Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни
статья по зож (2 класс)

Морева Валентина Юрьевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

Морева В.Ю.

МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

учитель начальных классов

Всем хочется быть здоровым и счастливым и видеть такими своих детей. Как жить владу с самим собой, окружающим миром, людьми? Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50%, А изменить свой образ жизни, как известно, наиболее трудно.

Нести ответственность за своё здоровье нужно учить с детских лет. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни я работаю не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий в себя уроки   окружающего мира. Важно, чтобы дети не просто получали теоретические знания, но и умели их использовать практически.

Конечно, главная задача этой работы: сохранение здоровья младшего школьника.

Цели же её такие:

  1. Повышение уровня учебной активности, создание оптимального баланса психических процессов;
  2. Общее оздоровление и улучшение самочувствия;
  3. Восстановление эмоционально – положительного состояния учеников.

В своей работе я могу выделить несколько направлений:

  • работа над физическим здоровьем
  • профилактика простудных заболеваний
  • работа над нравственным и психологическим здоровьем детей
  • внеклассные мероприятия и работа с родителями.

Первое направление: Работа с родителями и внеурочная деятельность.

- Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

-Посещение учащимися спортивных кружков и секций.

- Лектории для родителей: “ Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать, они поступают, как поступаем мы сами. Мы должны быть примером для своих детей и жить такой жизнью, какой хотели бы для своих детей” - Луиза Хей

- Режим дня школьника.

- Что нужно знать о навыках письма?

- Садимся за уроки.

- Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

- Воспитание гигиенической культуры детей.

- Роль положительных эмоций в процессе обучения и воспитания.

- Воспитание сознательной дисциплины.

Второе направление: Работа над нравственным и нервно-психическим здоровьем детей.

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, особенности темперамента и динамики работоспособности учащихся.
  2. Формирование позитивного мышления: (положительные установки и оценки деятельности учащихся).
  3. Классные часы:
    - В гостях у Мойдодыра.
    - Путешествие по стране здоровячков.
    - Почему мы болеем и теряем своё здоровье?
    - Как быть здоровым?
    - Зачем нужны нам витамины?
  4. Создание благоприятного психологического фона на уроке.
  5. Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  6. Создание условий для самовыражения учащихся.
  7. Использование разнообразных видов деятельности.
  8. Предупреждение гиподинамии.

Что я делаю конкретно:

Ориентируюсь на личность ребёнка – т.е. стараюсь создать комфортные условия для развития природных возможностей и задатков.

Использую педагогику сотрудничества – т.е. стараюсь стать не только наставником, но и другом для ребят, конечно же, без всякого панибратства.

Проявляю гуманность по отношению к детям, т.е. такие качества как любовь, оптимистическую веру в них, терпимость к детским недостаткам и ошибкам. Приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений (всегда учу детей, что они могут и должны высказывать своё мнение, конечно же, в очень корректной форме, признаю право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения).

Всё это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и, следовательно, повышает уровень нервно- психического здоровья. Приводит к улучшению психологической обстановки в классе, повышению мотивации к учебной деятельности и, как следствие, к приросту учебных достижений.

Третье направление, наверное, самое главное. Работа над физическим здоровьем:

- Смена видов деятельности на уроке; проведение физминуток, направленных на расслабление тех мышц ребёнка, которые испытывали на уроке наибольшее напряжение.

- В 1 Кл. – Разучивание комплексов общеразвивающих упражнений, физминуток, гимнастики для глаз, для пальцев рук.

- Во 2 Кл. – Упражнения для релаксации.  

- В 3 Кл. – Обучение точечному массажу.  

-В 4 Кл. – Самоконтроль за утомляемостью и снятие напряжения.  

Как я работаю в этом направлении:

Перед началом уроков мы с ребятами ежедневно делаем зарядку. В неё входят упражнения: на развитие динамики шейного и поясничного отдела, разминка конечностей, потягивания, дыхательные упражнения.

В течение уроков я провожу двигательную релаксацию. С целью:

  • предупредить нарушение осанки;
  • снять напряжение с позвоночника и мышц спины;
  • восстановить эмоционально- положительный настрой.

Что делаю конкретно:

А) Слежу за соблюдением правильной осанки, и чередую позы в течение урока.

Б) Для предупреждения преждевременного утомления на уроке и снятия мышечного статического напряжения провожу физминутки, в состав которых включаю упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую нагрузку.

В) Упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз:

“ Палец движется” - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

“ Зоркие глазки” - рисуем 6 кругов глазами по часовой стрелке, а затем 6 кругов против часовой стрелки.

“ Стрельба глазами” - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.

“ Письмо носом” - закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.

Г) Упражнения. направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Я использую различные упражнения. Например.:

1) “Задуй свечу” - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].

2) “ Озорные щёчки” - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.

3) “Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

Д) Пальчиковая гимнастика.

Её несомненные плюсы в том, что она не только улучшает грамотность детей, путём развития межполушарных связей, но и стимулирует развитие речи, т.к. все упражнения делаются под стихи, что активизирует цент речи.

Е) Ну и, конечно же, точечный самомассаж, он улучшает работу всего организма в целом и отдельных его органов.

Ж) Мозговая гимнастика.

Улучшает мозговую деятельность. Такие упражнения, как “ Качания головой” (упражнение стимулирует мозговые процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (30 сек.)

“ Ленивые восьмёрки” (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) – по 3 раза каждой рукой, а затем вместе

“Шапка для размышления” (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надеть шапку, т.е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

“ Моргания” - моргать на каждый вдох и выдох.

“ Вижу палец” - палец перед носом на рассмотрении 25-30 см, смотреть по 5 сек. двумя глазами, потом левый глаз прикрыть ладонью и смотреть 5 сек. правым, затем двумя глазами, затем левым – 4-6 раз.

В заключении хочу сказать:

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.

Литература

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001
  2. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка.
  3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.  
  4. Холодова. О. Юным умникам и умницам.
  5. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

М етодическая тема по самообразованию. "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов."...

"Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов"

ull;В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,...

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национа...