«Школьное питание – залог здоровья школьников» (из опыта работы по организации питания школьников ) МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска
материал по зож

Бобнева Татьяна Фёдоровна

Одним из аспектов сохранения здоровья является  правильно организованное рациональное питание, которое  в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.  Но, в последнее время наблюдается высокий уровень распространенности «вредных» привычек в питании школьников, изменение качества питания населения с появлением новых продуктов «быстрого приготовления», рост потребления высококалорийных продуктов, недостаточная грамотность в области «здорового» питания всех участников образовательного процесса (детей и подростков, родителей, педагогов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiro_iz_opyta_raboty.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьное питание – залог здоровья школьников»

(из опыта работы по организации питания школьников )

МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска

               Подготовила:

                                                                      Бобнева Татьяна Федоровна,

  заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского»

Г.Курска

Одеваться дети могут по-разному,

 успехи в учебе у всех тоже отличаются,

 но питаться все без исключения ребята

 должны одинаково хорошо – хотя бы в школе.

 И.Р. Метшин  1

                Создавая благоприятные условия для обучения и воспитания, администрация МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» уделяет огромное внимание вопросам здоровье сбережения учащихся. В ряд  основных задач ставится сформирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательной деятельности школы, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

              Одним из аспектов сохранения здоровья является  правильно организованное рациональное питание, которое  в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.  Но, в последнее время наблюдается высокий уровень распространенности «вредных» привычек в питании школьников, изменение качества питания населения с появлением новых продуктов «быстрого приготовления», рост потребления высококалорийных продуктов, недостаточная грамотность в области «здорового» питания всех участников образовательного процесса (детей и подростков, родителей, педагогов).

        Проведенный анализ организации питания обучающихся за 2015-2016 уч.г. выявил ряд проблем. По результатам анкетирования, тестирования родителей и учащихся (в рамках мониторинга по совершенствованию системы организации питания) установлено следующее: большинство учащихся проживают в семьях, где работают оба родителя. В неполных семьях (как правило, это семьи, где ребенка воспитывает одна мама) мама тоже работает. У родителей не всегда хватает времени контролировать режим питания детей. Иногда дети предпочитают употреблять продукты, использование которых необходимо ограничить или исключить совсем.

               Наблюдения показали, что с  введением ФГОС второго поколения многие учащиеся проводят в школе 7-8 часов без приема горячего  питания, что приводит к утомляемости, снижению работоспособности.         Неутешительным остался и анализ результатов медицинских осмотров школьников, по итогам которого выявлена патология органов пищеварения. Это вызвало  тревогу у медицинских работников, и педагогического коллектива, и родителей (законных представителей) МБОУ «СОШ №55 им .А. Невского».

               Конечно, здоровье ребенка во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.  Учитывая тот факт,  что  20 % -50% (горячий завтрак, обед) от суточного рациона ребенок получает в образовательной организации, а соответственно 80 % -50% (при одноразовом горячем питании в школе) дома.  Перед МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского»  стала  задача  не только накормить детей, но и воспитать культуру здорового рационального  питания, при котором соблюдается и режим, и выполняется требование к безопасности питания.

               Все это и послужило отправной точкой для создания проекта «Школьное питание – залог здоровья школьника», который  призван не только сформировать у школьника правильное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни.

                Проект «Школьное питание – залог здоровья школьника» разработан в свете реализации приоритетного национального проекта «Школьное питание»,  главной целью которого является правильное питание и сохранение здоровья ребенка.    

              Для реализации проекта «Школьное питание – залог здоровья» выра-ботана   

                  Гипотеза: Пропаганда правильного питания, повысит стремления к здоровому образу жизни.  

             Исходя из основных потребностей в МБОУ «СОШ №55 им.А. Невского»  к организации питания детей и подростков, поставили

                Цель Проекта: создание эффективной системы организации качественного и полноценного питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья.

             Для реализации поставленной цели сформулировали задачи:

  • обеспечивать обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;
  •   проводить систематическую разъяснительную  и просветительскую работы среди родителей (законных представителей) и учащихся о необходимости горячего питания;
  • формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, культуры питания и навыки самообслуживания;
  • увеличить процент охвата горячим питанием учащихся школы до 98 %;
  • увеличить процент охвата горячим питанием учащихся из льготной категории до 15%.
  • улучшить  состояние здоровья школьников;
  • привести материально-техническую  базу школьной столовой в соответствии с современными разработками и технологиями.    

