ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по зож (4 класс)

Паршина Оксана Евгеньевна

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. В эту группу входят дети с разными отклонениями в здоровье: от нарушения зрения до задержки в развитии. В условиях реализации ФГОС НОО особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования таких детей. Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является организация учебной и внеурочной деятельности способствующей сохранению и восстановлению здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshina_o.e._statya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Паршина О.Е. 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Губкин

В настоящее время в современном обществе наблюдается тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. В эту группу входят дети с разными отклонениями в здоровье: от нарушения зрения до задержки в развитии. В условиях реализации ФГОС НОО особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования таких детей. Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является организация учебной и внеурочной деятельности способствующей сохранению и восстановлению здоровья. Каждый педагог должен понимать, что здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов. Учитывая это, учитель при планировании  внеурочных занятий должен создать условия для формирования здорового и безопасного образа жизни каждого ребенка как залога его успешности в учебе и полноценного становления в обществе.

Не существует одной универсальной технологии здоровьесбережения. Педагогической наукой и практикой накоплен значительный опыт применения технологий, направленных на оздоровление детей. В.Ф. Базарный утверждает, что успешность в учебе во многом зависит от типа нервной системы ребенка. Поэтому деятельность педагога должна заключаться в обеспечении социально-психологического благополучия, создании атмосферы эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия каждого ученика в процессе обучения и общения со сверстниками. [1]

В основе технологии социально-психологического благополучия лежат методы обучения, направленные как на укрепление социального и психологического здоровья, так и на повышение мотивации к обучению. Применение данной технологии благотворно влияет на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из методов данной технологии является педагогическая арт-терапия, которая включает изо-терапию, игро-терапию, песочную терапию.

Казалось бы обычный песок, знаком с детства каждому. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того трансформирует агрессию в положительные эмоции, а так же способствует развитию познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), развивает коммуникативные навыки у детей. Все игры песочной терапии можно разделить на три направления:

- обучающие игры – они способствуют развитию мелкой моторики и развивают речь.

- познавательные игры – с их помощью дети познают всю многогранность нашего мира.

- проективные игры – направлены на коррекцию в развитии ребенка.

Упражнения: «Песочный ветер», «Песочная аппликация», «Следы», проигрывание различных ситуаций одни из многих, которые можно использовать в работе с чудо-песочницей. [2]

Метод изо-терапии интересен тем, что предполагает педагогическое воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности. Он особенно полезен в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и позволяет получить положительные результаты. Так как, создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, развивается способность к саморегуляции. Для выражения эмоций и развития способностей подходят любые материалы. Это может быть природный материал, крупы и плоды растений или валенные нити шерсти. При изображении можно использовать ватные палочки и даже просто пальцы рук. Упражнения и приёмы  в изо- терапии весьма разнообразны. Среди них прием «Прижми и отпечатай» - отпечатать можно все, что захочешь: листья, цветы…и создать коллаж. Упражнение «Упорядоченный хаос» - позволяет горке ненужного природного материала превратиться в настоящую картину осеннего пейзажа. Весьма полезен прием «набрызгивания». Он осуществляется двумя способами: набрызгивание цвета с помощью кисти и набрызгивание с помощью струи воздуха, выдыхаемого через трубочку. В результате использования этого приема осуществляется дыхательная гимнастика – здоровьесберегающий эффект которой неоспорим.

Результат применения данного метода не в отличном рисунке, поделке или аппликации, а в том, что ребенок в конце занятия начинает улыбаться, общаться и хочет учиться дальше. [3]

Положительный опыт использования методов социально-психологического благополучия здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время, а также результаты диагностики учащихся позволяет с уверенностью утверждать, что мотивация на здоровый образ жизни учащихся и применение методов оздоровления способствуют повышению работоспособности, успешности в обучении и комфортному общению со сверстниками. Опыт применения технологий психологического благополучия младших школьников с ОВЗ мотивирует на обучение. А поэтому можно утверждать, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно и интеллектуально. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с. – (Мастерская учителя).
  3. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии [Текст]/Л.Д. Лебедева. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 200с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с детьми группы «Риска» в начальной школе»

из опыта работы классного руководителя 4 класса...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Мастер-класс на тему "АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В моём выступлении представлены методы и приёмы работы на занятиях с детьми с ограниченными возможностями....

Мастер-класс "Активные формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе"

Цель   выступления: познакомить педагогов с активными методами обучения и рассмотреть их применение  в работе с детьми с ОВЗ...

Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.

    Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...

Дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.

Дидактический материал представлен в виде творческих заданий для детей с ЗПР. Он  включает в себя программный материал 1-4 классов инклюзивного и интегрированного обучения. Материал составлен на ...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повыш...