ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья по зож

Сычёва Татьяна Евгеньевна

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далёких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Денисовская средняя школа» Ясногорского района Тульской области

(МОУ «Денисовская СШ»)

«ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Выполнила

учитель начальных классов

Сычёва Татьяна Евгеньевна

2021г.

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далёких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы. (Слайд 2)

Если проанализировать разные подходы к понятию «безопасный образ жизни», то наиболее приемлемым является следующий: безопасный образ жизни - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сфере различных деятельностей, отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья, способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности. (Слайд 3)

Выполнение учителем задачи по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагает формирование и развитие у младшего школьника безопасного образа жизни и воспитание ценностного отношения к здоровью.

Эффективная работа по формированию и развитию безопасного образа жизни должна предполагать следующие условия: учитель на уроках «Окружающего мира», во внеурочной деятельности, секциях, кружках, внеклассных мероприятиях должен формировать правильный образ жизни у детей, как ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни.

Безопасный образ жизни является неотъемлемой частью развития общей культуры младшего школьника. Для его формирования следует использовать творческие, разноуровневые задания, опыты и лабораторные работы, наглядный материал, информационные технологии и т.д.; применение личностно–ориентированного подхода на каждом уроке, занятии. (Слайд 4)

Основной путь формирования безопасного образа жизни школьников состоит в обоснованном преобразовании урока «Окружающего мира» таким образом, чтобы в процессе преподавания учебного раздела акцентировать внимание младших школьников на накоплении знаний о здоровье и условиях его сохранения;

 в практической деятельности сформировать умения и навыки ведения безопасного образа жизни;

воспитать ценностное отношение к своему здоровью;

 создать оптимальные условия для развития разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, ориентированной на безопасный образ жизни. (Слайд 5)

 Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6,5-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 9-11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды. (Слайд 6)

Общеизвестно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление и зрительный контроль. В связи с этим в учебных изданиях для начальной школы иллюстративный материал играет немаловажную роль.

Тем не менее одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения недостаточно. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе. (Слайд 7)

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия. Учить детей всему этому нужно на занятиях, внеурочной деятельности, минутках безопасности, посвящённым основам безопасности жизнедеятельности, максимально используя учебный материал. (Слайд 8)

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок, практических заданий.

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие - создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.

В качестве основных форм и методов по формированию безопасного поведения младших школьников выбраны игровые формы обучения, поскольку игра – основной вид деятельности всех детей.

Игровые методы и приёмы должны использоваться на каждом занятии, но и нельзя обойтись без словесного метода, так как детям объясняется суть задания, даются методические рекомендации. Важным является практический метод. Дети с самого рождения познают мир с помощью практических действий. Естественно, в игре они так же должны совершать определённые действия, выполнять какую-то роль. Одним из примеров игр могут стать:

- Игра 1 «Большое и маленькое «Нет!» (по мотивам сказки Гизелы Браун). (научись говорить «нет»);

- Игра 2 «Незнакомец». (Если данная игра проводится с детьми младшего школьного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

• что-то поднести до квартиры;

• что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

• что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с

таким-то номером и т.д.);

-  Игра 3. «Один дома». (Детям младшего школьного возраста нужно объяснить, что им не следует вообще подходить к двери и отзываться незнакомцам. Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже знакомым людям. Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: «Мама сейчас занята и не может подойти»);

-  Игра 4. «Телефонный звонок». (В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для этого следует научить детей задавать вопросы: «Извините, кто вам нужен?», «Кого вам позвать?» Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой номер вы набрали?»).

И многие другие игры, помогающие отработать безопасные моменты для жизни ребенка:  Игра «Подкуп» (Правило: Ничего не брать у незнакомца!), Игра «Машина». Следующее правило: Не садиться в машину!, Правило: привлекать внимание людей), Игра  «Если потерялся». Важно, чтобы ребёнок понял, что он сам должен обращаться за помощью, уметь смело называть себя, свой адрес, телефон. Ребёнку необходимо знать следующие правила: обязательно ждать родителей в безопасном месте. В людных местах - не отходить от родителей или других взрослых на расстояние больше вытянутой руки. Игра «Защита». Отработка навыка спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и быть решительным. Игра «Дорога домой». Правило: идти домой знакомой и безопасной дорогой! Игра «Вымогательство». Правило: физическое благополучие - это самое важное, а собственность - дело наживное!

Игра 11. «Опасность».  Слайд 9

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но лучше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстремальной ситуации. Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

Телефоны служб:

01 – пожарная

02 – полиция

03 - скорая помощь

04 - аварийная газа

112 –экстренный вызов

Мой телефон:

Мой адрес:

Телефон мамы:

Телефон папы:

Телефоны соседей:

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения уроков и занятий  в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так, как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу  физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием  первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

 Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового и безопасного  образа жизни, ставлю следующие задачи:

- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.

Классные часы проводятся по следующим направлениям:

здоровье и здоровый образ жизни;

- режим дня, учебы и отдыха;

- основы правильного питания;

- личная гигиена;

- значение физкультуры и закаливания;

- вредные привычки;

-чувства и эмоции человека;

- нравственное и половое воспитание;

- безопасность в доме, на улице, на дорогах;

- детский травматизм;

- профилактика заболеваний.
(Слайд 10)

Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового и безопасного образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивные конкурсы, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.

Особое внимание уделяется активизации потенциала физической культуры не только в урочной, но и во внеурочной деятельности – через систему секционных, кружковых занятий, общеоздоравливающих занятий кружка «Родничок», «Люби и знай свой отчий край», на которых дети знакомятся с окружающим миром, предостерегающими нас опасностями  и путями их решения.

Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствует о том, что необходимо более углублённо работать по проблеме обучения воспитанников правилам дорожного движения (ПДД). Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. (Слайд 11)

Работа кружка «Безопасное колесо» проводится по разработанной программе в соответствии с расписанием занятий кружка. На занятиях изучается история дорожного движения, правила дорожного движения, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Занятия имеют теоретическую и практическую направленность. С удовольствием ребята решают тесты на компьютере по ПДД, рисуют дорожные знаки, участвуют в занимательных дистанционных онлайн-конкурсах и викторинах по безопасности движения. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядных пособий, снаряжений (велосипед), наглядных материалов на основе отработки умений и навыков самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Правил дорожного движения». Большой популярностью пользуется агитбригада отряда ЮИД школы.  (Слайд 12)

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника, напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда.  Большое влияние на здоровье учащихся оказывает психологический климат в классе. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе необходимо формирование совместимости участников учебно-воспитательного процесса: учитель – ученик, ученик – ученик.

Работа по формированию здорового и безопасного  образа жизни даёт хорошие  результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. (Слайд 13)

Основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье. (Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»...

«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе,  позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младш...