              Данный Проект  разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, регионального и муниципального уровней.

  • с Конвенцией о правах ребенка.
  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ»;
  • Постановлением № 45, от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин   2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных  учреждениях»;
  • Письмом департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012 №06-731 «О формировании культуры с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29 – ФЗ, от 02.01.2000 г.), санитарными нормами и правилами, утвержденными совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпидемнадзором:
  • Постановлением № 45, от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных  учреждениях».
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 01.01.2001г. № 30 «Об организации питания учащихся в ОУ».
  •  Положения «Об организации бесплатного питания детей»,        утвержденного постановлением Администрации  города Курска от 07.03.2013 года № 755.
  • Положения «Об организации бесплатного питания детей»,        утвержденного постановлением Администрации  города Курска от 07.03.2013 года № 755  ( в ред. от 07.05.2018 г. № 963).

 с методические рекомендации:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ 3213н, Минобрнауки РФ №178

 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

  • «Примерное меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания 7-11 и 11-12 лет в государственных образовательных учреждений». Методические рекомендации от 24.08.2002 г. №0100/8605 – 07-34.
  • Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет. Методические рекомендации от 24 августа 2007 г. № 0100/8604-07- 34
  • Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации от 12 ноября 2015 г. МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5

В МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» разработаны локальные акты:

  • Положение об организации питания школьников;
  • Положение об организации бесплатного питания школьников из многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, детей с ОВЗ;
  • Положение о бракеражной комиссии;
  • Положение об общественном Совете;
  • Положение о дежурстве учителей и учащихся в школьной столовой.

Ежегодно заключается договоры с питающейся организацией, составляются планы работы по осуществлению контроля за работой школьной столовой, директором школы издаются приказы.

  • Договор на организацию горячего бесплатного питания обучающихся .
  • Договор на организацию горячего питания обучающихся .
  • План работы бракеражной комиссии.
  • План по осуществлению контроля за качеством питания обучающихся.
  • План работы Общественного Совета.
  • План мероприятий воспитательной работы, направленной на просвещение школьников и их родителей по основам правильного питания, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье.
  • Об организации питания обучающихся в школьной столовой.
  • О назначении ответственного за организацию питания обучающихся в школьной столовой.
  • О бракеражной комиссии.
  • Об Общественном Совете за качеством питания школьников.

Принципы построения Проекта «Школьное питание – залог здоровья школьника»:

-  актуальность, нацеленность на решение ключевой проблемы;

-  прогностичность, нацеленность на результат;

  -полнота и системность;

 - контролируемость;

-  информативность;

- привлекательность.

              Участники Проекта «Школьное питание – залог здоровья школьника»: администрация школы, медицинские работники школы, педагогический коллектив, родители (законных представителей, работники столовой, обучающиеся, руководители питающей организации.

Проект рассчитан на пять лет, с 2016 года по 2020 год.

             Этапы реализации Проекта:
1 этап (2016 г.): аналитический 

На данном этапе планировалось:

1.Проведение качественной оценки меню школьной столовой.

2.Проведение анализа уровня заболеваемости школьников алиментарно-зависимыми заболеваниями и его связи с качеством питания детей в школе.

3.Разработка и утверждение в установленном порядке примерного  меню для школьной столовой с учетом возрастных физиологических потребностей детей, а также климатических особенностей региона.

4.Детальный анализ оснащенности пищеблока школьной столовой торгово-технологическим и холодильным оборудованием.

5.Разработка и внедрение мер, направленных на улучшение информированности детей и их родителей в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.

6.Разработка системы мер, направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата учащихся горячим организованным питанием, в том числе за счет средств родителей.

7.Разработка системы показателей эффективности деятельности общеобразовательного учреждения в организации питания учащихся.

8. Анализ полученных результатов и подведение итогов 1 этапа.

