Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР
учебно-методический материал по зож (1 класс)

Алексеева Эльвира Ильинична

Доклад на тему "Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР"

Выступление на Педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР.

Особое значение имеет влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с общим нарушением речи

 В статье представлен опыт организации работы с детьми младшего школьного возраста, через развитие двигательной активности детей с ОНР направленные на коррекцию общей моторики детей.                                  

ключевые слова: двигательная активность, осанка, упражнения, игровая деятельность,  движения при участии речи, подвижные игры, танцы.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается  его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как  двигательной, так и сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей с ОНР. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно – волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно – поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть). При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленных двигательных действий.  

В младшем школьном периоде дети с ОНР обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания,, зрительного и слухового восприятия. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Отмечаются также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также  отклонения в развитии движений пальцев рук, так как  движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.   Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на коррекцию их первичных и вторичных недостатков. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Однако и сама игровая деятельность изначально требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных навыков, способности к определённым волевым усилиям, которые у детей с недостатками речи зачастую оказываются нарушенными. Игровая деятельность детей с выраженными нарушениями речи сформулирована на довольно низком уровне. Для реализации, необходимо было решить следующие задачи: на основе анализа литературы по проблеме раскрыть понятие об игре и игровой деятельности; рассмотреть особенности игровой деятельности младшего школьного возраста и характер её влияние на их психическое развитие; на основе изучения данных отечественных дефектологов описать некоторые особенности игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; охарактеризовать особенности экспериментальной выборки и методики психологического исследования; на основе анализа результатов диагностики выделить основные особенности игровой деятельности детей с ОНР; разработать комплекс игровых упражнений, направленных на совершенствование игровой деятельности детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. В СКОШИ – V вида я работаю 8 лет воспитателем. В  данный момент работаю на 4 классе и в своей работе  использую авторскую программу «Движение - это жизнь».

В авторскую программу включила раздел: Подвижные игры в помещении и на прогулке.

Особенно благотворное влияние на здоровье и физическое развитие детей с ОНР оказывают подвижные игры. Они способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости, меткости, координации движений. Подвижные игры поддерживают у детей веселое, жизнерадостное настроение, способствует умственному развитию ( сообразительности, находчивости), формированию таких черт характера, как активность, решительность, настойчивость, воспитывают нравственные качества ( честность, товарищество), вызывают приятные эмоции. Это тем более важно, что эмоции имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребенка. В подвижных играх дети приучаются действовать по сигналу, подчиняться правилам игры, что способствует воспитанию внимания, выдержки, дисциплинированности. При организации и проведении подвижных игр желательно учитывать, что в создании двигательного стереотипа принимают участие все анализаторы коры головного мозга: зрительный, слуховой, мышечный и т. д., взаимно подкрепляя вырабатывающиеся двигательные рефлексы и их последовательность, но главную роль в этом возрасте играет вторая сигнальная система. Поэтому важно тщательно продумывать словесный материал к той или иной игре, по мере необходимости использовать показ. Объяснять игры надо четко и кратко.

   Для организации педагогического процесса можно выделить задачи по развитию двигательной активности, подвижным играм и совершенствованию здоровья детей с ОНР.

 Задачи: - Формировать у детей потребность в разных видах двигательной активности. –Развивать у детей координацию движений, ловкость, выносливость,  двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.

-Тренировать у детей сердечно - сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.

-Воспитывать у детей такие качества, как дисциплинированность, вызывать у них положительный и эмоциональный настрой.

Коррекционная работа: Развивать во время игры память, внимание, речь,  мелкую моторику  кистей пальцев,  формировать правильную осанку.

 Для эффективной работы с детьми ОНР, реализовываю авторскую программу «Движение - это жизнь», где применяю цикличность занятий по подвижным играм в рамках здоровьесберегательной технологии в образовательном процессе. Благодаря разнообразным методам, приемам и формам занятий в 2015 – 2016 г. прослеживается положительная динамика у детей младшего школьного возраста, т.к. уровень учащихся повысился на 18 баллов. В феврале 2012 г. состоялась моя  Презентация по публикации  методического  пособия «Воспитательная ценность подвижных игр», в данном пособии дано описание  ряда упражнений и игр для детей младшего школьного возраста.   

