Методическая разработка внеурочного занятия «Питание и здоровье»
методическая разработка по зож (3 класс)

Внеурочное занятие разработано для 3-4 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_i_zdorove_1.pptx2.34 МБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_pitanie_i_zdorove_1.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ Галиуллина А.Ф. МБОУ Школа №141

Слайд 2

1 2

Слайд 3

1 2

Слайд 4

2021 1995 1 8

Слайд 5

ЗОЖ 2 2

Слайд 6

1 1 Неправильное питание

Слайд 7

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Слайд 8

Пища дает человеку Энергию Силу Развитие Здоровье Здоровье человека на 70% зависит от питания.

Слайд 9

Продукты, которые приносят пользу здоровью (полезные продукты) Продукты, которые наносят вред здоровью ("вредные" продукты)

Слайд 10

Белки Жиры Углеводы В продуктах животного происхождения В мясе, молоке, сале, в маслянистых растениях В крупах, муке, крахмале

Слайд 11

Все продукты состоят из жиров, белков и углеводов. Белки – «кирпичики» для строительства клеток Жиры – продовольственные топливные склады Углеводы - топливо для клеток

Слайд 12

Витамины – источники жизни Без витаминов в организме не функционирует ни одна система. У каждого витамина есть свои особенности и задачи в отношении воздействия на организм человека

Слайд 13

Витамины и минеральные соли Овощи, фрукты, зелень

Слайд 15

Работа в группах

Слайд 16

Пирамида питания школьника

Слайд 17

Работа в группах

Слайд 18

"Дорогой друг! Если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты. Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным." Работа в парах

Слайд 19

2021 1995 1 8

Слайд 20

Главное – не переедайте. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать. Мойте фрукты и овощи перед едой. Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду. Золотые правила питания :

Слайд 21

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Вывод:

Слайд 22

Рефлексия я буду правильно питаться я не уверен, что смогу правильно питаться я равнодушен к своему питанию



Предварительный просмотр:


Тема занятия: Питание и здоровье

Внеурочное занятие для 3-4 классов

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию знаний о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Планируемые:

- предметные: учащиеся научатся выбирать полезные продукты питания, выполнять правила рационального питания

- личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, вырабатывают адекватную позитивную самооценку;

- метапредметные: излагают свое мнение в монологе и диалоге, работают в паре, договариваются и приходят к общему решению, оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Формы работы учащихся:фронтальная, в парах, самостоятельная, групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, этикетки и упаковки от различных продуктов, карточки с названиями продуктов, текст SMS на каждую парту, продукты питания для «Пирамиды здорового питания».

Этапы внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

- Здравствуйте дорогие друзья! Я желаю всем вам интересной, хорошей и продуктивной работы!!! Будьте бдительны и внимательны! Давайте проверим готовность к занятию!

Приветствие учителя и всего класса. Проверка к готовности заниматься.

Регулятивные УУД: личностное включение в учебную деятельность

Постановка проблемы

-Каждому из нас дана только одна возможность прожить свою жизнь на нашей удивительной планете. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему. Только он сам выбирает, по какому пути ему идти.

-Рассмотрите на слайде 2 фотографии. Сравните. О ком из ребят можно сказать, что в здоровом теле здоровый дух? Почему? (Слайд №2)

-Рассмотрите вторую пару фотографий. О какой из девушек мы можем сказать: «она здорова!»? Почему? (Слайд №3)

-Я приготовила еще одну пару фотографий. На одной фотографии мои ученики в 1995 году, а на другой – класс в 2021 году. Под фотографиями подписала числа 1 и 8. (Слайд №4) Что в нашем классе произошло не менее 8 раз? Вы догадались?

-У ребят, которых я учила 26 лет тому назад, был всего 1 перелом кости, а у вас за четыре года уже 8 переломов. В 8 раз больше! Как вы думаете почему? Есть предположения?

(предположения фиксируются на доске).

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

На второй фотографии у ребят со здоровьем все в порядке. У них нет лишнего веса, они легко двигаются.

Может мы стали менее осторожными, слабая физическая подготовка, что-то не хватает в организме, неправильное питание, плохая экология.