2 этап (2017г.): планирование работы

 (определение объема и сроков выполнения работ для участников проекта)

3 этап (2017г.-2019 г.):  практический 

На данном этапе планировалось:

1.Комплексная модернизация системы организации питания за счет реконструкции обеденного зала столовой и переоснащения  пищеблока, улучшение их санитарного состояния.

2.Приступить к реализации разработанных на первом этапе Программы комплекса мер, направленных на повышение информированности детей, их родителей и педагогов в вопросах здорового питания, а также популяризацию здорового питания и здорового образа жизни.

3.Внедрение в школе системы мер, направленных на повышение заинтересованности педагогов и классных руководителей в увеличении охвата обучающихся организованным горячим питанием, в том числе за счет средств родителей, а также осуществлять постоянный анализ эффективности принимаемых мер.

4 этап (2019г. -2020г.): обобщение результатов 

На данном этапе планировалось: обобщить накопленный опыт работы школы по данной теме, подготовить  отчет по содержанию, технологиям и результатам работы; выделить  проблемные вопросы и перспективы дальнейшего развития школы.

Основные направления реализации Проекта:

- организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение реализации проекта;

- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

- рациональная организация питания в школе;

- организация работы по улучшению материально-технической базы;

- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

-  пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

- обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям.

     С целью реализации Проекта «Школьное питание – залог здоровья школьников» ежегодно разрабатывается  План  мероприятий по основным направлениям.

1.Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.

                В начале нового учебного года  проводится совещание при директоре и совещания с классными руководителями.

               На заседаниях Круглого стола корректируется программа «Школьное питание – залог здоровья».

              Администрация школы составляет графики работы школьной столовой и дежурства по столовой. График питания учащихся в столовой составляется с учетом физиологических потребностей организма, времени пребывания учащихся в школе и утверждается приказом директора школы.

            Ежегодно директором школы перед началом учебного года  издаются приказы: «Об организации питания» и «Об организации питания учащихся». Приказы содержат информацию об ответственном члене коллектива за питание школьников, о составе бракеражной комиссии, о составе общественного Совета школы.

           Ежемесячно формируются списки детей, получающих питание на льготных условиях. Для учета выдачи питания школьникам  разработана своя система. Ежедневно до 8 часов утра проходит учет наличного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. Классные руководители ведут тетрадь учета питания детей за родительскую плату и льготной категории, до 25 числа каждого месяца табель детей льготной категории сдают социальному педагогу.

         Администрация школы  составляет график дежурства учителей и учащихся по школьной столовой. Дежурные отслеживают поведение   учащихся в обеденном зале, следят за  гигиеной  учащихся, чистотой  в зале.

          Для правильного развития учащихся, сохранения их  высокой  работоспособности большое значение имеет также соблюдение режима питания. Школа работает  в 2 смены, питание организовано в 6 перемен ( по три в смену) продолжительностью по 15-  20 минут.  

          Школьная столовая работает по сбалансированному 10 -ти  дневному меню, утвержденному главным врачом Центра гигиены и эпидемиологии Курской области, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПин 2.4.5.2409-08). Технологи, питающей организации, разрабатывают комплексное меню, свободное меню, меню  новых блюд, учитывая пожелания учащихся и родителей, по результатам опроса и внедряют  их в систему школьного питания.

             Меню с указанием объема блюд и кулинарных изделий вывешивается в обеденном зале ежедневно, утверждается директором школы, подписывается   зав. производством школьной столовой.  Питание учащихся разнообразное, сбалансированное.

             Для учащихся младшего возраста (от 7 до 11 лет), детей льготных кате-

горий питание предоставляется путем предварительного накрытия столов в виде комплексного завтрака или обеда.  Питание для учащихся льготных  ка-

тегорий формируется исходя из денежной нормы на одного обучающегося в день, установленной нормативно - правовыми актами Курской области.

            Для учащихся старшего возраста (от 12 до 18 лет) за родительские средства в школьной столовой организуется питание по системе «Шведский стол». На выбор предлагаются обеды, включающие два варианта первых блюд,  два - три варианта гарнира, пять – шесть вариантов основных блюд, до десяти вариантов овощных салатов, два варианта напитков, два - три варианта фруктовых салатов.