Комплекс обще - развивающих упражнений

Подвижные игры

 Подвижные игры используемые в работе с детьми  ОНР можно разделить на три условные категории: 1.способствующие развитию фонематического восприятия: 2. направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи: 3.для активации словарного запаса. Например, проводя игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, воспитатель сможет решить её задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твёрдости и мягкости. В играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнёздышках» педагог закрепляет умение детей делить слова на слоги. В игре «Волшебный колокольчик» цель: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки. Особое место занимают сюжетные игры в 1 и 2 классах. В этих играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, чтобы успеть занять место в « ракете» в игре « Космонавты», надо бежать как можно быстрее, а чтобы увернуться от  «волка» и убежать от него в игре « Заяц без логова», нужно проявить ловкость. Дети,  увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом и притом много раз различные движения, не замечая усталости. А это в конечном счете способствует развитию выносливости. В занятиях с детьми 3 - 4 классов содержание игр усложняется. Подбирая игры, стремлюсь к тому, чтобы сюжет постепенно уступал место двигательной активности « Охотники и утки»   «Турецкие салки», « Китайские салки» « Юрта». Таким образом, успешное проведение игр зависит от возраста и подготовленности участников. Игры со стихотворным текстом особенно интересны учащимся 2 и 3 классов (« Мы – веселые ребята», « Два мороза» ). Рифмованный текст задает ритм движению. Вместе с тем время, выделенное на произнесение слов, является отдыхом после интенсивной работы.

 -подвижные игры в помещении и на прогулке (закаливание, обучение через игру). Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда. Это – активный отдых, который наполняет новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения и огромных перегрузок, в младшем школьном возрасте. Я считаю, главное, чтобы дети чувствовали интерес к происходящему и получали удовольствие от процесса игры. Выбор подвижных игр, проводимых на воздухе, очень большой: « Не наступи на снежный ком», « Эстафета на санках»,  «Эстафета на одной  лыже», «Черепахи», « Лодочка» «  «Гигантские шаги», « Бой петухов», « Выжигало», « Лапта», « Футболисты»,  «Ловишки в кругу», « Салки – дай руку»,  « Кенгуру», «Ловцы», «Удочка командная»,  группа подвижных игр направлена на воспитание основных физических качеств, технико–тактических навыков. Подвижные игры в помещении:  «Стрелок», «Лягушки и цапля», «С кочки на кочку». Например, игра «Посадка картофеля» развивает быстроту и ловкость, «Кто начнет первым вызов номеров» способствует развитию быстроты.

 «Ритмическая эстафета», «Мы веселые ребята» развивает координацию движения, выносливость. «Бери ленту», «Ловля бабочек», «Запрещенные движения», «Быстро по местам», группа подвижных игр направлена на воспитание основных физических качеств, технико–тактических навыков.

 Подвижные игры, соединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы. В школе – интернате для детей с нарушениями речи функционирует: Музыкальный зал с интерактивным оборудованием, на занятиях используется ноутбук, музыкальный центр. Имеются  различные игровые атрибуты кегли, мячи, шары, бубен, обручи, колокольчики,  гимнастические палки , скакалки, санки, лыжи, цветные ленты т. д.      

 Игра является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе, в ее программе предусматривается решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подвижные игры способствуют развитию внимания, восприятия, образного мышления, обладают высокой психоэмоциональностью, сюжетностью, ролевой основой и многообразием игровых ситуаций, которые определяют и регулируют поведение детей, ,

Ожидаемые результаты

Целенаправленная работа по всем видам деятельности, в котором участвуют школьники во внеурочное время поможет им:

- формированию  основ здорового образа жизни;

- формированию умений рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями  своего организма;                            

- развитию двигательной активности, пространственной ориентировки, координации движений детей с ТНР;

- развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- коррекции осанки, дыхания;

   Авторская программа « Движение – это жизнь»  реализуется через разнообразные виды деятельности. В школе – интернате с детьми  ОНР с 2009г. провожу танцевальные занятия.