Коммуникативные УУД.: участвовать в учебном диалоге.

Постановка цели и озвучивание темы.

-Я объединила ребят из двух предыдущих фотографий под номерами 2. Догадайтесь, по какому признаку? (Слайд №5)

-Тоже самое я сделала с фотографиями под номерами 1. Какая общая проблема у двух ребят? (Слайд №6)

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятие? (Слайд №7)

-Предположите, чему вы должны научиться к концу занятия?

Они здоровы, занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни.

Неправильное питание, из-за этого у ребят начались проблемы со здоровьем.

О питании и здоровье

Делать правильный выбор продуктов питания.

Актуализация знаний.

- Для чего человек должен есть?

-Все верно. Пища человеку дает силу, энергию, развитие и здоровье. (Слайд №8)

-Может ли человек обойтись без пищи?

-Здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища является зачастую основным источником заболеваний, однако с ее помощью можно избавиться от многолетних недугов.

Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.

- Как вы думаете, какие продукты можно считать полезными?

-Правильно, полезные продукты - это продукты, которые приносят пользу. Какие продукты вредны?

(Слайд №9)

Работа у интерактивной доски.

Распределите продукты по двум группам: продукты, которые приносят пользу здоровью, и продукты, которые наносят вред здоровью: шоколадные конфеты, капуста, морковь, чипсы, яблоки, торты, газированные напитки, мясо, рыба, гамбургеры.

Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить.

Может, но недолго.

Приносят пользу.

Приносят вред нашему здоровью.

Распределяют «продукты» под столбцам.

Коммуникативные УУД: (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать

с учителем и сверстниками;

воспитывать бережное отношение к здоровью и ЗОЖ.

Развивать личностные УУД (жизненное самоопределение)

Основной этап

- Для нормальной жизнедеятельности организма нужно употреблять белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном количестве. (Слайд №10)

Белки являются строительным материалом для мышц и тканей внутренних органов. Наиболее богаты белками: мясо, рыба, яйца и молочные продукты. Это так называемые животные белки. Богаты белками и многие продукты растительного происхождения: крупы, бобовые.

Человеку необходимы полноценные жиры - сливочное и растительное масло. Жиры - это продовольственные и топливные склады, "теплое белье" и амортизаторы от ударов. Для детского организма более ценны жиры животные. Они содержатся в сливочном масле, сметане, твороге, молоке.

Углеводы - энергия для нашего организма. Они содержатся, в основном , в продуктах растительного происхождения: хлебе, крупе, картофеле, овощах, сахаре, фруктах. (Слайд №11)

-Что еще необходимо человеку? (Слайд №12)

- В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин сумел найти это таинственное вещество. Он назвал его "витамин", что по-латыни значит "дающий жизнь". Но только через 32 года каждый витамин получил свое название. Дал название витаминам польский ученый Казимир Функ. Чтобы не путать витамины, их назвали разными буквами латинского алфавита. А, В, С, D, Е - так начинается латинская азбука. Существует более 15 видов витаминов Особенно важно употреблять их в пищу зимой и весной. Витаминов много в овощах и фруктах. (Слайд №13)

-Необходимы человеку минеральные соли, их очень много содержится в свежей зелени (петрушка, укроп, зеленый лук, шпинат), цветной капусте.

-Вся еда, какая бы сложная она ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из соленых  грибов, печени молодого удава и трех ломтиков лимона, состоит всего из трех главных частей: белков, жиров и углеводов. (Г. Юдин) (Слайд №14)

Витамины.

Коммуникативные УУД: (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать

с учителем и сверстниками;

воспитывать бережное отношение к здоровью и ЗОЖ.

Развивать личностные УУД (жизненное самоопределение)

Применение знаний и умений в выполнении заданий

Работа в группах. (Слайд №15)

- Для вас приготовлены этикетки и упаковки различных продуктов.

1. Внимательно изучите этикетки и упаковки продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.

2. Сравните данные о содержании питательных веществ в различных продуктах.

Продукты

Пищевая ценность, г (содержание в 100 г)

Белки

Жиры

Углеводы

Витамины

3. Результаты исследования запишите в таблицу. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.

