Влияние двигательной активности на здоровье школьников
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_dvigatelnoy_aktivnosti_na_zdorove_shkolnika.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние двигательной активности на здоровье школьников
Малышева Елена Витальевна
Воспитатель ГБОУ школа №359
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Обзор литературы по двигательной активности младших школьников
1.1 Двигательная активность и её влияние на развитие функциональных возможностей организма и формирования здоровья младших школьников
1.2 Исследования физического здоровья детей и формы физического воспитания
Глава 2. Характеристика двигательной активности современных младших
школьников
2.1 Двигательная активность в режиме дня младших школьников в современных условиях их обучения и воспитания
2.2 Особенности организации двигательной активности учащихся начальных классов
Заключение
Список литературы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В результате многочисленных исследований выявлено, что среди детей дошкольного и школьного возраста практически здоровы около 14-15%. Около 60% детей имеют высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, а их иммунная система работает в режиме перенапряжения.
Младшие школьники испытывают огромное умственное напряжение, вызванное потоком информации в отдельных случаях переходящее в нервное истощение и переутомление, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности на учебных занятиях. Таким образом, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники испытывают потребность в двигательной активности. Формы активного отдыха, рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей удовлетворяют их потребности в двигательной активности, что является основным источником полноценного развития детского организма.
Известно, недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11%. А максимально (при большей моторной плотности) 40% необходимого объема движений. Это говорит о том, что два урока физической культуры компенсирует только 11% движений от нормы. Даже ежедневные уроки не способны ликвидировать дефицит движений.
Известно, что потребность детей школьного возраста двигаться на 18-22% в сутки удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. К таким относятся движения рук, ног. Повороты туловища, головы, движения рукМалышева Е. В. во время письма, труда, рисования, выход к доске и т.д. однако спонтанно созданные движения на уроках не могут полностью удовлетворить движения учащихся.
В дни, когда по расписанию проводится урок физкультуры, дефицит двигательной активности составляет 40%, а в дни когда их нет, увеличивается до 80%. Исходя из данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов, а недельный не менее 14 часов.Малышева Е. В.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Огромную роль здесь играют все виды спортивной работы в режиме школ. Они являются основными поставщиками необходимых ребенку движений. Поэтому с первых дней нужно учить школьников строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказывается на растущем организме ребенка.
Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитогоМалышева Е. В. ребенка с плохой осанкой, то также безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложиться спать. А значит и не досыпает. Отсутствие занятий физической культурой, физическими упражнениями и спортом отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и психоневрологическом статусе ребенка.
Твердый распорядок предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры и развлечения, и занятия спортом. Разнообразия движений необходимы для роста и жизнедеятельности ребенка. О том, что движение способствует здоровью, люди знали еще давно. Мы часто слышим разговоры о гиподинамии, т. е. о снижении физической активности, недостаточной физической нагрузки. Семилетний ребенок проводит 3-4 часа за партой в школе, потом 1-1,5 часа готовит уроки дома и столько же просиживает у телевизора. В старших классах неумение правильно расходовать время, его и вовсе не остается на то, чтобы побегать, погулять, подвигаться. А без движения, без полноценного отдыха на воздухе нет, как правило, и полноценного развития.
Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам.
И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка.
Оказывая неспецифическое действие, мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Ограничение двигательной деятельности у детей ведет к тому, что недостаточно развивается один из видов памяти -двигательная. Потеря в движениях - это потеря в знаниях, умениях.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.
“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое , я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Ежедневная потребность в движении составляет минимум 200, в среднем 840-1320, максимум 9000 движений в час. Следовательно, двигательный режим должен позволить учащимся ежечасно двигаться, то есть реализоваться в «малых формах» физического воспитания (утренней гимнастике, гимнастике до уроков, физкультминутках во время занятий, подвижных играх на переменах, специальных оздоровительных комплексах, в том числе реализации физкульт. рецепта, предложенного врачом). Врач корректирует двигательный режим пациента. Если ежечасная потребность в движениях не удовлетворяется, то учащиеся (дети) проявляют движения самостоятельно. Например, во время урока (письма, математики и др.) переступают ногами, «бегают» под партой, совершая при этом до 30 движений в минуту, а в целом за урок до 630 движений ногами.
Таблица 1. Реализация суточной двигательной активности в различных формах физической культуры.
Формы физической культуры | Реализация суточной двигательной активности, % | ||
среднее | минимум | максимум | |
Утренняя гимнастика | 4,5 | 3,0 | 6,0 |
Гимнастика до уроков | 5,0 | 3,0 | 7,0 |
Физкультминутка на уроке | 2,0 | 0,5 | 3,5 |
Обычная перемена | 4,5 | 1,0 | 8,0 |
Подвижная перемена | 17,5 | 10,0 | 25,0 |
Урок физкультуры: | |||
- игровой (бейсбол, волейбол, футбол) | 27,0 | 3,2 | 50,0 |
Прогулки с подвижными играми | 40,0 | 30,0 | 50,0 |
Оздоровительные комплексы упражнений | 6,0 | 2,0 | 10,0 |
Из таблицы 1 видно, что ежедневно используемые малые формы физической культуры обеспечивают реализацию около 40% суточной двигательной активности. Для полного удовлетворения потребности в движениях нужна еще хотя бы одна из форм, например, прогулка с подвижными играми, уроМалышева Е. В.к физкультуры или занятие в секции. Вместе с тем, ежедневный урок физкультуры, как ошибочно предлагают некоторые учителя, посилен только для двигательно-одаренных школьников, составляющих 5-10% и здоровых учащихся, доля которых менее 15%. Для учащихся с теми или иными отклонениями здоровья, а их большинство, необходима оздоровительная физическая культура и три недельных урока (занятия) физкультурой.
