределяются. Согласно данным Е. В. Минаевой, к четвертому классу высокий уровень сформированности внутреннего плана действий демонстрирует более 70%. Под рефлексией понимается осознание себя субъектом учебной деятельности. Ребенок осознает потребность в учебной деятельности и ее цель, а также осознает учебную задачу, способ деятельности, направленной на ее решение, и 13 обосновывает, почему именно так, а не иначе он ее осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать. Далее, осознание себя субъектом учебной деятельности предполагает осознание границы собственного знания и незнания. Развитие эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер младшего школьника гетерохронно и взаимообусловлено. В связи с этим, любое нарушение в развитии одной из них сказывается на развитии двух других, при этом произвольность рассматривается как модулирующая развития в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Выступление на методическом объединении учителей иностранного языка на тему: «Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста»....

Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Выступление на методическом объединении учителей иностранного языка на тему: «Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста»....

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарат...