Гражданская оборона
проект по зож (3 класс)

Ивлева Василина Олеговна

Проект "Гражданская оборона"
3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanskaya_oborona.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Абрамова Мария Алексеевна

ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГО

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2020 года

Курс: 3, группа: 31

Руководитель: Падуровский С.И.

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

1.1. Задачи гражданской обороны

1.2. Органы управления гражданской обороны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

5

7

12

14

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. 

Гражданская оборона создавалась как составная часть системы общегосударственных оборонных предприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Прошли десятилетия, но опыт, добытый старшими поколениями сотрудников Гражданской обороны, не растрачен, он находит свое продолжение и отражение в делах обновленной гражданской обороны.

В последнее десятилетие система гражданской обороны (ГО) России существенно изменилась: иными стали решаемые задачи, возросли ее роль и значение. Несмотря на объективные трудности, в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения и территорий от угроз мирного и военного времени. В настоящее время гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны, от состояния которой во многом зависят безопасность людей и устойчивое функционирование объектов экономики. Понимая важность этих задач, государство уделяет сегодня особое внимание решению вопросов гражданской обороны, разработке и внедрению новых технологий и техники в области ГО, воспитанию гражданской ответственности за обеспечение безопасности каждого человека. Изменилось также отношение к гражданской обороне, ее мероприятиям и обучению населения со стороны органов исполнительной власти на местах.

Однако неинформированность и незнание основ ГО среди населения до сих пор являются проблемой современного общества. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, не каждый находит правильное решение. Конечно, на помощь всегда придут специалисты, но зачастую события развиваются настолько стремительно, что необходима быстрая и своевременная реакция. Для этого и необходимо изучать основы гражданской обороны – наша безопасность в наших руках.

Таким образом, все вышесказанное определило тему нашего реферата «Задачи гражданской обороны и система ее управления».

Цель исследования – проанализировать задачи и систему управления ГО.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия государственная оборона;
  2. На основе анализа источников информации рассмотреть задачи ГО;
  3. Выделить систему управления ГО;
  4. Обобщить материалы исследования, сделать выводы.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

- поиск и отбор источников информации;

- анализ литературы по проблеме исследования;

- классификация и систематизация материала.


ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

1.1. Задачи гражданской обороны

Сегодня Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение Гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Аналогичные службы существуют в большинстве стран мира. Гражданская оборона Российской Федерации объективно является одной из лучших. Специализированные подразделения гражданской обороны Российской Федерации принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных операциях в России и 48-ми странах мира.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территория, отнесенная к группе по ГО - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС.

Гражданская оборона развивается сегодня на прочной законодательной базе и решает важные задачи по обеспечению защиты населения и территорий от последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечивает противопожарную защиту, координацию деятельности различных органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. На Гражданскую оборону возложена специальная подготовка руководящих кадров и сил, обучение всех категорий населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях и другие задачи.

Основными задачами гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ) являются:

- обучение населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

1.2. Органы управления гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;
- руководит организацией и ведением ГО;
- издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;
- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;
- устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также, порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют:

· руководство гражданской обороны;

· органы управления;

· эвакуационные органы;

· комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;

· органы государственного надзора в области гражданской обороны;

· силы гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти

Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» (главы II и III).

Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.

Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:

· на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);

· на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

· на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.

Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны являются:

· планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;

· подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;

· контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;

· организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;

· оповещение населения по сигналам гражданской обороны;

· обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие гражданской обороны в современных условиях во многом определяют частые локальные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, совершенствование обычных средств ведения войны, а также международный терроризм, угрозы которого стали привычным атрибутом современной жизни. В настоящее время сформировалась достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база.

Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. Сформирована и успешно функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой сейчас входят более 7 тысяч учреждений различных федеральных органов исполнительной власти. В целях стратегического управления рисками чрезвычайных ситуаций активно работает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В настоящее время силы и средства гражданской обороны России развиваются и укрепляются на основе качественно новых подходов. В частности, оптимизируется их состав и структура, повышается готовность к действиям по предназначению, уровень подготовки войск ГО и подразделений гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение. По-прежнему важной задачей остается подготовка населения и руководящего состава всех категорий к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для этого сейчас широко применяются современные обучающие методики и технические средства. Разрабатываются, кроме того, новые методы и программы обучения. В практику работы повсеместно внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. Регулярно также проводятся учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах МЧС России.

Актуальной также остается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики. Данная работа предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики; обеспечение безаварийного функционирования промышленных предприятий, в том числе при отключении электроэнергии. В этом направлении сейчас проводится большая работа, однако, в отдельных регионах России она продвигается пока медленно в силу имеющихся экономических и иных трудностей.

В последние годы МЧС России широко сотрудничает в области гражданской обороны с другими государствами, что полезно с практической точки зрения. Перенимая опыт, «чрезвычайные» национальные службы повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, а также развивают действующую систему защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз. В настоящее время продолжается формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ. Российское МЧС активно также участвует в мероприятиях по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО), в миротворческих и гуманитарных операциях, проводимых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Специализированные подразделения МЧС привлекаются к доставке в пострадавшие регионы мира гуманитарных грузов, оказанию помощи пострадавшему населению и разминированию территории.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. Гражданская оборона. М.: Высшая Школа, 1986, - 146 с.;

2. Гражданская оборона. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982, - 243 с.

3. Гражданская оборона на объектах АПК. Под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. - М.: Агропромиздат, 1990, - 167 с.;

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

6. Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. «Вопросы гражданской обороны РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2000 № 1622, от 05.08.2002 № 846, от 08.05.2005 № 531)

7. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 № 123-ФЗ,от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

8. http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4205официальный сайт МЧС РФ;

Инклюзивное образование – вызов современности (20 сек)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Право на образование является одним из основных прав Конституции граждан РФ и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. На данный момент рождаемость детей с особыми потребностями возрастает с каждым годом. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому приходилось работать с такими учащимися.  Нас таких достаточно много. Соответственно число классов, в которых обучаются дети с особыми потребностями, растет.

Исходя из данной проблемы, мы определили тему нашего выступления: «Инклюзивное образование – вызов современности».

НА СЛАЙД:

Инклюзивное образование – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих подобных ограничений.

Вопрос инклюзивного образования является достаточно спорным в современном обществе, потому что данное образование имеет свои преимущества и проблемы внедрения.

Для того чтобы убедиться в этом, предлагаем провести игру. Участвуют две команды: первая, представляет трудности реализации данного образования (показать на них на Полину) вторая – его преимущества (показать на Машу). Ваша задача активно участвовать в обсуждении. На ответ у каждой команды будет 20 секунд.

ИИИИИИ: Начали!

Василина: Итак, бросаем кубик и первая ситуация, которая нам выпадает: В классе общеобразовательной школы обучается ребёнок с ОВЗ. Но знания даются ему тяжело.

Полина: Какие трудности для ребёнка, на ваш взгляд, можно выделить в данной ситуации?

НА СЛАЙД:

Трудности:

- наличие особенностей в физиологическом и психическом развитии;

- отсутствие доступной среды;

- неприятие сверстниками;

- низкий уровень знаний;

Маша: коллеги, какие преимущества можно выделить в нахождении такого ребёнка в общеобразовательной среде?

НА СЛАЙД:

Преимущества:

- система психолого-пед. сопровождения;

- воспитание отзывчивости, толерантности;

- высокий уровень социального взаимодействия, социальная адаптация;

- повышение уверенности в себе;

- расширение возможностей для налаживания новых дружеских отношений;

Василина: Взаимодействие с другими детьми способствует физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми потребностями.

Полина: При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют модели поведения и мотивируют учащихся с ОВЗ к их развитию.

Василина: Итак, бросаем кубик и следующая ситуация, которая нам выпадает: В классе общеобразовательной школы обучается ребёнок с ОВЗ. Но большинство родителей возмущены данной ситуацией.