Рассматривают упаковки/этикетки, заполняют таблицу. Делают вывод.

Коммуникативные УУД : - определять цели, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: - определять успехи и трудности; - адекватно воспринимать предложения, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Основной этап (продолжение)

-Ребята, а вы знаете что такое «Пирамида здорового питания»? (Слайд №16)

-Сейчас мы узнаем ее секреты и легко создадим модель «Пирамиды здорового питания».

В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.

В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее "уйдут" практически все витамины группы В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется.

Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.

Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.

-Найдите, пожалуйста, среди представленных продуктов, продукты из первой ступени  и положите на первую полку пирамиды.

Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.

Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.

Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Это могут быть и купажные соки, то есть сочетание двух или нескольких овощей или фруктов. Яблочно-морковный сок обеспечит сердце бета-каротином, который укрепляет сосудистую стенку и сердечную мышцу, яблоко - железом и клетчаткой. Сок из свеклы поможет бороться с артериальной гипертонией (50 граммов сока свеклы плюс 100 граммов сока моркови нужно принимать 1-2 раза в день по полстакана до еды в течение 10 дней), выведет из организма вредные вещества (радионуклиды, соли тяжелых металлов) и явится хорошим профилактическим средством против развития онкозаболеваний. Сок из свежей капусты необходим людям с излишним весом и проблемным желудком.

Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.

В третья ступень пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.

Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция (поэтому рыба необходима детям и людям пожилого возраста!). Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.

На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.

Находят продукты нужной ступени пирамиды и выкладывают на нужную полку эмитированной пирамиды.

Коммуникативные УУД : - определять цели, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: - определять успехи и трудности; - адекватно воспринимать предложения, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Применение знаний и умений в выполнении заданий

Работа в группах. (Слайд №17)

-Теперь каждой группе я предлагаю список продуктов, из которого нужно составить здоровое меню или на завтрак, или на обед, или на ужин (продукты на карточках).

(Слайд №18)

 «Исправь ошибку»- работа в парах

- К нам в класс пришло SMS-сообщение от мальчика Пети–сладкоежки. Прочитайте сообщение, обсудите с соседом по парте и сравним с тем, что мы сегодня узнали на уроке:

"Дорогой друг! Если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты.

Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным."

Составляют меню из имеющихся продуктов. Зачитывают и обосновывают свой выбор.

Работаю в парах, исправляют ошибки. Проверка фронтальная.

Коммуникативные УУД : - определять цели, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные УУД: - определять успехи и трудности; - адекватно воспринимать предложения, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Подведение итогов.

- Какие питательные вещества человек получает с пищей?

- Что нового вы узнали о правильном питании?

-Вернемся к фотографии нашего класса и к возможным проблемам. Какой совет бы вы дали сами себе? (Слайд №19)

- А теперь сравним «Золотыми правилами питания». (Слайд №20)

- С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

- Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь! (Слайд №21)

Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.

Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Советы детей о правильном питание.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Рефлексия

(Слайд №22)

  • я буду правильно питаться
  • я не уверен, что смогу правильно питаться
  • я равнодушен к своему питанию

Выходят к интерактивной доске и прикрепляют свои смайлы под записью, по желанию объясняя свой выбор.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Личностные: оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; –проявлять терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.

Литература

1. Азбука правильного питания. 1 - 2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, сказки, исторические справки / авт.-сост. Е.В. Езушина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 172 с.

2. Волина В.В. Учимся играя. –М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

3.. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова. - М.: Глобус, 2007. - 367 с. - (Классное руководство).

4.Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".

Методическая разработка  внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...

Методическая разработка внеурочного занятия на тему "Здоровый образ жизни".

Внеурочное занятие содержит увлекательные задания, направленные на формирования ценностного и отвественного отношения обучающихся к своему здоровью....

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Морс из ягод – витаминные напитки».

Цель: Расширить знания детей об ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выделить содержание в них витаминов, которых не хватает организму. Привит...

Методическая разработка внеурочного занятия "Чудесное дерево здоровья"

Методическая разработка внеурочного занятия "Чудесное дерево здоровья"...