Зачем мы спим ночью? Как правильно отдыхать
проект по зож (3 класс)

Лебедева Татьяна Алексеевна

Исследовательский проект для третьего класса, внеклассное мероприятие в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lebedeva_t.a.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная   Ш К О Л А  №  2 7 7 Кировского  района   Санкт-Петербурга, 198215, пр. Ветеранов, д.14. тел/факс (812) 377-36-05, e-mail: Sc277@Kirov.spb.ru,                                   ИНН: 7805149292 КПП 780501001

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Зачем мы спим ночью? Как правильно отдыхать»

Тип проекта: Исследовательский проект.

Автор проекта:

Лебедева Татьяна Алексеевна

Класс 3

Воспитатель ГПД

Куратор проекта:

Кузьмин Георгий Сергеевич

Санкт-Петербург

2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ        3

Тема проекта        3

Обоснование актуальности выбранной темы        3

Тип проекта        3

Формулировка проблемы        3

Цель проекта        3

Задачи проекта        3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        4

Объект и предмет (для исследовательского проекта)        4

Гипотеза (для исследовательского проекта)        4

Анализ проблемы        4

Глоссарий проекта        4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        5

Планируемые сроки и затраты        5

Развернутый план работы        5

Итоговый продукт и ожидаемые результаты        6

Способ презентации продукта        6

ПРИЛОЖЕНИЯ        7

Рефлексия        7

Источники информации        7

Продукт в электронной форме        7


                                                   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Тема проекта

«Зачем мы спим ночью? Как правильно отдыхать»

Исследовательский проект, внеклассное мероприятие в ГПД.

Обоснование актуальности выбранной темы

На занятии в ГПД мы с ребятами обратили внимание на то, что если поздно лечь спать, то рано утром очень трудно вставать.

 Но все люди ложатся спать вечером в разное время и спят разное количество часов. Кто-то из нас еще спит и днём. От чего же это зависит? Почему мама нам постоянно говорит, что  уже пора спать, а мы ещё не хотим это делать. Потом утром нам тяжело проснуться. 

Нас заинтересовало, что же такое сон и что происходит с человеком во время сна? Может человеку и не обязательно вообще спать? Как это может повлиять на людей и на каждого из нас? Есть ли разница в самочувствии, если лечь позже и встать раньше?

Тип проекта

Исследовательский краткосрочный проект.

Формулировка проблемы

Необходимо определить значение сна и других видов отдыха для человека; сформулировать правила подготовки ко сну.

Чтобы понять, что такое сон, мы решили изучить и получить необходимую информацию о том,  когда и как стали изучать это явление, с чем история сна тесно связана, был ли сон всегда окутан таинственностью? Как может повлиять на нас и наши успехи недосыпание?

Цель проекта

Изучить значение сна в жизни человека.

Задачи проекта

1.Найти материалы про сон и просмотреть научные документальные фильмы.

2. Провести тестирование одноклассников.

3. Проанализировать полученные результаты.

4. Раскрыть для себя вопрос, что такое сон? Спать или не спать?

5. Узнать, что происходит с человеком во время сна.

6. Узнать сколько тратят на сон люди разного возраста, какие есть нормы и гигиена сна.

7. Узнать, как ты будешь себя чувствовать, если ляжешь поздно, а встанешь рано?

8. Провести исследование, как на мои способности влияет усталость и долгое состояние бодрствования.

9.Сделать выводы и получить ответы на вопросы, которые интересовали нас.

10. Составить буклет по правилам сна для одноклассников. Предоставить информацию о нашем проекте в параллельном классе.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объект и предмет (для исследовательского проекта)

Предметом нашего исследования стал сон.

Объектом - время необходимое для сна, чтоб человек мог хорошо себя чувствовать и успешно заниматься разными делами.

Гипотеза (для исследовательского проекта)

     Недосыпание оказывает плохое влияние на физическое, психологическое состояние человека.  Спать или не спать?

Анализ проблемы

Современные представления о сне начали появляться во второй половине ХХ века. После создания методики регистрации биоэлектрической активности головного мозга. Крупные открытия были сделаны в 1950 году Н. Клейтманом, У. Дементом и М. Жуве. 

В наше время люди ведут очень активный образ жизни, очень мало спят. Появилась молодая наука сомнология, изучающая механизмы сна. Сон интересен многим неврологам, психологам, антропологам, социологам. По инициативе Всемирной организации здравоохранения был учрежден «Всемирный день сна». В этот день по всему миру проводят конференции по проблемам сна, так как от этого зависит здоровье человека.                