            Важным фактором привлечения учащихся к регулярному питанию в школе является высокое качество приготовляемых блюд, их эстетическое оформление и разнообразие. Дети очень любят  котлеты с картофельным пюре,  сосиски с макаронами,  гороховый и сельский суп, борщ, плов, сырники со сгущенным молоком (сметаной), блинчики со сметаной или со сгущенным молоком. Редко кто пройдет мимо столовой с её волшебными запахами свежей выпечки. И это помимо основного питания!

          Ежедневно в питании детей используется свежевыпеченный обогащенный витаминизированный хлеб «Целебный», батон «Умница»

молоко «Йодированное».  Для приготовления пищи используется только  йодированная соль. Проводится витаминизация третьих блюд: добавление витамина «С» в чай, в  компоты из сухофруктов и свежих яблок.

          В целях контроля за витаминизацией пищи заполняется «Журнал витаминизации третьих блюд». В целях  профилактики сезонных заболеваний  в столовой организуются витаминные столы с использованием лимона, напитков из шиповника.

           Для приготовления пищи используются  технологии варки, тушения, приготовления на пару, строго в соответствии с  технологическими картами.         Два раза в год учащиеся 1-11 классов за родительскую плату  проводится  обогащение  кислородным  коктейлем, а для льготной категории -  бесплатно.

           Ассортимент буфетной  продукции  согласован  с органами  Роспотребнадзора по Курской области и представлен   широким    ассортиментом    выпечки  собственного   производства  (пирожки   с    различными наполнителями,  булочки,  кулебяки,  расстегаи,  ватрушки,  рогалики,  рулеты,  школьная пицца, сосиски в тесте, котлеты в тесте), мучными кондитерскими изделиями   в   ассортименте   без   крема,   разрешенными    для    реализации      в  школьных  буфетах,  покупной продукцией, фруктами,  бутербродами, соками   в  большом  ассортименте   в   потребительской    упаковке   промышленного производства.

          Бракеражной комиссией, общественным Советом осуществляется  систематический контроль: за ведением документации, за качеством сырой и готовой продукции, за дежурством учителей и учащихся, за культурой приема пищи, за порядком в обеденном зале, за чистотой пищеблока. Результаты освещаются на сайте школы.

           В ежедневном режиме бракеражная комиссия осуществляет пробу готовой продукции, оценивает качество и допускает приготовленные блюда к реализации. Информация записывается в журнале бракеража готовой продукции. Суточные пробы готовой пищи хранятся 48 часов. Ежедневно медицинские работники берут суточные пробы. Для хранения суточных проб используется среднетемпературный бытовой  холодильник.

             Проводится постоянный мониторинг температурного режима холодильного оборудования и морозильных камер, данные в ежедневном режиме заносятся в журнал температурного режима холодильного оборудования.

             Санитарное состояние пищеблока контролируется и регистрируется в журнале контроля санитарного состояния пищеблока.

             Ежедневно ответственной за питание  осуществляется контроль посещаемости столовой учащимися.

             Один раз в месяц проверяет организацию школьного питания общественный  Совет, в состав которого входят представители их числа педагогов и родительской общественности, по итогам проверки составляются акты и размещаем их  на сайте школы.

             Одним из главных условий комплексной модернизации горячего питания обучающихся в школе является решение кадрового вопроса. Школьная столовая на 100% укомплектована профессиональными кадрами. В столовой работает дружный и творческий коллектив во главе с зав.производством Криулиным  Юрием  Ивановичем. Юрий Иванович не только ответственно относится  к  своему  делу, но и  с пониманием относится к пожеланиям детей и их родителей.

         2. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

             Большую работу  школе  оказывают медработники школы, они  проводят консультации  для классных руководителей 1-11кл.: «Организация горячего питания – залог сохранения здоровья»; «Культура поведения обучающихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований; «Качественное питание школьников».

              Вопросы правильного и рационального питания школьников  рассматриваются на педагогических советах: «Школа – территория здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух». «Взаимодействие всех участников образовательного  процесса в сохранении здоровья школьников», производственных совещаниях.

             Ведется учет детей по группам здоровья, формируются  группы здоровья по показателям. 

             Учителями разработано примерное содержание тематических уроков биологии, технологии, русского языка, химии, информатики, истории, иностранного языка по пропаганде здорового питания.

