Тема."Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"
консультация по зож (3 класс)

Мы взрослые, считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя  кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

В последнее время средства массовой информации много говорят о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба в школе была в радость?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_metodicheskoy_raboty.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема над которой я работаю «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».

Мы взрослые, считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

В последнее время средства массовой информации много говорят о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба в школе была в радость?

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка.

Снять утомление между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии:

- чтобы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько приятных слов классу;

- чтобы успокоить перевозбужденный класс можно провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони»;

- чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.;

- чтобы снять усталость после предыдущих уроков, необходимо провести гимнастику: поднимите плечи, разверните и отпустите их (несколько раз);

- чтобы взбодриться, сделаем следующие упражнения:

1) Сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).

2) Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.

Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет).

На уроках обучения грамоте, математики в 1 классе при знакомстве с новой буквой или числом я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы, цифры и предлагаю детям найти их и собрать.

Учебный материал всех предметов начальной школы предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через составление и решение текстовых задач.

Например:

При решении задач из учебника «Математика. 2 класс» мы беседуем с детьми о пользе овощей и фруктов (с. 20 № 2, с. 21 № 11), о правильном выборе напитков (что выбрать квас или кока-колу), о правильном питании. Решая задачи (с. 64 № 2 и №1, №2 на странице 65), я рассказываю ученикам о том, что бег тренирует сердечную мышцу, повышает выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №17 на странице 54 того же учебника, мы с детьми говорим об ограничении времени для просмотра телевизора, игры в компьютер. В 4 классе, когда решаем задачи на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и физминутки в стихах, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, улучшения осанки, аутотренинги.

Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей.

  1. Провожу Дни здоровья совместно с родителями ;
  2. Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»

На классных часах провожу исследования в форме тестирования. Тесты позволяют выявить вредные привычки учащихся и проводить коррекционную работу..

Применяю разные формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

1. Беседы учителя на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

2. Праздники Здоровья.

3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», , «Папа, мама, я – спортивная семья!»).

4. Сочинение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».

5. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».

6. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».

7. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».

8. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.

9. Работа по программе «Разговор о правильном питании».

10.Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».

11. Организация в классе уголка Здоровья.

Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

В заключение, вслед за Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Физкультминутки в стихах.

Слова текста сопровождаются движениями

Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)

Печка очень горяча! (4 полуприседа)

Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)

Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.

Правой, левой набиваем

И в ворота забиваем.

Чтоб в ворота мяч забить,

Надо очень ловким быть.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький
(средний).
Этот пальчик – сильненький
(указательный).
Этот пальчик – большачок
(большой).

Карандаш в руках катаю, (крутят между пальцев карандаш)

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

1. Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

2. Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

3. Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

4. Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули. (показывают движения)

1. Трём ладони, милый друг,

Закрывая пальцы рук.

2. Вот ладошки встретились,

А теперь разъехались.

3. Закрываем в кулачки

Друг за другом пальчики. (показывают движения)

1. Пальцы вместе, пальцы врозь

2. Пальцы вытянули дружно,

А теперь сцепить их нужно.

3. Мяч в ладошки быстро взяли

И в ладошках повращали. (показывают движения)

Памятка:

«Берегите зрение»

  • не читай лёжа;
  • располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола;
  • не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью;
  • не смотри без защитных очков на яркое солнце, включённую лампочку, пламя электросварки;

Гимнастика для глаз.

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.

  • После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
  • Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
  • Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
  • Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
  • Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.


После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь (3-5раз).


Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.

Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Разработка классного часа

Тема: Папа, мама, я – спортивная семья!

Форма проведения: соревнование.

Место проведение: спортивный зал.

Оборудование: название и девиз классного часа, спортивный инвентарь, свисток, шары, награды.

Содержание классного часа:

(Выступление ребят – Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждём. Гость есть гость – хозяину в радость! Тем более сегодня, когда к нам пришли семьи нашего класса.

Чем живёт семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

Мы порою забываем,

Что в заботах и тревогах –

Главное – семью сберечь!

