Рабочая программа по внеурочной деятельности «Планета Здоровья», направление – спортивно-оздоровительное, для учащихся 1 "Б" класса
рабочая программа по зож (1 класс)

Колесникова Ольга Александровна

Внеурочная деятельность "Планета здоровья". Рабочая программа 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_zdorovya_1_kl.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

"Касторенская  средняя общеобразовательная школа №1"

Касторенского района Курской области

   

Рассмотрена на заседании ШМО

            учителей начальных классов 

Протокол №___

от «___»_______________2019 г,

Руководитель ШМО_________ (Л.В.Капаева)

Согласована на методическом совете

Протокол №__ от  «___»_________2019 г.

Заместитель директора по ВР

______________________Н.В.Скогорева

       Принята на заседании педагогического

                           совета школы

Протокол № ___ от «___»______________2019 г.

Председатель педагогического совета

                   ____________________ (Н.В.Карагодина)

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности «Планета Здоровья»,

направление – спортивно-оздоровительное,

для учащихся 1 "Б" класса

на 2019 - 2020 учебный год

учителя начальных классов

Колесниковой Ольги Александровны, 1 кв. категория

Введена в действие приказом  

от

«___»_________2019 г.   №__

Директор школы

___________(Н.В. Карагодина)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

        1.ФГОС начального общего образования. Приказ МО России « 177785 от 22.12.2009

       2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

        3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждении

 4.Учебный план образовательного учреждения на 2019 / 2020учебный год

 5.Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)    

 6.Программа внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой  (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.

         Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Планета Здоровья» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования.

       Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

           Программа внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  2 часов в неделю:  1 класс — 66 часов в год.

В связи с праздничными днями и дополнительными каникулами для 1 класса  в  программу внесены изменения. Она рассчитана на 62 часа.

            Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Планета Здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

1. Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. 2. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

     Цели и задачи программы по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ №4».

     Программа внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях:

  • первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

      Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

         Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.

       Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

                                                                           Место курса в учебном плане

 Программа рассчитана на 66 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут (в 1 классе).

                     Планируемые результаты реализации программы.

          В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно–оздоровительному направлению «Планета Здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

.Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

          Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

       Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

                                                          Особенности программы

 Данная  программа строится на принципах:

        Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

        Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

        Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

        Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия  носят  научно-образовательный характер.

 

                Основные виды деятельности учащихся:

        навыки дискуссионного общения;

        опыты;

        игра.

                                                              Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

      Содержание занятий

1

Введение. Если хочешь быть здоров.

2

03.09.

Вступительное слово учителя. Беседа о продуктах питания, их роли в жизни человека. Оздоровительная минутка.

2

Поговорим  о пище.  Из чего состоит  пища.

2

10.09.

Исследование (виды круп, макаронных изделий)

Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

3

Полезные  и вредные привычки .

2

17.09.

Беседа по теме. Игра «Давайте определим» 

4

Самые полезные продукты.

2

24.09.

Игра. Выбор полезных продуктов

5

Как правильно составить свой рацион питания.

2

01.10.

Индивидуальное составление рациона питания. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка.

6

Как готовят пищу.

2

08.10.

Игра «Угадай-ка!» Экскурсия в школьную столовую.   Творческое рисование.

7

Из чего варят и как сделать кашу полезной.

2

15.10.

Беседа. Оздоровительная минутка. Исследование: получение муки и крупы из зерна. Практическая работа.

8

Хлеб- всему голова!

2

22.10.

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Практические занятия. Оздоровительная минутка. Творческая работа .Исследование « Ценность зернышка»

9

«Рабочие инструменты» человека.

2

05.11.

. Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Памятка  «Это полезно знать». Практическая работа

10

Причина болезни

2

12.11.

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

11

Зачем человеку кожа

2        19.11.

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

12

Надёжная защита организма

2

26.11.

     Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа.     Оздоровительная минутка

13

Если кожа повреждена

2

03.12

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя».

14

Отравление лекарствами

2

10.12.

Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

15

Питание – необходимое условие для жизни  человека

2

17.12.

Повторение правил здоровья.. Упражнение для осанки «Гора».

16

Здоровая пища для всей семьи

2

24.12.

Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

17

Сон – лучшее лекарство

2

14.01.

Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

18

Как вести себя на улице

2

21.01.

19

Я пришёл из школы

2

28.01.

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

20

Опасность в нашем доме

2

04.02.

Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

21

Я - ученик

2

11.02.

Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила».

22

Что мы знаем про собак и кошек

2

18.02.

 Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

23

Вредные привычки

2

03.03.

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Анализ ситуации.

24

Если ты ушибся или порезался

2

0.03

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

25

Вода - наш друг

2

17.03.

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

26

Скелет – наша опора.

Осанка – стройная спина

2

07.04.

Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

27

Укусы насекомых

2

14.04.

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам.

28

Если хочешь быть здоров

2

21.04.

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

29

Правила безопасности на воде

2

28.04.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

30

Чтобы огонь не причинил вреда

Чем опасен электрический ток

2

12.05

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Обсуждение ситуаций. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

31

Как вести себя на улице

Обобщающий урок «Доктора природы»

2

19.05

Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья».. Анализ ситуации.. Правила безопасности поведения в транспорте.

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Повторение правил здоровья. Памятка Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.            Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2.            Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3.            Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4.            Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.

5.            Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

6.            Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997

19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пешеход» направление спортивно-оздоровительное 3 класс

                    Результаты освоения курса внеурочной деятельности.В процессе изучения программы у учеников будут сформированы:личностные УУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ

Данная программа составлена на основе авторской программы «Умники и умницы» , модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую  направленность....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов

    Программа  «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...