            Учителя биологии и технологии составляют «Диктанты калорийности», которые решают на уроках учащиеся. «Диктанты» предлагаются родителям  на родительских собраниях, с целью  разъяснения необходимости второго завтрака, двухразового питания школьников.

            Для родителей и  учащихся в фойе 1 этажа организованы информационные стенды "Здоровое питание – залог здоровья",  "Школьное питание", где размещены приказ о составе комиссии по питанию, режим работы столовой, Постановление о стоимости питания, информация для родителей об основах рационального питания, книга жалоб и предложений, ящик для предложений и обращений граждан. В зале столовой расположен стенд "Меню".

 3.Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой. 

           Помещение при обеденном зале столовой оборудовано умывальниками, электрополотенцами, централизованным горячим водоснабжением.
         Питание обучающихся организовано в уютной столовой на 200 посадочных мест, в обеденном зале проведен капитальный ремонт. Чистый, красиво оформленный обеденный зал, новая мебель способствуют тому, что ребята приходят в школьную столовую с удовольствием. Для создания условий организации питания учащихся приобретено новое   технологическое оборудование.

          Ежегодно, перед началом учебного года, проводится текущий ремонт пищеблока, подсобных помещений столовой.

          Качество приготовления пищи и организация 100%-го  охвата детей горячим питанием во многом зависит от наличия технологического и технического оборудования пищеблока.   В школьном пищеблоке имеется всё необходимое оборудование в соответствии с  требованиями санитарных правил  и норм, безопасными  технологиями для приготовления качественной и здоровой  пищи.  Имеются помещения для хранения сырой продукции, готовой продукции, раздаточная зона ,  помещения для мытья столовой и кухонной посуды.

       На пищеблоке имеется зона  для хранения документов, санитарных книжек, журналов, технологических карт и другой документации.

       В ежедневном режиме проходит фильтр здоровья  кухонных работников, обследуется санитарное состояние пищеблока и заполняются соответствующие журналы.

        Для полноценного питания крайне важны условия хранения продуктов. В соответствии с требованиями оборудовано и помещение склада, которое оснащено: стеллажами, морозильной камерой для мяса, холодильниками для хранения молочной продукции, колбасных изделий, рыбы.

          Продукция и продовольственное сырьё, поступающие в столовую (с целью подтверждения качества и безопасности), принимается по товарно-транспортной накладной, содержащей  сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика). Входной контроль поступающих продуктов осуществляется зав. производством.         Продукция поступает в таре производителя, либо  поставщика. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки хранятся до окончания реализации продукции. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих на пищеблок. Журнал  хранится в течение года.

            Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. На каждый продукт имеется Сертификат соответствия продуктов, ветеринарные свидетельства.  Строго контролируется срок действия Сертификата.

        Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты контроля заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании. В ежедневном режиме контролируется влажность воздуха складского помещения. Результаты контроля отмечаются в журнале температурного режима и влажности.

4.Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

           В рамках проекта реализуется подпрограмма «Витамины и здоровье». Два раза в год учащиеся получают «Кислородный коктейль», «БИО-мороженое», дети из семей льготных категорий (многодетные, малообеспеченные) - бесплатно.

          На одном заседании  Круглого стола старшеклассники вышли с предложением организовать «Фито - бар». Теперь это любимое место, они приходят не только выпить чашечку полезного напитка (с липой, шиповником, в заготовке принимают участие сами ученики), но и пообщаться.

         Проводятся часы здоровья (классные часы) по параллелям: «Простые секреты здорового питания», «Разговор о правильном питании»,«Уроки Дедушки Этикета», «Каша - здоровье наша», «Цена ломтика хлеба», «Хлеб - всему голова», «Плох обед, коли хлеба нет» «Хлеба к обеду в меру бери»; внеклассные мероприятия: «Витаминная ярмарка», "Витамины на столе»,  «Фруктовая переменка» «Витаминная семейка», «Арбузник», «Витамины - друзья здоровья», викторины, конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, листовок, интерактивные квест – игры, акции,  информационно-наглядная агитация о здоровом питании «Правильное питание школьника», защита проектов: «Питаться вкусно или правильно», «О вкусной и здоровой пище». «Всегда ли нужно верить рекламе?». «Наше здоровье в наших руках», праздники Урожая.