Постоянный недостаток сна вызывает выработку гормона голода. Мозг начинает требовать еды побольше, да повкуснее. Что приводит к перееданию и набору лишнего веса. Конечно же, всё вышеперечисленное наносит урон по важным системам в нашем организме. Поэтому нам стало интересно, как на каждого из нас, наше поведение, нашу успешность может повлиять долго время пребывания без сна.

Элементы проблемного обучения и технологии сотрудничества (постановка проблемных вопросов и создание проблемной ситуации: «Зачем спать ночью?», «Как подготовится ко сну?») позволяет учащимся самостоятельно или с минимальной помощью взрослого, педагога осознать проектные вопросы и освоить знания. При поиске информации учащиеся работают как самостоятельно, с родителями, так и в команде, что позволяет формировать навыки совместной коллективной деятельности.

Глоссарий проекта

Быстрый сон – представляет собой уникальную фазу сна млекопитающих, характеризующуюся случайным движением глаз, низким мышечным тонусом по всему телу и способностью спящего видеть сны (http://lifebio.wiki/быстрый_сон#:~:text=Быстрый%20сон%20(REM-сон)%20представляет%20собой,и%20способностью%20спящего%20видеть%20сны);

Медленный сон - во время медленного сна организм восстанавливает свои энергозатраты (https://smartstress.ru/son/korotkij-medlennyj-son/);

Сомнология - раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека (https://ru.wikipedia.org/wiki/Сомнология);

Фаза сна - циклы, стадии и ритмы ночного отдыха (https://www.medargo.ru/news.php?id=58972)


                                                  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Планируемые сроки и затраты

Сроки реализации краткосрочного проекта – выходной день (воскресенье), будний день (понедельник).

Развернутый план работы

Провести небольшое анкетирование в каждой семье. Опросить родителей, бабушку, дедушку, брата или сестру о количестве времени, которое они тратят на сон.

Анкета

1. Есть ли трудности с засыпанием?

2. Смотрите ли вы перед сном телевизор?

3. Едите ли вы перед сном?

4. Ложитесь ли вы спать в одно и то же время?

5. Проветриваете ли вы комнату перед сном?

6. Просыпаетесь ли вы ночью?

7. Во сколько ты (вы) ложишься (тесь) спать?

8. Утром встаешь (те) отдохнувшим?

10. Во сколько часов ты просыпаешься?

11. Достаточно ли им этого времени, чтобы чувствовать себя бодрыми и выспавшимися?

Изучив результаты опроса, мы решили провести несколько исследований (тестов), чтоб проверить какое влияние на нашу моторику, память, внимание, скорость реакции оказывает долгое время, проведённое без сна.  Тесты проводили дважды, в выходной день (воскресенье), когда мы выспались, и в будний день (понедельник), когда надо рано вставать и идти в школу.

        Первую часть тестов  ребята проводили в выходной день - утром, когда только проснулись и чувствовали себя бодрыми, отдохнувшими и полными сил. В понедельник же проводили вторую часть исследования, уже ближе к концу дня  (в группе ГПД), когда мы уже устали.

        Тест 1 на моторику. Брали ракетку для настольного тенниса и шарик. Задача состояла в том, чтоб отбить как можно больше раз шарик от ракетки. Утром, в выходной день, у ребят получалось набивать шарик по 60 раз. К вечеру в ГПД показатели снижались. Они отбивали шарик всего 30-35 раз. Потому, что к вечеру мозгу уже было трудно скоординировать реакцию частей тела.

        Тест 2 на память. Ребятам было предложено 10 карточек, на которых были записаны 10 слов. Задача была запомнить как можно больше слов и через какой-то промежуток времени по памяти записать их на бумаге в течение минуты. Утром в выходной день у ребят получилось вспомнить 7-8 слов. К вечеру в ГПД они вспомнили и записали от 6 до 7 слов.

        Тест 3 на концентрацию внимания и память. Далее задача усложнилась. Необходимо было и сконцентрироваться и подключить память. Берем интересную книгу и читаем в ней 7 страниц на время. Потом взрослый задавал вопрос по прочитанному материалу, ребята должны были ответить подробно. Утром в выходной день это сделали достаточно быстро, прочитали в среднем по 7 страниц за 9 минут 42 секунд. Ответили легко на поставленный вопрос. К вечеру, в ГПД чтение книги стало утомительным процессом. В среднем ребята читали ее в течение 17 минут 32 секунд. Глаза слипались, ребята постоянно сбивались, теряли строчку, на которой читали. В итоге на вопрос по тексту отвечали размыто.

