Развитие двигательной активности детей начальных классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Мамбетова Райме Харуновна

Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1

Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.

Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:

- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;

- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;

- нормализация физического развития и физической подготовленности;

- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности детей начальных классов

на уроках физической культуры и

во внеурочной деятельности.

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической культуре, владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сегодня школьная физическая культура все больше становиться ответственной за формирование у школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма, никотиновой зависимости. Занятия физической культурой в школе учат детей самоконтролю, самокритике, организовывать распорядок дня, без чего невозможна нормальная жизнь любого человека.

Актуальность статьи. Как показывает практика, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт придавал двигательной активности человека величайшее значение и рассматривал ее как деятельность, обеспечивающую целостность развития личности: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую, неразделенную задачу школы: всякое одностороннее развитие непременно разрушает гармонию в образовании и не создаст условия для развития цельного человека». 1

Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании тела.

Цель - формирование необходимости оптимизации двигательной активности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения этой цели я выделила важные задачи педагогической концепции:

- повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья;

- создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели;

- нормализация физического развития и физической подготовленности;

- снижение психоэмоционального напряжения учащихся.

Технология опыта. Физическая активность учащихся в школе должна быть организованна при взаимодополняющем сочетании двух направлений:

  1. уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий);
  2. «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.

Основная ответственность за выполнение двигательной активности в школе ложится на урок физкультуры.

Важны все уроки, потому что на них обеспечивается формирование жизненно важных двигательных координаций.

К малым формам относятся: утренняя зарядка до учебных занятий, физкультминутки, физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях. Во внеурочной форме ребенок может удовлетворить до 40% суточной потребности в двигательной активности.

Формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности:

-ежедневная утренняя зарядка;

-урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);

-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

-спортивные соревнования и праздники;

-занятия в спортивных секциях и кружках;

-самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Активное вовлечение учащихся в процесс совершенствования собственной физической природы способствует решению многих задач моей статьи. Работа над проблемой развития двигательной активности требует подбора наиболее эффективных методов для решения задач на уроках физкультуры и во внеурочное время. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Основные методы обучения: словесный, наглядный, практический, фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, диагностика, тестирование.

На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности я применяю соревновательные отношения и самостоятельные занятия физическими упражнениями   как средства организации свободного времени и культурного досуга.

      В своей работе опираюсь на следующую систему принципов:

- Принцип посильности и индивидуальности

Подразумевает соответствие физических нагрузок возможностям человека, в связи с чем у каждого у каждого занимающегося  должна быть своя индивидуальная программа занятий

- Принцип оптимальных физических нагрузок

Необходим для получения тренировочного эффекта и повышения возможностей организма. Тренировка должна проходить в пределах возможности человека, но не приводить к переутомлению.

-  Принцип постепенности

Предполагает последовательное увеличение нагрузок как во время одной тренировки, так и от каждой предыдущей тренировки к последующей.

 -  Принцип систематичности и регулярности

Позволяет поддерживать и совершенствовать достигнутый уровень тренированности. Для повышения уровня здоровья следует заниматься не менее трех раз в неделю.

-  Принцип всесторонней направленности

Подразумевает включать в тренировку упражнений направленных на развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости и гибкости)

На основе требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую компетентностный, личностно - ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на основе индивидуализации и дифференциации обучения.

Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. Мною составлены комплексы физических упражнений для учащихся с учетом уровня их физического развития. Физические нагрузки дифференцирую по половому, психологическому и физиологическому признакам.

В настоящее время в школьной программе по физической культуре произошли значительные изменения. Введение в программу третьего часа физкультуры позволило ввести увеличить количество часов на все разделы учебной программы, что положительным образом отразилось на двигательный активности и укреплении здоровья учащихся.

Чтобы разнообразить уроки гимнастики, я стала проводить разминку под музыку и постепенно переходить к элементам ритмической гимнастики.

Анализируя свой опыт в развитии двигательной активности учащихся, я пришла к такому мнению: необходимо как можно раньше начинать активные занятия физической культурой и спортом. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. В этом возрасте начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. Чем раньше дети начинают заниматься, тем больше шансов достичь хороших результатов не только в определенных видах спорта, но и повысить свою общефизическую подготовку.

Таким образом, моя педагогическая концепция помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть общей цели – оптимизации двигательной активности, воспитания физически развитой личности, стремящейся к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».

В  современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по п...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их  физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка....

" Формирование УУД с помощью коллективных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности."

Формирование учебных действий направленно на освоение способов физического,духовного,интеллектуального саморазвития,эмоциональной самореализации..Любая игра включает ребёнка в систему общественных отн...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...