  хореографический кружок «Мир танца».

На занятиях танцевального кружка дети учатся отрабатывать элементы народного, эстрадного танца, выполняют обще-развивающие и корригирующие  упражнения, характерные движения танца, учат танцы народов мира. Вырабатывают умение начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой, воспринимать и чувствовать танец и музыку. Дети учатся ориентироваться в пространстве и синхронно двигаться вместе с другими детьми. У воспитанников прививается устойчивый интерес к танцевальным занятиям.

 Задача:  

- Формирование танцевальной культуры учащихся;

- Развитие танцевальных способностей учащихся, чувства ритма, музыки;

- Развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание  танцевального и                                               эстетического  вкуса у учащихся.

   Коррекционная работа: Формирование правильной осанки.

Организация процесса:

 (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость группы).

Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая, возраст детей 7-10 лет, наполняемость группы- 15 человек.

Форма проведения.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

Традиционные, практические занятия: праздники, конкурсы, беседы.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- Словесный (устное изложение, показ танцевальных элементов)

- Наглядный (показ видео - материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение педагогом)

- Практический ( разучивание элементов танца)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- Объяснительно-наглядный, дети воспринимают и усваивают наглядно

- Репродуктивный, учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-Индивидуальный, индивидуальное выполнение танцевальных элементов.

- Фронтальный, одновременная работа со всеми учащимися.

Ожидаемые  результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

-Научатся выразительности движений и ловкости

-Будут знать основные понятия (позиции рук, ног)

-Развивают внимание, память, чувство ритма, танцевальный вкус, танцевальные способности учащихся, развивают мышечно- двигательный аппарат, дыхательную и сердечно- сосудистую систему.

-Повышают трудолюбие, закаливание воли и характера.

-Улучшают осанку, повышают жизненный тонус.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:

- формировать умение планировать свои действия.

-контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания, танцевальные движения.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать сообща, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формировать навыки самооценки.

По календарно – тематическому плану воспитанники  кружка выучили и выступили с танцами вальс « С днем учителя милые дамы», хоровод « Осенние узоры», « Листопад», танец по ППБ « Берегите природу», « Зонтики», « Бабочки», «Бурятский ехор», « Испанское трио».

Хореографический кружок «Мир танца»

 На занятиях хореографического кружка  у учащихся развивается музыкальный слух, формируется правильная осанка, дети получают большую пользу для здоровья и развития личности.  Результатом является выступление воспитанников на школьных утренниках, праздниках, участие детей в  республиканских и городских фестивалях детского творчества, о чём свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты I , II и   III степени.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребёнка.

Используемая литература:

1.Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение  [Текст] /– М. Просвещение 2007г.

2.Герасимова О.В. Бочкарёва Т.А. Нарушение темпо - ритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст] / Сборник научных трудов преподавателей коррекционной педагогики и спец.психологии ПИ СГУ. Выпуск 1 – Саратов. слово, 2002.

3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционная воспитательная работа вне занятий в группе школьников с общим недоразвитием речи  [Текст] / Дефектология.2005г.№1.

4. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приёмов в коррекции младших школьников  [Текст] / Дефектология.2006.№2.

5. Филичёва Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста [Текст] / Практическое пособие. М. Айрис – пресс, 2004.

6. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии . СПб: Питер, Обруч,2007, №6.

7.Глухов В.П. Использование игровых приёмов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст] /  Дефектология. 2003г.№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной активности на здоровье школьников

Цель: оценить разные варианты организации двигательной активности младших школьников и разработать гигиенические рекомендации по оптимизации двигательного режима учащихся начальных классов....

статья "Двигательная активность - источник здоровья детей"

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние ...

ПАМЯТКА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ПРОФИЛАКТИКА ФИЗИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК»

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие акт...

Методическая разработка "Влияние плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста"

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического...

Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Влияние двигательной активности на здоровье человека" в 3 классе.

Представлен сценарий интегрированного занятия по внеурочной деятельности "Я за здоровый образ жизни" и "Юный исследователь" в 3 классе по теме "Влияние двигательной активности...