После полученных результатов тестов мы наглядно увидели и поняли, что конечно спать необходимо. По данным видно, что если мы будем постоянно ложиться спать поздно, спать недостаточно, вставать рано, то у нас будут проблемы с памятью, концентрацией внимания, скорость реакции будет низкой. Это может оказать пагубное влияние на физические, психологические возможности. Скорее всего, нам будет трудно показывать хорошие результаты в школе и это окажет влияние на нашу успеваемость и вообще на успешность в жизни.    

Итоговый продукт и ожидаемые результаты

Создать буклет по правилам сна для одноклассников.

Представить информацию о нашей работе по проекту в параллельном классе.

Способ презентации продукта

   Итоговый продукт – буклет, ребята презентовали в параллельном классе в виде презентации и наглядности. Предложили также пройти тесты у себя дома в своей семье. Рассказав о проблемах сна, ребята огласили полученные факты, что в результате проведённых нами исследований и прочитанному материалу мы поняли: наши гипотезы доказаны, и мы сделали следующие выводы:

  1. Сон – это не зря потраченное время. Это время, проведённое с пользой для организма, для нашего здоровья. Хороший сон с нормальной продолжительностью дает нам силы, бодрость, позволяет сконцентрироваться на работе в течение дня.
  2. Недосыпание оказывает плохое влияние на разные системы в нашем организме, на физическое и психическое состояние. Что в будущем может привести к большим проблемам.
  3. Для того, чтобы уметь рано просыпаться в хорошем настроении, чувствовать себя бодрым и счастливым при этом, необходимо соблюдать некоторые правила и гигиену сна.
  4. Своим близким, одноклассникам мы бы посоветовали пересмотреть свое отношение ко сну, обратить внимание на его важность. Еще раз получше обдумать время, затраченное на сон и, по возможности, ложиться спать во время и приблизиться к нормам. Тогда утро будет для всех нас добрым.  

Убедили ребят в необходимости и важности ежедневного соблюдения и выполнения режима сна и других видов отдыха.   


                                                         ПРИЛОЖЕНИЯ

Рефлексия

Проект опирается на личный опыт учащихся, их родителей  и умения, сформированные ранее.

Для достижения цели проекта использовались словесные методы совместно с мультимедийной презентацией, как одной из наиболее эффективных форм, работа в группах, как наиболее целесообразная с точки зрения психологического комфорта обучающихся. Такие  формы организации учебной деятельности существенно повышают мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивают работу всего класса, позволяют  обучающимся раскрыть свои способности. Выбранные методы и формы работы соответствовали задачам проекта, характеру и содержанию проектного материала, были адаптированы  к уровню знаний, умений и навыков учащихся согласно принципам личностно-ориентированного  подхода.

Здоровьесберегающая функция реализовывалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузкой на всех учащихся, а также тем, что при подготовке к проекту были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся: высокий интерес  к изучению предмета, недостаточно развитые общеучебные умения и навыки (низкий уровень представлений об окружающем мире, несформированность навыка чтения, низкий уровень развития речи), высокая мотивация, которая стимулировалась  правильно выбранной организацией проекта. Проект занял свое место в системе формирования коммуникативной компетентностей младших школьников.

Источники информации

  1. Гордеева В.В., Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5 – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.: «ВАКО», 2004. -152с.- (Мастерская учителя).
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010.
  4. Лукомская Н. Н. Зачем нужно спать. М: Русское слово, 2019
  5. Феоклистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград: Учитель, 2009. Цабинин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2012.
  6. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сон
  7. Про сон: https://lifehacker.ru/special/sleep/
  8. Интересные факты о сне: http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/n-nov1-2.htm

Продукт в электронной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем мы спим ночью?

Цель урока: – выяснить значение сна в жизни человека; – вспомнить правила подготовки ко сну; – познакомить с трудом людей, занятых ночью....

Зачем мы спим ночью? Урок ОМ в 1 классе "Школа России"

Разработка урока ОМ в 1 классе. Урок открытия новых знаний.Планируемые достижения учащихся:  усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно себя вести перед с...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Зачем мы спим ночью?"

План-конспект урока по окружающему миру....

Урок : Зачем мы спим? ("Сон в моей жизни") 1 класс УМК "Школа России")

На уроке  по теме: "Режим дня" большое внимание уделила понятию  сна.Урок разработан с целью  показать учащимся, какое значение играет сон  для сохранения здоровья, и как влияет со...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"

Урок содержит интересный и познавательный материал о сне....