Полина: Какие трудности, на ваш взгляд, можно выделить при таком обучении? В чем они заключаются для родителей? Для учеников?

НА СЛАЙД:

Трудности:

- психологическая неготовность общества;

- ребёнок с ОВЗ требует особого внимания учителя;

- низкая мотивация остальных обучающихся;

Маша: Для того, чтобы опровергнуть опасения родителей давайте выделим преимущества данной ситуации. В чем они заключаются для учащихся класса?

НА СЛАЙД:

Преимущества:

- толерантное отношение к окружающим;

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

Василина: Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что инклюзивное образование положительно влияет на ребёнка, однако требует серьезной подготовки со стороны учителя. И из этого вытекает следующая ситуация. Бросаем кубик.

Ситуация: У Марии Ивановны в классе обучается ребёнок с ОВЗ. На подготовку к урокам она тратит слишком много времени.

Полина: Как вы думаете, какие трудности можно выделить в данной ситуации? На сколько сегодня педагоги готовы к работе с такими детьми?

НА СЛАЙД:

Трудности:

- отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива общего типа;

- незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

- большая трата времени на подготовку к уроку;

- недостаточное материально-техническое оснащение;

Маша: Коллеги, можете ли вы выделить преимущества данной ситуации для учителя? В чем они заключаются?

НА СЛАЙД:

- развитие профессионализма;

- развитие критического мышления;

- высокий уровень понимания индивидуальных различий и особенностей детей;

- наиболее эффективное сотрудничество с родителями и другими специалистами;

Василина: Таким образом, обучение в инклюзивных образовательных учреждениях является полезным как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для детей с типичным уровням развития.

Полина: Как показывают исследования, в инклюзивных классах упор делается в первую очередь, на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах. В таких классах выше уровень взаимопонимания и сотрудничества.

Маша: А за ваше активное участие в нашей игре, мы приготовили для вас ссылку на электронное издание по инклюзии. На слайде представлен QR код, вы можете навести на него камеру и открыть ссылку документа.

Василина: Мы желаем вам успехов в работе. Спасибо за внимание!

https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2017/inklyuzivnoe_obrazovanie_-_elektronnye_izdaniya_v_otkrytom_dostupe.pdf

«Возможности профориентации в начальной школе» (20 сек)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

В Федеральном законе об образовании в Ст.42 и Ст.66. сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.

НА СЛАЙД:

Профориентация – система мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. 22 января 2020 года президент РФ В.В. Путин заявил о том, что профессиональная ориентация в школах должна начинаться с первого класса. Исходя из данной проблемы, мы определили тему нашего выступления: «Возможности профориентации в начальной школе».

Поднимите руки те, кто в начальной школе принимал участие в профориентационных мероприятиях?

Это объяснимо тем, что большинство из вас участвовали в данном виде деятельности только в старших классах. Но при этом педагоги игнорировали закономерности психологического развития. Образно говоря, строили дом с верхнего этажа, и еще удивлялись, почему ничего не выходит.Встаньте те, кто с легкостью смог определиться с выбором будущей профессии. Таких мало, ведь фундамент этого дома должен закладываться в раннем возрасте, в семье, и укрепляться в начальной школе. Для этого можно использовать некоторые виды деятельности, их вы можете увидеть на слайде.

НА СЛАЙД

Виды деятельности по профориентации в начальной школе:

  1. сюжетно-ролевые игры;
  2. просмотр и обсуждение видеосюжетов;
  3. беседы с приглашенными специалистами, родителями учащихся;
  4. организация экскурсий;
  5. профессиографическое исследование;
  6. оформление уголка профессий в пространстве класса;
  7. программы внеурочной деятельности;
  8. проектная деятельность;
  9. проведение профессиональных праздников.

Профориентация в начальной школе имеет множество преимуществ, однако при ее реализации можно столкнуться со множеством трудностей. Для того чтобы убедиться в этом, предлагаем провести игру. Участвуют две команды: первая, представляет возможности профориентации (показать на них на Полину), вторая –трудности реализации (показать на Машу). Ваша задача активно участвовать в обсуждении. На ответ у каждой команды будет 20 секунд.