           Ведется пропаганда здорового питания через внеурочную деятельность в 1-4 классах по программе М.М.Безруких «Разговор о правильном питании».

           Большую работу в организации экскурсий на курские  предприятия поставщиков продукции оказывает питающая организация ООО «Перемена».   Работники питающей организации проводят  мастер- классы с учащимися школы.

          По воспитанию культуры поведения в школьной столовой  приглашаем медицинских работников детской  поликлиники № 8, они проводят беседы с учащимися.

          Два раза в год проводятся конкурсы «Лучший дежурный класс».

          О необходимости правильного и рационального питания во время проведения экзаменов организуем встречу старшеклассникам с медработниками   по теме  «Питание школьника в период подготовки к экзаменам».

         В школе функционирует подпрограмма « Организация рационального питания обучающихся в летнем школьном лагере».

5.Работа с родителями.

         Большое внимание уделяется просветительской работе среди родителей: проводятся консультации родителей по проблеме здорового питания. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; работу родительского клуба; организацию совместной работы педагогов и родителей.

           Ежегодно организуется и проводится общешкольная родительская конференция «Школьное питание - путь к сохранению здоровья».

           На родительских собраний рассматриваются вопросы: «Родителям о здоровом питании школьника»,  Режим питания школьника», «Витамины роста», «Учите детей быть здоровыми», « Вредные для здоровья продукты питания», «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».

         Привлекаем родителей к проведению внеклассных мероприятий : «Готовим с мамой», «Поделись рецептом», связанных с формированием правильного отношения к ЗОЖ.

         Для того чтобы охват горячим питанием был 100%, необходимо вести разъяснительную работу с родителями. Их необходимо убедить в значимости регулярного сбалансированного питания ребенка в течение учебного дня. Для успеха этого направления работы  применяем более широкий доступ родителей к общественному контролю за питанием учащихся, через представителей родительских комитетов классов и проведение «дней открытых дверей». Особенно это касается родителей учащихся 1-х классов, т.к. они ещё совсем не знакомы с уровнем организации и качеством детского питания в школе. Такая возможность у наших родителей есть: родители и дети проходят анкетирование по вопросам удовлетворенности качеством и разнообразием приготовленных блюд; периодически (1-2раза в месяц) за организацией питания с разрешения администрации следят  представители родительской общественности.

           Для просвещения родителей в плане организации питания дома и в школе проводятся ежегодные встречи родителей с администрацией школы, педиатром, диетологом и сотрудником СЭС.

6.Организационное обеспечение реализации Проекта.

          Для улучшения организации  и регулирования школьного питания проводятся мониторинги для оценки охвата питанием, анкетирование родителей и  учащихся, диагностика заболеваемости учащихся, социологическое исследование, обследование пищеблока МБОУ «СОШ № 55 им. А. Невского», обследование технологического оборудования.                     Контроль за ходом реализации Проекта осуществляют Роспотребнадзор, администрация школы. Результаты мониторинга опубликовываются на официальном сайте школы.

        В ходе реализации Проекта достигнуты результаты, к ним относим:

1.Улучшилась материально – техническая база школьной столовой:

 -  проведен капитальный ремонт обеденного зала школьной столовой;

- приобретена мебель;

- установлены пластиковые окна ;

- приобретены картины для интерьера обеденного зала;

- приобретено технологическое оборудование.

   Для улучшения материально – технической базы школьной столовой использовались   бюджетные средства и привлекалась  помощь  спонсоров.

2.Реализация данной программы и режим работы школы (уроки, внеурочная деятельность в 1-4 классах, кружки) позволила педагогам школы убедить учащихся и их родителей в необходимости регулярного питания учащихся, и прежде всего в школе. По результатам анкетирования родителей учащихся более 96%  опрошенных довольны качеством питания.

3.Увеличилось количество  учащихся, получающих бесплатное питание на 2%.

4. Реализация проекта позволила добиться результатов, изменив отношение к вопросу питания. Увеличился  охват горячим питанием на 28%.

5.Снизилось количество желудочно-кишечных заболеваний на 10%. Наблюдения  показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности, выше успеваемость.

