Применение дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…»
статья по зож (2 класс)

В статье говорится о возможностях и преимуществах использования дидактических игр с технологией дополненной реальности  при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…», приводятся примеры дидактических игр «Угадай картину» и «Морской бой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_makarova_shirokaya.docx341.94 КБ

Предварительный просмотр:

Применение дидактических игр с технологией дополненной
реальности при реализации программы внеурочной деятельности
«Если хочешь быть здоров…»

Макарова Наталья Владимировна - учитель начальных классов,

Широкая Надежда Анатольевна - учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 548

Аннотация

В статье говорится о возможностях и преимуществах использования дидактических игр с технологией дополненной реальности  при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…», приводятся примеры дидактических игр «Угадай картину» и «Морской бой».

Ключевые слова: внеурочная деятельность, игра, технология дополненной реальности.

В рамках работы городской экспериментальной площадки по теме «Организация игровой деятельности дошкольников и младших школьников с использованием технологии дополненной реальности» педагогами творческой группы школы № 548 разработаны разнообразные дидактические игры с применением технологии дополненной реальности. В этих дидактических играх применяется созданная оригинальная дополненная реальность в среде HP Reveal. Для считывания объектов дополненной реальности достаточно иметь смартфон или планшет с установленным бесплатным приложением и операционной системой Android или iOS.

В 2018-2019 учебном году нами была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров...» Данная программа ращитана на учеников 4 классов, 1 час в неделю, 34 часа за учебный год. Данный курс позволяет воспитать потребность в здоровом образе жизни, усвоить нормы поведения в обществе, сохранить и укрепить здоровье, сформировать личностныеориентиры. Программа является продолжением уроков окружающего мира, физической культуры, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Программа «Если хочешь быть здоров…» построена в соответствии с принципами: валеологии: сохранения, укрепления и формирования здоровья; гуманизма, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приёмов; интеграции различных видов деятельности. Обобщение изученного материала проходит в форме игр с применением технологии дополненной реальности «Морской бой» и «Угадай картину», то есть игры проводятся по итогам изучения разделов.  Темы игр: «Откуда берутся грязнули?!!» «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!», «Безопасность превыше всего», «Путешествие в страну здоровья».

Игра «Угадай картину»

Участники игры делятся на команды. Каждая команда получает карточку с дополненной реальности (рис.1) и рабочий лист для записи ответов. Цель игры – назвать картину по открывшимся фрагментам паззла.  Задания на карточке пронумерованы и участники команды выполняют задания по порядку, фиксируя ответы в рабочем листе. Побеждает команда, которая первой откроет картину и назовет ее. Важным условием игры является то,что угадываемая картина должна соответствовать теме игры. Изображение не должно быть очевидным при открытии малого количества фрагментов.

Целью данной игры в курсе занятий по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…» является закрепление знаний по изученному разделу. Задача игры для учителя – проанализировать степень усвоения материала по разделу «Безопасность превыше всего»; для ребенка – открыть картину по фрагментам и назвать, что на ней нарисовано.

Ход игры:

По окончанию знакомства с правилами игры учащиеся получают карточку с дополненной реальностью и рабочий лист для записи ответов. Дети начинают считывать задания с первой кляксы.

1-ая клакса – к каким знакам относятся данные знаки (на картинке представлен ряд знаков)

2-ая клякса -  аудиозадание про витамин С.

3-я клякса – после просмотра видео учащиеся должны ответить на вопрос, сколько правил дорожного движения прозвучало во фрагменте?

4-ая клякса – после просмотра фото растений учащиеся должны ответить, к какой группе отосятся эти растения?

5-ая клякса – это видеофрагмент. По итогам просмотра видео учащиеся узнают, какой светофор (вид светофора) был героем просмотренного видео?

6-ая клякса – задание-ребус – отгадкой которого является слово.

По окончанию ответов на задания 1-6 учащиеся переходят к заданию на основе приложения LearningApps. Игроки используют ответы из рабочего листадля открытия картинки в прилржении.  Ответы на каждый вопрос представлены в виде картинок, цифр или слов. Открыв все фрагменты паззла, ученики видят перед собой картинку, тему которой они должны определить и огласить учителю. В данной игре ученикам откроется картина «Пирамида здорового питания». Дети должны назвать, что они видят на картинке и объяснить ее смысл.

Побеждает команда, которая не только первой откроет картнку, но и объяснить ее смысл.

Итогом игры является знание учителя об успешности усвоения той или иной темы данного раздела и о темах, усвоения которых вызвало затруднения.

Рис.1

Игра «Морской бой»

Игроки делятся на 2 команды. Каждой команде выдается карта – это основное поле, на котором участники определяют место расположения кораблей (рис.2). Каждый корабль стоит определённое количество баллов. И чем сложнее задание, тем больше баллов оно приносит. Побеждает команда, которая набирает большее количество баллов. Данная игра разработана по аналогии с общеизвестной игрой, поэтому применение данной игры целесообразно на этапе ознакомления с технологией дополненной реальности.

Целью данной игры в курсе занятий по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…» является обобщить знания по теме «Путешествие в страну Здоровья». Задачи игры – для учителя - проанализировать степень усвоения материала по разделу; для ребенка – потопить корабли, набрав количество баллов больше соперника. От сложности вопроса зависит количество набранных баллов за корабль.