ИИИИИИ: Начали!

Василина: Итак, бросаем кубик и первая ситуация, которая нам выпадает: Из всех возможных вариантов организации профориентационных мероприятий в школеNпроводятся только классные часы. Родители не понимают смысла в их проведении.  

Полина: Для начала определим возможности проведения классных часов на тему профориентации.

Возможности проведения классных часов (НА СЛАЙДЕ)

- расширение кругозора учащихся;

- приглашение представителей различных профессий;

- развитие интереса к определенным профессиям и предметным областям.

Маша: А теперь разберемся с трудностями. Почему в данной школе проводятся только классные часы?

Трудности в организации профориентационной работы (СЛАЙД):

- низкая мотивация педагогов;

- большая трата времени на подготовку;

- недостаточный уровень сотрудничества с родителями, педагогами, организациями;

- недостаточное финансирование.

Василина: При организации профориентационной работы, педагог может столкнуться со множеством проблем. Однако, нельзя использовать лишь одну форму работы, все их необходимо использовать в совокупности для наибольшей эффективности.

Бросаем кубик и следующая ситуация, которая нам выпадает, это: Учитель предложил организовать экскурсию на фабрику для знакомства учащихся с профессией кондитера, но получил отказ от руководства школы.

Маша: Какие трудности в организации данной поездки можно выделить?

НА СЛАЙД:

Трудности в реализации экскурсии:

-строгое расписание уроков;

-отсутствие финансирования;

-отсутствие мотивации;

-проблема, связанная с отсутствием транспортного средства.

Полина: При организации экскурсии школа сталкивается со множеством проблем, однако, если их преодолеть, то можно убедиться в том, что экскурсия имеет ряд преимуществ. Какие преимущества можете выделить вы?

НА СЛАЙД: Возможности проведения экскурсий в рамках профориентационной работы:

-получение опыта в практической деятельности;

-повышение интереса к данной профессии;

-расширение кругозора.

Василина: Организация различных видов профориентационных мероприятий очень затратно. Зачастую, школа сталкивается с проблемой финансирования. Данную проблему можно решить при помощи участия в региональных и федеральных грантовых проектах, партнерства с различными госкомпаниями, заключение партнерских договоров с колледжами и организациями.

Полина: В результате внедрения профориентационных мероприятий учащиеся могут получить знания о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведении в процессе трудовой деятельности и по итогу найти работу по душе.

И как говорил М. Горький «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

Хирург – кибернетик, Н. Амосов «Только тот получает стойкое счастье, кто нашел себя в работе!»

Маша: А за ваше активное участие в нашей игре, мы приготовили для вас памятку по организации профориентационных мероприятиях в начальной школе. На слайде представлен QR код, вы можете навести на него камеру и открыть ссылку документа.

Василина: Мы желаем вам успеха в работе. Спасибо за внимание!

Предмет База для профориентации Форма реализации Математика Задачи Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее). Окружающий мир Проект «Наши защитники» Задание детям подготовить рассказы о профессиях военных РФ, работников скорой помощи, спасателей, полицейских, а также о людях, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов. Проект «Таланты и знаменитости» Задание ученикам подготовить рассказы о знаменитостях в разных профессиях (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и так далее). Тема «Наш край» Рассказ школьникам, кем можно работать в своем населенном пункте. Тема «Хозяйство человека» Беседа с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются птичницы, доярки, комбайнеры, трактористы, животноводы, фермеры, агрономы и прочие). Тема «Откуда берется хлеб» Ознакомление учащихся с особенностями труда людей, которые причастны к появлению на нашем столе хлеба (мукомолы, тестоводы, формовщики, пекари, упаковщики и так далее). Тема «Дерево в жизни человека» Рассказ ученикам о разнообразии профессий в лесном хозяйстве (лесничий, егерь, инженер, лесоруб, лесозаготовитель, сортировщик древесины и прочие). Тема «Счастливого пути!» Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, машинист-асфальтоукладчик, дорожный рабочий) с акцентом на важности соблюдения ПДД. Тема «Виды промышленности» Знакомство школьников с разными отраслями промышленности (машиностроительная, добывающая, электроэнергетическая, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая). Русский язык Изучение частей речи Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее). Изучение словарных слов В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (корабль, футбол, хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности. ИЗО Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера. Технология Темы, посвященные профессиям Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих.

Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-nachalnoj-shkole.html
© edunews.ru

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия: классный час «Кем работают мои родители»; коллективная дискуссия «Кем быть?»; мини-спектакль «Хлеб в нашем доме»; встречи с родителями учеников (взрослые рассказывают о своей работе, а дети задают вопросы); конкурсы: рисунков («Профессии папы и мамы»), поделок («Мой дед – мастер на все руки», «Моя бабушка – рукодельница»), «Ярмарка профессий» и подобные.

Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-nachalnoj-shkole.html
© edunews.ru

«Продавец-консультант» (на математике); «Экскурсовод» (на окружающем мире); «Редактор» (на русском языке); «Библиотекарь» (на литературном чтении). Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном Дню учителя. За неделю до него проходит голосование, в результате которого учащиеся выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания. Форма занятия – игровая. Отдельного внимания заслуживает целый класс игр «Угадай профессию», которые можно организовывать как во время внеклассных мероприятий, так и на уроках: «Выбрать среди всех карточек орудия труда, связанные с конкретной профессией»; «Профессия на букву ...» (кто назовет больше – тот и победил); «Кто использует в работе?» (назвать виды деятельности, которые предполагают использование заданных материалов либо инструментов: к примеру, ниток, компьютера, молотка); «Ассоциации» (угадать профессию, задавая ассоциативные вопросы: например, «Какой у нее цвет или запах?», «Нужно ли общаться с другими людьми?»).

Источник: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-nachalnoj-shkole.html
© edunews.ru

Пед.совет (15 сек)

«Родители как субъект современного образования»

-Добрый день, уважаемые коллеги!

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей…», именно так говорил В.А. Сухомлинский. Но, к сожалению, в наше время, мы часто встречаемся с тем, что родители перекладывают свои обязанности по воспитанию и обучению детей на школу. В Семейном кодексе в ст. 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» содержится основополагающий пункт:Родители обязаны воспитывать своих детей.

Также в статье 44 «Закона об образовании» говорится о том, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Мы столкнулись с противоречием между требованием документов и отношением родителей к воспитанию и обучению своих детей. Исходя из этого, нами была определена тема выступления «Родители как субъект современного образования».

Поведение родителей в системе современного образования может быть различным: от жесткого контроля до абсолютной незаинтересованности  жизнью своих детей. Для того чтобы убедиться в этом, предлагаем провести игру. Участвуют две команды: первая, выделят положительное влияние различных типов семей (показать на них на Полину) вторая –отрицательное(показать на Машу). Ваша задача активно участвовать в обсуждении. На обсуждение – 20 сек.

ИИИИИИ Начали!

Василина: Бросаем кубик и первая ситуация, которая нам выпадает: В третьем классе проводилось родительское собрание совместно с учениками. Петя хотел предложить интересную форму проведения праздника, на что получил ответ от мамы: «Подрастешь, тогда и будешь высказываться!»

Полина: Какой стиль воспитания наблюдается в данной семье? (авторитарный)

Можете ли вы выделить положительные стороны авторитарного типа воспитания в семье?

НА СЛАЙД

-дети послушны, воспитаны и вежливы;

-дети не спорят со взрослыми;

-хорошее поведение в общественных местах.

Маша: Какие отрицательные стороны вы можете выделить в авторитарном стиле воспитания?

НА СЛАЙД

-ребенок не умеет принимать собственного решения;

-ребенок ощущает свою неважность;

-Находится в постоянном страхе перед собственными родителями.

