"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".
статья по зож

Позднова Оксана Николаевна

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

                                                  «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»                                                                                                                                         Сократ    

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  •   в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  •   в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  •   в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Факторы, формирующие здоровье ребенка:

             

Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.

               

               Наша задача  как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

               В структуре  урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;
  • оптимальный темп ведения урока;
  • подача материала доступным  рациональным способом;
  • наглядность;
  • смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
  • физкультминутки, динамические паузы;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • групповая работа, работа в парах;
  • игра, игровые моменты;
  •  гимнастика;

 воспитательные моменты  на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности;

  • санитарно – гигиенические условия;

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.

              1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

       Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

                             На вас надеюсь я, друзья.

                             Мы хороший дружный класс

                             Всё получится у нас!

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

         Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

                2. Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

               3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

               4. Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

            В качестве наглядности учителя начальной школы активно используют компьютерные технологии.

            Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

  1. Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
  2. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения

            Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

            Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

          Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

           Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе
  2. Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
  3. Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.  

                Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

               Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  1.  На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики

Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

    Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

    Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

    Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

  1. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные беседы (как на уроке так и во внеурочное время в ГПД)  о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании.

                 Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

                Во внеурочное время (ГПД) проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни, досуга ребят (посещение занятий в спортивных секциях), правильного питания и т.п.

  1. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.
  • Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся);
  • Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное);
  • Чистота помещения, аккуратность;
  • Чистота классной доски.

   

        Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

         В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....