Ход игры:

По окончанию знакомства с правилами ученики  получают карточку с игровым полем, с которым они могут работать по ходу игры. Команда делает первый ход, называя координаты. Попав в корабль, учащиеся получают его изображение, которое является карточкой с дополненной реальностью, и с которой они могут считать задание, например:

- шлюпка (10 б.) – представлен документ с перечислением пункот режима дня. Игроки должны указать, какие важные пункты для режима дня школьника пропущены?

- драккар ( 20 б.) – предлагается рассмотреть кртинку и ответить, какие пешеходы нарушили правила дорожного движения.

- каравелла (40 б.) – предлагают прочитать советы по здоровому образу жизни и указать ошибки.

 - фрегат ( 60 б.)  - предлагается аудизадание с вопросом о животных, нарушивших правила пожарной безопасности.

 - галион ( 60 б.) – предложен видеофрагмен (мультфильм про Лунтика) с вопросом о том, какая процедура помогла героям укрепить здоровье).

Победителем считается команда,набравшая большее количество баллов.

Итогом игры также является знание учителя об понимании и усвоении пройденных тем раздела и также о темах, которые требуют повторного изучения.

Рис.2

Игры содержат задания в виде ребусов, аудио или видеофрагментов, фото или текстовые файлы по тематике конкретной игры (темы игр соответствуют названиям разделов). Все задания в играх считываются с карточек с дополненной реальностью.

Программа  по внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…» с применением дидактических игр с технологией дополненной реальности  обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные: формирование желания вести здоровый образ жизни.

Метапредметные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе игры; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение пользоваться различными источниками информации; умение наблюдать, читать, слушать; умение работать в группе, умение договариваться, умение формулировать, оргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные: формирование представлений о значении здорового образа жизни для укрепления здоровья; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

При реализации предлагаемых игр на первом месте должно быть здоровье учащихся и педагогов. Поэтому все мероприятия должны проводиться с четким соблюдением требований СанПина и с включением мероприятий по здоровьесбережению (физ.минутки). Игры проходят быстро и динамично, что позволяет уложиться в отведённое СанПинами время работы с мобильными устройствами для детей.

В играх могут быть использованы вопросы из разных областей знаний и с применением различных видов заданий (аудио, видео, фото, текстовые документы, интерактивные карты, интерактивные упражнения). Таким образом, можно утверждать о том, что данные  игры универсальны, их можно применять для решения различных педагогических задач.

Неоспоримы преимущества использования наших дидактических игр с применением технологии дополненной реальности в учебной деятельности.

Для учащихся:

  • повышение мотивации учащихся;
  • удовлетворение потребностей учеников с разной модальностью восприятия информации - визуалов, аудиалов, кинестетиков;
  • расширение информационно-образовательного пространства;
  • независимость от конкретного мобильного устройства;
  • развитие навыков работы в команде;
  • правила игр способствуют развитию регулятивных навыков, учат планировать и последовательно выполнять работу;
  • формирует систему знаний, обеспечивая ребенку более полную картину мира;
  • получение и осмысление информации в комфортной среде.

Для учителя:

  • расширение информационно-образовательного пространства;  
  • обогащение визуального и контекстуального обучения;
  • возможность реализации дифференцированного подхода;
  • независимость от оснащения кабинета дорогостоящим оборудованием (компьютерами, интерактивной доской);
  • возможность организации работы в группах, в парах, индивидуально;
  • возможность применения в дистанционном обучении;
  • профессиональный рост и достижение профессионального стандарта педагога;
  • улучшение микроклимата в ученическом коллективе - совместная игровая деятельность сближает.

За счет участия в играх с применением технологии дополненной реальности во внеурочной деятельности по курсу «Если хочешь быть здоров…», тема здорового образа жизни стала актуальна для учащихся. После участия в играх интерес кданной теме возрос . Информация о способах сохранения здоровья регулярно применялась учащимися на практике.

Дидактическая игра – это особая форма игрового обучения, когда у детей чаще всего непреднамеренно формируются необходимые универсальные учебные действия. Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Список литературы: 

  1. Дополненная реальность. Википедия. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополненная_реальность 
  2.  Игры с дополненной реальностью ГБОУ СОШ № 548: [Электронный ресурс]:  https://sites.google.com/site/igrysdopolnennojrealnostu/.
  3. Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга. [Электронный ресурс]: http://iemcko.ru/4332.html 
  4. Внеурочная деятельность школьников:  методический конструктор. Д.В. Григорьев, В.П. Степанов, - М.: Просвещение, 2010г.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров, правильно питайся»

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы,обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий...

Рабочая программа для 1 класса по курсу внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Если хочешь быть здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обес...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ- УЧИСЬ ЧИТАТЬ» ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА

        Действующая программа по внеурочному занятию  позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для ф...

Программа внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоровым"

Комплексная программавнеурочной деятельностиспортивно-оздоровительного направлениядля младших школьников 6(7) – 10(11) летПрограмма реализуется в течении 4-х лет        ...

Рабочая программа учебного курса «Если хочешь быть здоров».

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий; создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственно...

Применение дидактических игр с технологией дополненной реальности при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров…»

В статье говорится о возможностях и преимуществах использования дидактических игр с технологией дополненной реальности  при реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть зд...