Все вы знаете, что полезно заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на воздухе. Но как трудно бывает порой пересилить себя: встать пораньше, сделать зарядку, облиться холодной водой. Мы порой откладываем это на потом. А что если попробовать начать заниматься вместе, всей семьёй, может тогда получится?

  • Выбор названия семейной команды.
  • Представление жюри.
  • Приветствие.
  • Этапы соревнования. (эстафета с обручем, бег в мешках, прыжки по «кочкам», бег с припятствиями, прыжки со скакалкой).
  • Награждение победителей.

Подведение итога классного часа:

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо – семья!

Храните её, берегите её!

Нет в жизни важнее цели!

(Желаем вам здоровья. До новых встреч!).

Предлагаю вашему вниманию разработку родительского собрания

«В первый класс – сколиоз в первый раз

Ваш ребенок, наконец, пошёл в школу? Тогда будьте готовы к тому, что ему угрожает серьёзная опасность – сколиоз. Сколиоз – это серьёзное заболевание спины, которое чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Это искривление позвоночника, при котором изменения касаются не только костей, но и связок. Сколиоз такой же бич нашего времени, как близорукость и гастрит. Более 5% детей и взрослых в мире страдают искривлением позвоночника. Если его не начать вовремя лечить, то у ребёнка может вырасти горб.

Обратите внимание, если у вашего ребёнка:

  • одно плечо выше другого;
  • одна лопатка выпирает больше другой;
  • просвет между опущенными вдоль боков руками и самими боками неодинаков;

Для лечения сколиоза необходимо:

  • обратиться к врачу;
  • следить за равномерным распределением нагрузки на спину (купите ранец с двумя шлейками);
  • убрать с кровати ребёнка мягкий матрас;
  • записать ученика на лечебную гимнастику или плавание;

СКОЛИОЗ. Упражнение для первоклассника:

#1050;упите гимнастическую палку. 3 раза в день по 15 минут ребёнок должен ходить, заведя её за спину.

#1053;оги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях горизонтально груди. На счёт 1 – 2 расходящиеся движения руками перед собой. На счёт 3 – 4 расходящиеся движения руками, но уже выпрямленными в локтях.

#1053;оги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук лежат на плечах. На счёт «раз» - пять вращательных движений вперёд, на счёт «два» - пять вращательных движений назад.(5 упражнений 3 раза в день).

4. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и сцеплены в «замок» на уровне груди. На счёт «раз» -3 поворота туловищем влево на упругих руках, на счёт «два» -3 поворота вправо (5 упражнений 3 раза в день).

5. Попеременные наклоны головы вправо – влево и вперёд – назад, стоя на месте (5 упражнений 3 раза в день).

6. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. По 3 наклона вперёд – назад и вправо – влево, не сгибая ноги в коленях (5 упражнений 3 раза в день).

Тест

«Полезные и вредные привычки»

  1. Я часто ем сладкое.
  2. Я чищу зубы 2 раза в день.
  3. Я использую пасту с фтором.
  4. Я перекусываю фруктами и овощами.
  5. Я люблю сосать палец.
  6. Я грызу ручки и карандаши.
  7. Я дышу через нос.
  8. Два раза в год хожу к стоматологу.
  9. Я люблю перекусывать конфетами.
  10. Я не завтракаю по утрам.
  11. Я сплю на низкой подушке.
  12. За партой я стараюсь сидеть прямо.

(Ученик должен при положительном ответе ставить «+». Если, соединив все «+», он получил цифру «6», то сам для себя делает вывод, что у него больше здоровых, полезных привычек, чем вредных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»

Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...

Доклад на МО Тема: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС».

Урок - главная состовляющая часть учебного процесса. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения с...

Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"

об особенностях структурирования уроков в начальной школе...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Ресурсы современного урока в начальной школе, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов».

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универс...

Статья по теме "Моделирование на уроках в начальной школе"

В документе представлен текст выступления на методическом семинаре.Тема выступления "Моделирование на уроках в начальной школе". Цель - продемонстрировать опыт по  использованию принцип...