Является ли родитель с авторитарным стилем воспитания активным субъектом образовательного процесса? (нет)

Василина: Семья с таким типом воспитания противоречит тем принципам,  которых придерживается школа. Если школа формирует гармонично развитую личность, то семья в этом случае подавляет интересы и возможности ученика.

Бросаем кубик и вторая ситуация:«Гриша попросил помощи у мамы в выполнении домашнего задания. На что получил ответ: «Я свое уже выучила, а это твоя школа. Учись, как знаешь!»

Полина:Какой стиль воспитания в данной семье? (попустительский)

Можете ли вы выделить положительную сторону такого поведения родителей?

На слайде:

-ответственность за свои поступки;

-самостоятельность в принятии решений;

-инициативность

Маша: Какие минусы попустительского типа воспитания в семье вы можете выделить?

На слайде:

-неуверенность в себе;

-низкая школьная успеваемость;

-возможно девиантное поведение.

Является ли родитель с попустительским стилем воспитания активным субъектом образовательного процесса? (нет)

Василина:семья с таким типом не принимает участия в воспитании и обучении своего ребенка, следовательно, не является активным субъектом современного образования. Бросаем кубик и следующий вопрос для всех: При каком типе воспитания в семье родители являются положительно-активным субъектом современного образования? (при демократическом стиле)

Полина:Семья с демократическим типом воспитания следует тем принципам,  которых придерживается школа.

Маша:В такой семье ребенок умеет ставить цели и достигать их, учиться брать на себя ответственность, самостоятелен, может принимать решения, чувствует себя уважаемым и относится также к другим.

Василина:Как мы знаем, современная школа должна формировать именно такую личность. Поэтому самым оптимальным стилем воспитания в семье можно считать демократический.Полина:

Поэтому наша с вами главная задача – проводить систематическую работу с родителями в различных формах:

НА СЛАЙДЕ

-Индивидуальные консультации,

-род.собрания;

- мастер-классы;

- открытые занятия;

-семинары-практикумы;

- пед. лаборатории;

- тренинги;

- форум – театры;

- ролевые игры;

- аукционы;

Маша: за ваше активное участие в нашей игре, мы приготовили вам рекомендации по общению с родителями.На слайде представлен QR код, вы можете навести на него камеру и открыть ссылку документа.

Василина: мы желаем вам успеха в работе. Спасибо за внимание!

«Семейное образование: за и против» (20 сек)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

В Федеральном законе об образовании в Ст.17 «Форма получения образования» сказано, что в РФ образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организации (в форме семейного образования и самообразования).

НА СЛАЙД:

Семейное обучение – форма получения образования вне школы. Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы.

Обучение вне организации набирает все большую популярность, если в 2017 году детей на семейном обучении было 8,5 тыс., то сегодня их уже более 100 тыс. Исходя из актуальности данного вопроса, мы определили тему нашего выступления: «Семейное образование: за и против».

Поднимите руки те, кто считает, что семейное обучение имеет место быть в образовательном процессе? Кто считает иначе?

Иногда жизнь вынуждает родителей выбрать данную форму обучения.

НА СЛАЙД

Причины выбора семейного образования:

1. физиологические и психические особенности детей;

2. трудности с адаптацией и обучением;

3. раннее интеллектуальное развитие;

4. неудовлетвороенность родителей качеством школьного образования.

5. занятие профессиональным спортом;

6. религиозные взгляды;

Но при выборе данной формы обучения можно столкнуться со множеством трудностей. Для того чтобы убедиться в этом, предлагаем провести игру. Участвуют две команды: первая, представляет недостатки семейного образования(показать на них на Полину), вторая –преимущества (показать на Машу). Ваша задача активно участвовать в обсуждении. На ответ у каждой команды будет 20 секунд.

ИИИИИИ: Начали!

Василина: Итак, бросаем кубик и первая ситуация, которая нам выпадает: Петя не смог адаптироваться в социальной среде класса. Мама перевела его на семейное обучение.

Полина: К чему приведет такое решение?