        Работа школьной столовой отражена на образовательно-информационном портале образовательного учреждения https://kurschkola55.ru/pitan1.html.

       О работе школьной столовой, организации питания в школе, о работниках школьной столовой освещалось в СМИ        «Новости» ТК ТАКТ , 1 сентября 2017    https://youtu.be/22XE0xm5cYg; «Новости» ТК ТАКТ, 04 декабря 2018 https://takt-tv.ru/takt-novosti/v-kurske-vybirayut-luchshuyu-shkolnuyu-stolovuyu;«Новости» Россия 1 ГТРК КУРСК 05 декабря 2018

http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/05122018_shkolnoe_pitanie_l.html; на страницах газеты «Комсомольская правда»  от 24.04.2017года.

         Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания проводилось в рамках городских и областных семинаров.

          В 2017 г.- 2018 г. на городском и областном конкурсах «Лучшая организация школьного питания»  МБОУ «СОШ №55 им.А.Невкого» заняла 1места.

          В 2019 г. МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского» принимала участие во Всероссийском конкурсе  региональных образовательных организаций по организации питания школьников  в номинации «Лучшая практика организации питания в общеобразовательной организации». На  Всероссийский  конкурс было подано 647 заявок и 67 регионов, принимали участие 447 школ, Проект МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского» вошел в 20

« Лучших проектов РФ».  

 Ожидаемые результаты:

- рацион школьного питания должен  соответствовать  возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии;

-сформировать у учащихся навыки  здорового образа жизни, культуры питания и навыки самообслуживания;

-увеличить процент охвата горячим питанием обучающихся школы до 98 %;

-увеличить процент охвата бесплатным горячим питанием обучающихся из льготной категории до 15%.

 - улучшить  состояние здоровья школьников;

- привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствии с современными разработками и технологиями.

     Выводы:

        Данный Проект позволяет осуществить связь учебных предметов с внеурочной, классной деятельностью по формированию навыков сохранения и укрепления здоровья и  представлений об основах культуры питания не только детям, но и их родителям.     

          Проект «Школьное питание – залог здоровья» имеет большое практическое значение, он дает возможность проследить широкую область использования здорового и правильного питания в целях сохранения здоровья школьников, а в некоторых случаях и улучшения его показателей.

       Наша практика организации питания обучающихся в школе показывает, что решение проблем и достижение планируемых целей – это забота всех участников образовательного процесса: администрации и педагогов школе, обучающихся и их родителей. От того, как мы сработаем сейчас, зависит здоровье и жизнь наших детей. Мудрость гласит: здоровье – залог успеха.

        Проект нацелен на дальнейшее продолжение, так как еще существуют проблемы в  организации питания школьников:

- внедрить систему безналичного расчета;

-достичь положительных результатов в области организации 2-х разового питания.

Литература      

1. Покровский А.А. Беседы о питании. М., 1984

2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М, 1986

3.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

4. Конь И.Я. Рациональное питание в сохранении здоровья детей. Физиология роста и развития детей и подростков, Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной, 2000;

5. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Педагогика здоровья: сборник научно-методических трудов. Выпуск 5.

6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

7. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

8. М. Безруких, Т. Филиппова, А. Макеева Учебно -методический комплекс программы «разговор о правильном питании». Образовательная программа «Правильное питание», «Две недели в лагере здоровья», М., 2013г. ( разработано по возрастам: 6-8 лет, 9-11, 12-13 лет)

 

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Правильное питание-залог здоровья школьников

Это презентация к классному часу о правильном питании. В  игровой форме дети 1-2 класса, помогая Карлсону, знакомятся с полезными продуктами и витаминами....

Лекция на тему "Правильное питание - залог здоровья школьника".

Можно использовать на родительском собрании....

Правильное питание - залог здоровья школьника

В материале представлены рекомендации для родителей по организации правильного питания школьника....

"Правильное питание - залог здоровья школьника"

Родительское собрание. Беседа....

Исследовательская работа" Правильное питание залог здоровья"

Исследовательская работа" Правильное питание залог здоровья"....

Классный час «Здоровое питание - залог здоровья школьника»,3 класс

Аннотация к классному часуДанный классный час сориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, при...