Статья по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»
статья по зож

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Почему так важно обсуждать проблему охрану здоровья на уроках?

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья

Во-вторых, увеличение объема учебного материала и его сложности требует мобилизации всех психофизических возможностей ребенка.

В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения к систематическому, вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»

      Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет большое значение. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Дети, приходя в школу, уже имеют хронические заболевания. Во время обучения за 11 лет пребывания в школе этот процесс усугубляется. Сказывается ухудшение социальных условий, недостаточность медицинского сопровождения, ухудшение питания, возрастающие учебные нагрузки. Все это ухудшает состояние здоровья школьников. С другой стороны, учащиеся мало получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках биологии, физической культуры, основах безопасности жизнедеятельности не систематизированы, малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни. В учебно-воспитательной деятельности не всегда соблюдаются здоровьесберегающие формы и методы работы, что является следствием увеличения хронических заболеваний школьников, состоящих на диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными и являются одним из необходимых условий достижения высокого качества обучения и воспитания.

Почему так важно обсуждать проблему охрану здоровья на уроках?

Во-первых, в последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Менее 20% приходящих в школу детей имеют первую группу здоровья

Во-вторых, увеличение объема учебного материала и его сложности требует мобилизации всех психофизических возможностей ребенка.

В-третьих, переход от необязательного, нерегламентированного обучения к систематическому, вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать жизнь школьника, особенно на первом году обучения.

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежать достаточно простые принципы, вытекающие из проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма.

И все же, чтобы четко осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьника, мы поговорим о них.

Необходимо:

-внимательно относиться к состоянию ребенка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

-учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям;

- соблюдение режима труда и отдыха;

-создать оптимальные условия среды обучения ( освещение, цветовая гамма, проветривание, оборудование и др.);

-уделить большое внимание организации учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного года, недели, дня;

-обязательна поддержка двигательной активности ребенка, правильная рабочая поза при разных видах деятельности, сохранение зрения и слуха;

-создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы.

Прежде всего, мы выясним с вами, что же такое работоспособность?

С одной стороны, это состояние физиологических систем организма, а с другой стороны, количественная и качественная характеристика учебной нагрузки. Умственная и физическая (мышечная) работоспособность прежде всего зависит от возраста ребенка (уровень биологического развития) и его индивидуальных особенностей, от соматического и ситуативного состояния ребенка. Всем нам известно, что у болеющих детей снижена работоспособ-ность, а у детей с высоким уровнем физического развития и здоровья заметно лучшие показатели работоспособности.

Естественной причиной понижения работоспособности является утомление - временное снижение показателей работоспособности (активности, целеустремленности, осознанности, динамичности и т.д.), связанное с изменениями в центральной нервной системе. Наступление утомления – это предупреждающий сигнал организма: деятельность начала отрицательно воздействовать на состояние организма. В результате мы делаем вывод, что с точки зрения физиологии и психологии снижение работоспособности - это процесс защиты организма.

Как избежать утомления?

Работоспособность организма состоит из нескольких фаз:

Врабатывание - постепенное увеличение количественных и качественных показателей труда, организм настраивается на определенную деятельность, длится эта фаза 5-7 минут;

оптимальная работоспособность – ученик настроился на деятельность, в этой фазе весь организм ребенка настроился на работу, все системы организма работают взаимосвязано и согласованно, обеспечивая высокую активность при наименьших психофизиологических затратах. Именно в это время ученик лучше всего усваивает значительный объем информации. Продолжительность этой фазы зависит от напряженности труда, состояния ученика, от гигиенических условий в классе. Продолжительность для младших школьников не превышает 15-20 минут.

И компенсированное (преодолеваемое) утомление – это третья фаза работоспособности, она очень заметна, ребенок начинает вертеться, ерзать, отвлекаться. Учитель должен знать, что это поведение связано не личными качествами ребенка ( невнимателен, не умеет сосредоточиться, заставить себя), а с тем, что дальнейшее поддержание работоспособности может быть только за счет нервно-психического, эмоционального и волевого напряжения. Но работу продолжить можно, если изменить работу, провести физминутку.

Наконец, некомпенсированное утомление – это предел эффективной работе, сигнал к ее прекращению. Дети теряют интерес к работе, вялы, сонливы, ложатся на парты, вертятся.

Мы можем из вышеизложенного сделать важный вывод: младший школьник, особенно первоклассник, может активно и полноценно работать на уроке не более 15 минут. Поэтому основная нагрузка должна быть на вторую фазу.

Теперь обсудим, как изменяется работоспособность школьников в течение учебного дня. Несколько снижается работоспособность в начале первого урока, затем подъем до оптимального уровня, и снижение с третьего урока. При этом у большинства детей наблюдается подъем и наивысшая активность от 10 до 12 часов, потом следует спад, особенно к 14 часам и некоторый подъем к 16 – 18 часам.

На протяжении недели тоже наблюдается закономерное изменение состояния работоспособности учеников.

Понедельник – работоспособность снижена.

Вторник и среда – благоприятные дни.

Четверг – снижается,

пятница и суббота – значительно.

С учетом этого нужно строить расписание уроков так, чтобы избежать перегрузки и, как результат, утомления детей на уроках. Доказано, что некоторые предметы наиболее «опасны» для возникновения утомления. Это математика, иностранный язык, русский язык. Достаточно «легкими» являются: окружающий мир, физ-ра, музыка, изо. Поэтому строить расписание уроков нужно с учетом этого факта, так как известно, что 65% всей учебной нагрузки приходится на первые три дня недели, когда работоспособность учащихся значительно выше, чем в конце недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья« Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

Из опыта использования здоровьесберегающих технологий в начальной щколе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе".

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

Важным условием здоровьесбережения на уроках в начальной школе является рациональная организация учебной деятельности учеников....

Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Проблема здоровья детей сегодня очень актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспи...

Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"...