Конспект внеурочного занятия "Разговор о правильном питании". Тема "Хорошо пройдёт обед, соблюдая этикет"
план-конспект занятия по зож (4 класс)

Новикова Алёна Игоревна

В материале содержится конспект и наглядные материалы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc119.5 КБ
Microsoft Office document icon dorisuy_pribory.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon mozhno-nelzya.doc71 КБ
Microsoft Office document icon poslovitsy.doc28.5 КБ
Файл pravilo_2.docx785.17 КБ
Microsoft Office document icon pravilo_4.doc38 КБ
Microsoft Office document icon sunduchok_vezhlivyh_slov.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хорошо пройдёт обед, соблюдая этикет.

Цель – формирование культуры поведения за столом.

Задачи:

предметные

познакомить с главными правилами столового этикета;

развивать этические знания учащихся (вежливость – важное составляющее качество воспитанного человека);

метапредметные

развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения;

осваивать диалог во взаимодействии с людьми;

личностные

развивать речь, расширять словарный запас учащихся;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать уважение, внимание друг к другу;

способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;

формировать у детей умение вежливо и культурно вести себя за столом.

УУД:

познавательные

учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;

регулятивные

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

применять установленные правила;

учиться оценивать результаты своей работы;

коммуникативные

слушать и понимать собеседника;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные

развивать стремление оценивать себя, свои достижения.

Форма организации работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, физминутка «Моем руки», карточки «Дорисуй приборы», «Правило 2», «Правило 4», слова для «Сундучка вежливых слов», сундучок.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с темой внеурочного занятия.

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня идет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания». Дети читают стихотворение. (инсценировка)

1-й ученик: Учит крошку – людоеда

                      Папа людоед:

                      Если хочешь съесть соседа –

                      Вспомни этикет.

                      Не кидайся, как на кость,

                      На гостей в квартире:

                      Если в дом заходит гость –

                      Улыбайся шире!

2й ученик: Пусть соседу будет сто

                      Или стукнет десять,

                      Помоги им снять пальто

                      И на гвоздь повесить.

3-й ученик: Есть в прихожей – ни за что!

                      Людоед здоровый

                      Кушает в столовой.

                      И запомни с юных лет,

                      Что вещают предки:

                      Нет обеда, если нет

                      На столе салфетки.

4-й ученик: И красиво не забудь

                      Разложить приборы,

                      А не то про вас пойдут

                      Слухи, разговоры.

                      Ножик справа положи,

                      Ну а вилку слева.

5-й ученик: Это твердо изучи.

                      Ну, а где же ложка?

                      И на папку не рычи.

                      Повторяю, крошка:

                     

6-й ученик: Вилку слева положи,

                      Нож и ложку справа.

                      Вот теперь ты можешь сесть

                      И прилично гостя съесть –

                      Чтобы быть упитанным,

                      Чтобы быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное. Но я думаю, вы поняли, о чём пойдет речь.

- О чём же мы с вами будем говорить? (о вежливости и культуре поведения за столом).

3. Работа по теме занятия

А) Загадки.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно и красиво вести себя за столом. Но прежде вспомним, чтобы позавтракать, пообедать или поужинать, нам нужна посуда. Наш разговор об этикете за столом мы начнем с посуды. Давайте отгадаем загадки и вспомним, какая бывает посуда: (Слайды)

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё … (сковорода).

 У кого ответа нет –

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля

Суп сварить – нужна … (кастрюля).

Он на кухне – как начальник

И серьезный не случайно:

Разольет в тарелки щи,

Сколько хочет – не взыщи!

А для ложек он полковник,

Что за черпак?! – Большой … (половник).

 На плите – кастрюль начальник,

Толстый, длинноносый … (чайник).

 Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса …(вилка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (нож)

А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)

- Молодцы, всё правильно.

Б) Рассказ учителя по презентации

СЛАЙД 11

 Стремление вести себя прилично за столом уходит вглубь тысячелетий истории человечества.

СЛАЙД 12

Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.  За нарушение этикета назначались штрафы.

СЛАЙД 13

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людо⸍вика XIV гостям вручили карточки с перечисление некоторых требуемых от них правил поведения («этикетки»). От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вышедшее впоследствии в языки многих стран.

      СЛАЙД 14

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

СЛАЙД 15

С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер тех времён. Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно. Сегодня мы узнаем, какие же правила нужно знать, прежде, чем сесть за стол.

Б) Выполнение заданий по правилам поведения за столом. (некоторые рассматриваются в презентации, некоторые – выполнение заданий)

СЛАЙД 16

Правило 1 : Перед едой всегда мойте руки.

Давайте покажем, как мы с вами будем мыть руки.

Физминутка «Моем руки»

СЛАЙД 17

Правило 2: Сев за стол, выпрямитесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение – чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Нельзя раскачиваться на стуле. Не кладите локти на стол – это не прилично. Если вам хочется попробовать что-то, что стоит на другом столе стола нужно попросить соседа передать блюдо.

Задание на листочках в группах.

- Рассмотрите картинки, на какой из них дети сидят правильно. Почему?

Правило 3: Во время приема пищи используйте столовые приборы.

Задание для групп. У каждой группы на столе рисунок тарелки.

- Послушайте стихотворение и дорисуйте столовые приборы около тарелки правильно.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

- А теперь давайте проверим. Кто выполнил правильно? Кто допустил ошибки? В чём ошиблись?