Многочисленными исследованиями учёных доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребёнка падает во много раз. В результате у детей снижается жизненный тонус,быстрее наступает утомление.
Уроки физического воспитания не могут полностью компенсировать дефицит движений.
Из множества проблем в настоящее время выделяется комплекс вопросов, связанных с влиянием на организм детей различных режимов двигательной активности, новых образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий обучения.
Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.
Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и способствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановлениМалышева Е. В.е умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.
Подвижные игры на переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 3 мин до начала следующего урока.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта.
Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых — способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Дни здоровья и спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, прыгуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Малышева Е. В.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Знание закономерностей динамики работоспособности школьников позволяет рационально построить урок, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы.
У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается на последних уроках.
Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?
1) Рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80% (это время ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)
2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7 (письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)
3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой ступени 5 минут
4) Число Малышева Е. В.видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный, аудиовизуальный)
5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2
6) Чередование позы ученика
Таблица 3. Оптимальное распределение нагрузки во время урока:
Часть урока | Время | Нагрузка | Деятельность |
1 этап ВрабатыМалышева Е. В.вание | 5 минут | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2 этап Максимальная работоспособность | 20-25 минут | Максимальная Снижение работоспособности с 15(20) минуты | Продуктивная, творческая. Изучение нового материала |
3 этап Конечный порыв | 10-15 минут | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная Отработка узловых моментов пройденного |
Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5 минут любого урока идет привыкание к учителю, предмету. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе. После этого на несколько минут наступает переутомление, если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспосоМалышева Е. В.бность заметно падает, и еще больше снижается интерес к происходящему в классе .
Я в своей практике использую музыку на разных этапах урока, как средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса. Мы проводим музыкальные физминутки, просто слушаем музыку (релаксация) во время творческой работы, когда делаем гимнастику для глаз. Учебная деятельность становится более продуктивной, дети спокойны, доброжелательны. Можно также регулировать темп физминуток-замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок.
Игры на переменах относятся к физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня.
Подвижные игры на переменах решают задачу активного отдыха детей после урока, способствуют снижению утомления, наблюдавшегося к концу урока, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих учебных занятиях.
Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и Малышева Е. В.не всегда умеют организовать своё свободное время(таких ребят 49%).
Наблюдения показали некоторую закономерность:
- после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;
- после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;
- к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.
В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приёмы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с Малышева Е. В.током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.
Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.
Всегда надо помнить, что физическая активность человека как основной элемент его физической культуры, формируется главным образом именно в младшем возрасте – ключевом периоде для развития моторики, а развитие моторики обуславливает доступность многих движений, а значит и более полное и гармоничное обеспечение организма резервными возможностями.
Именно в этом возрасте нужны ежедневные занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений и профилактику таких заболеваний, как близорукость, дефекты осанки и плоскостопия, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызванных мышечной гипотонией и т.п. Поэтому к обычным урокам физкультуры необходимо добавить «уроки здоровья»
Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья, знания и умения использования оздоравливающих процедур, а главное-без осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Одной из задач российской педагогики, а также широкой общественности является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья детей, которая должна стать национальной идеей и объединить все слои общества.
Правильно построить физическое воспитание ребёнка или контролировать его здоровье, исходя из наблюдения за особенностями его двигательной активности, можно только проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в движение человека. Если мы поймём почему ребёнок стремится бегать, прыгать, лазать и что чувствует, если мы не даём реализовать эту потребность, то сможем определить приоритеты образования в ГОУ, а процесс формирования здоровья сделать для ребёнка радостным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2001-№6-с.48-52.
2.Алифанова Л.А. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие щкольников // Педиатрия. 2002.-№6-с.37-41.
3. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А.// Школа здоровья.-М. 1994 г. № 1 с. 17.
4. Антропова М. В., Манке Г.Г.,Бородкина Г.В. И др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации.-1997. №3
5. Анисимов Н.В, Карашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М. ТЦ Сфера, 2002.
6.Антропова М.В., Безруких М.М., Бетелиева Т.Г. Нормирование учебной нагрузки школьников. М.-1998.
7. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова О.М. И др. Проблемы здоровья детей и их физического резвития // Гигиена и санитария. 1999.№1-с.
8. Бальсевич В. К. «Здоровье в движении» М. «Советский спорт» 1988г.
9. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах(руководство для врачей). М. Издательский Дом «Династия».-2004.-с.168.
10.Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях.
Малышева Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние комнатных растений на здоровье школьника
С данным материалом (Представлен с красочной презентацией) считаю,полезено ознакомиться как педагогам, школьникам, так и родителям. Цель моего материала, познакомить, вас, уважаемые коллеги...
Проектная работа на курсах повышения квалификации "Влияние вредных привычек на здоровье школьников"
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большого количества людей страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; ...
Влияние комнатных растений на здоровье школьников
Исследовательская работа выполнена на конкурс исследовательских работ "Воспитываем таланты"....
статья "Двигательная активность - источник здоровья детей"
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние ...
Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".
Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...
Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР
Доклад на тему "Особенности влияния двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР"Выступление на Педсовете...
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Влияние двигательной активности на здоровье человека" в 3 классе.
Представлен сценарий интегрированного занятия по внеурочной деятельности "Я за здоровый образ жизни" и "Юный исследователь" в 3 классе по теме "Влияние двигательной активности...