-не получает навыки общения со сверстниками;

-не получает навыки разрешения конфликтных ситуаций;

-отсутствие навыков коллективной деятельности;

-отсутствие навыков публичного выступления.

Маша: Но ведь общение ребенка заключается не только в школьной среде? Где еще он может получить навык общения?

-посещение кружков и секций;

-взаимодействие с разными педагогами;

-эмоциональная стабильность.

Василина: При правильной организации семейного образования ребенок не теряет навыков социализации в обществе.

Бросаем кубик и следующая ситуация, которая нам выпадает, это: Обучаясь по форме семейного образования, мама не может повлиять на то, чтобы ребенок выполнял задания.

Полина: Вследствие чего произошла такая ситуация?

НА СЛАЙД:

-отсутствие мотивации к обучению;

-отсутствие интереса у родителей и детей;

-отсутствие дисциплины.  

Маша: Могут ли родители избежать такой ситуации? Как?

-выбор компетентного педагога;

-ведение системы мотивации;

-составление индивидуального расписания;

-выбор различных программ и методик.

Василина: При грамотной организации семейного образования ребенок не теряет мотивации к обучению.  

Бросаем кубик и следующая ситуация, которая нам выпадает, это: Сама того не понимая, мать дала своему ребенку, ученику 1 класса на изучение слишком сложный материал.

Полина: Вследствие чего могла произойти данная ситуация?

НА СЛАЙД:

-некомпетентность родителей в вопросах образования;

-отсутствие возможности нанять педагога (низкий доход семьи).

Маша: Как избежать данной ситуации?

-нанять компетентного педагога;

-саморазвитие родителей в области педагогики;

-обратиться в специальное учреждение для организации семейного обучения.

Василина: сегодня открывается большое количество центров семейного образования. Они могут быть помощью родителям в организации данной формы обучения. Преимуществом таких центров является: самостоятельное составление учебной программы, подбор учебников и рабочих тетрадей, использование различных методов обучения, небольшая численность учеников в классе.

Маша: Как говорил Бенедикт Спиноза: «Семейное обучение – это свобода. Свобода – осознанная необходимость».

Полина: А за ваше активное участие в нашей игре, мы приготовили для вас ссылку на группу с важной и необходимой информацией для родителей, которые практикуют семейное образование. На слайде представлен QR код, вы можете навести на него камеру и открыть ссылку документа.

Маша: Мы желаем вам успеха в работе. Спасибо за внимание!

«Требования общества к современному педагогу» (15 сек)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

В школе мы встречаем самых разных педагогов: одни из них строгие и сдержанные, другие активные и творческие. Вы не задумывались, почему так происходит, ведь требования ко всем педагогам одинаковые. Этот вопрос отражается во многих документах, таких как: ФГОС, Профессиональный стандарт педагога, Закон об образовании, Профессиограмма учителя. Но, зачастую, реальное поведение педагогов не совпадает с ожиданиями общества.

Исходя из данной проблемы, мы определили тему нашего выступления: «Требования общества к современному педагогу».

Все мы знаем, что в документах определено, какими личными и общегражданскими качествами, знаниями и умениями, должен обладать учитель.(личностные качества и знания педагога на СЛАЙД)Несомненно, мы должны следовать этим требованиям. Но не стоит забывать о том, что существуют некоторые стереотипы, сложившиеся в обществе.

Для того чтобы убедиться в этом, проведем игру. Участвуют две команды: первая, представляет стереотипы общества (показать на них на Полину) вторая – реальность (показать на Машу). Ваша задача активно участвовать в обсуждении. На ответ у каждой команды будет 20 секунд.

ИИИИИИ: Начали!

Василина: Итак, бросаем кубик и первая ситуация, которая нам выпадает: На кассе ученик заметил, как учитель покупает алкогольный напиток и рассказал об этом родителям.

Полина: Какой стереотип здесь прослеживается? Положительно ли общество отнесется к данной ситуации? Почему? Что еще не должен делать учитель?