Правило 4: Если вас о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуйте и проглотите пищу. Во время еды соблюдайте тишину: не разговаривайте громко, не чавкайте, не дуйте на горячие блюда, не стучите вилками и ложками о тарелки и чашки.

-Чтобы узнать следующие правила мы с вами разгадаем кроссворд.

Задание в группах. На столах лежат листочки с кроссвордом.

1. Не стучим ложечкой, когда размешиваем в нем сахар.

2. Есть с закрытым ртом, значит не …..

3. Лежит слева от тарелки.

4. Когда я ем, я глух и ……

5. Чем вытирают рот.

6. Чем едят суп.

7. Что нельзя использовать, когда ешь рыбу.

1Ч

2 Ч

А

3 В

К

А

Т

Ь

И

Й

4 Н

Л

5 С

А

6 Л

Ф

Е

Т

К

А

О

М

А

7 Н

О

Ж

К

А

- Проверим.  - Молодцы!

Правило 5: Не играй с едой.

- Послушайте стихотворение, какое правило в нём спрятано?

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно.

Правило 6: Обязательно убери после еды за собой посуду. Не забудь поблагодарить тех, кто тебя накормил

«Сундучок вежливых слов»

Выберете вежливые слова, которые соответствуют этикету и положите в сундучок.

Спасибо!                                                        Дай!

Пожалуйста!                                                 Подвинься!

Здравствуйте!                                              Простите!

Приятного аппетита!                                  Отстань!

Благодарю!                                                  До свидания!

Будьте добры!                                             Приветик!

Хорошего дня!                                            Принеси!

Г) Собрать пословицы и поговорки о еде, правильно соединив начало и конец.

Не говори, что сыт,

а говори меньше. 

Ешь больше,

в гостях – что велят.

Всё полезно,

еда вкуснее.

Дома ешь, что хочешь, а

а промолчи да пережди. 

За общим столом

что в рот полезло.

- Проверим как вы составили пословицы.

1. Не говори, что сыт, а промолчи да пережди.

2. Ешь больше, а говори меньше.

3. Всё полезно, что в рот полезло.

4. Дома ешь что хочешь, а в гостях – что велят.

5. За общим столом еда вкуснее.

4. Подведение итогов

-Молодцы!!! Вы отлично справились и без труда выполнили все задания. Теперь вы настоящие знатоки столового этикета и с легкостью сможете продемонстрировать свои хорошие манеры за столом. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие, всё ли получилось?

- Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили.

Заполните табличку, которая лежит у вас на столах.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

- Спасибо за занятие! Я очень надеюсь, что теперь вы все будете соблюдать правила поведения за столом и тогда любой ваш приём пищи пройдет на высшем уровне!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1.

1.

2.

2.

3.

3.



Предварительный просмотр:

Не говори, что сыт,

а говори меньше. 

Ешь больше,

в гостях – что велят.

Всё полезно,

еда вкуснее.

Дома ешь, что хочешь, а

а промолчи да пережди. 

За общим столом

что в рот полезло.



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d00/000e5157-35d43f0a/img14.jpg  https://raskrasil.com/wp-content/uploads/Raskrasil.com-kindergarten-33.jpg https://iknigi.net/books_files/online_html/116142/i_006.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1054867/pub_5d5fc3ec6d29c100ad1dbb96_5d616fee2fda8600aedf1eb2/scale_1200



Предварительный просмотр:

1

2 

3 

4 

5 

6 

7 

1. Не стучим ложечкой, когда размешиваем в НЁМ сахар.

2. Есть с закрытым ртом, значит не …..

3. Она лежит слева от тарелки.

4. Когда я ем, я глух и ……

5. Чем вытирают рот?

6. Чем едят суп?

7. Что нельзя использовать, когда ешь рыбу?

1. Не стучим ложечкой, когда размешиваем в НЁМ сахар.

2. Есть с закрытым ртом, значит не …..

3. Она лежит слева от тарелки.

4. Когда я ем, я глух и ……

5. Чем вытирают рот?

6. Чем едят суп?

7. Что нельзя использовать, когда ешь рыбу?



Предварительный просмотр:

Спасибо!

Дай!

Пожалуйста!

Подвинься!

Здравствуйте!

Простите!

Приятного аппетита!

Отстань!

Благодарю!

До свидания!

Будьте добры!

Приветик!

Хорошего дня!

Принеси!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правильное питание - залог здоровья" (4 класс)

Важная задача педагогов - убедить детей в том, что питание определяет здоровье человека, его рост, развитие и работоспособность....

Конспект занятия по теме: "Правильное питание".

Конспект занятия в ГПД по теме: «Правильное питание» Цель: Формирование у детей представления о гигиене питания и режиме питания; формирование представления о значимости различных продуктов питан...

Конспект внеурочного занятия "Правила правильного питания"

Конспект внеурочного занятия "Правила правильного питания"...

Конспект занятия: "Разговор о правильном питании"

Цель: Закрепление знаний обучающихся о полезных и вредных продуктах, о здоровом и правильном питании.Задачи:Коррекционно-развивающиеРазвивать  познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать,...

Конспект урока «Разговор о правильном питании» во 2 классе

Тема: На вкус и цвет товарищей нет"Предварительная подготовка: класс делится на 3 группы по 4 человека в каждой. Дети перед занятием выбирают кружки разных цветов (красный, зеленый, желтый и...