По мнению общества,учитель не должен: (НА СЛАЙДЕ)

- иметь личную жизнь;

- выкладывать непристойные фото;

- отдыхать в компании друзей;

- носить вызывающую одежду;

Маша: Согласны ли вы с данным стереотипом? Почему? Существуют ли такие документы, которые ограничивают учителя в личной жизни? Почему данная ситуация вызывает возмущение?

Василина: На самом деле учитель должен следовать всем требованиям, которые отражены в документах, но и не забывать о моральных и этических нормах.

Бросаем кубик и следующая ситуация, которая нам выпадает, это: Родители первоклассника перекладывают свои обязанности на учителя, объясняя это тем, что школа должна оказывать первостепенную роль в воспитании.

Полина: Почему возник такой стереотип, что воспитание – это ответственность школы?

НА СЛАЙД:

Семья – главный институт воспитания, так как именно в ней человек проводит большую часть своей жизни.

Маша: Почему, по вашему мнению, школа – это не единственная среда воспитания ребенка? Как оптимально создать систему педагогического взаимодействия на уровне «семья – школа»?

НА СЛАЙД:

Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания ребенка.

Василина: Зачастую родители требуют от учителя невыполнимой работы, но при этом забывают о своих родительских функциях. В таком случае, педагогу необходимо напомнить родителям о важности воспитания с двух сторон.

А мы кидаем кубик и еще одна ситуация, которая нам выпадает: В классе с использованием программы развивающего обучения учащиеся сравнивали тетради друг у друга и заметили, что количество ошибок одинаковое, а отметки отличаются. Родитель одного из учениковнаписал письмо в Министерство Образования, в котором поднял вопрос о компетентности педагога.

Полина: Почему вы возмущены данной ситуацией? Почему родители изначально не обратились к педагогу?

НА СЛАЙДЕ:

- родитель обеспокоен успеваемостью и репутацией своего ребенка;

- родитель усомнился в компетентности педагога;

- педагог предвзято относится к моему ребёнку;

- нет надежды на взаимопонимание;

Маша: Коллеги, чем мы руководствуемся при выставлении отметки в классе с развивающим обучением?

НА СЛАЙД:

В классе развивающего обучения отметки выставляются с учетом способностей обучающихся.

Василина: Педагогу необходимо выставлять отметку справедливо и в соответствии с документами. Однако, нельзя забывать о необходимости создания ситуации успеха для каждого учащегося.

Полина: Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогу необходимо заранее знакомить с подходами и критериями оценивания, проводить собрания с родителями при возникновении проблемных ситуаций, касающихся требований к учителю в различных формах, которые представлены на слайде.

НА СЛАЙДЕ

-Индивидуальные консультации,

- род.собрания;

- мастер-классы;

- открытые занятия;

- семинары-практикумы;

- пед. лаборатории;

- тренинги;

- форум – театры;

- ролевые игры;

- аукционы;

Маша: А за ваше активное участие в нашей игре, мы приготовили для вас памятку для родителей ваших учеников.

Василина: На слайде представлен QR код, вы можете навести на него камеру и открыть ссылку документа.

Полина: Мы желаем вам успеха в работе. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День гражданской обороны 4 октября

такой день прошёл у нас в начальной школе...

Сценарий спортивного праздника посвященного восьмидесятилетию Гражданской обороны «Стихия спасателя»

Сценарий спортивного праздника "Стихия спасателя" преназначен для проведения внеклассного мероприятия для детей начальной школы (в виде весёлых стартов)....

Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»

Цель: формирование у воспитанников  навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....

Гражданская оборона.В.И.Чуйков

Презентация представляет материал по истории создания гражданской обороны в нашей стране и роли В.И.Чуйкова в этом ....

Презентация Гражданская оборона"

В презентации показаны: исторя , основные понятия и определения, задачи  по гражданской обороне еа современном этапе....

Презентация Гражданская оборона"

В презентации показаны: исторя , основные понятия и определения, задачи  по гражданской обороне еа современном этапе....

Конспект по гражданской обороне.

Материал направлен на воспитание чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к людям участвующим в ликвидации ЧС. ...