Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Солнышко»
Разработала:
Сорокина Т.А.
учитель начальных классов
Содержание
№ | страницы | |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Принципы деятельности лагеря | |
3 | Этапы реализации программы | |
4 | Условия реализации программы | |
5 | Механизм реализации программы | |
6 | Список используемой литературы | |
7 | Приложение |
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества.
В период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагеряхшкольник может себя почувствовать себя раскрепощённым, свободным.Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-тообходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- формирование здорового и безопасного образа жизни.
Основной состав лагеря - это обучающиеся МОУ ООШ с.Поповкав возрасте 7-14 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде 20 человек.
Цель:
реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- организовать систему оздоровительных мероприятий;
- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастной группе;
- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнкас учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- формирование у ребят навыков общения;
- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.
Принципы реализуемой программы
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, культуры и спорта;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Прогнозируемые результаты
Программа оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап
Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнегооздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
- разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).
2. Организационный этап смены
Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ ООШ с.Поповка»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- проведение инструктажей.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью третьего этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
- работа творческой мастерской.
4. Аналитический этап смены
Основной идеей четвертого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря, составление отчетности;
- выработка перспектив деятельности на следующий год;
- анализ степени реализации целей и задач деятельности лагеря.(Приложение 4.)
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Устав МОУ ООШ с.Поповка
- Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Инструкции по правилам по безопасности.
Материально - технические условия предусматривают:
- спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- спортивная площадка;
- кабинеты;
- художественные средства, игры настольные;
- хозяйственный инвентарь;
- канцелярские принадлежности;
- компьютер с выходом в Интернет, принтер, мультимедийный проектор;
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль
Формы работы:
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- распределение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии;
- организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Физкультурно - оздоровительный модуль
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- встречи с медицинским работником;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках;
- организация питания воспитанников;
- спортивные мероприятия;
- конкурсы рисунков;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.
3. Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в школьных мероприятиях;
- участие в общелагерных мероприятиях;
- викторины;
- спортивные мероприятия;
- занятия в Центре цифрового и гуманитарногопрофилей «Точка роста»
4. Патриотический модуль
Формы работы:
- цикл экскурсий;
- День России – 12 июня;
- День памяти – 22 июня;
- Конкурс рисунков.
5. Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
- экскурсии в природу, в Национальный парк «Хвалынский»;
- экологические игры;
- викторины, конкурсы.
Организация трудовой деятельности
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
1. Освоение социально – трудовых ролей.
2. Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
3. Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
4. Формирование умений и навыков самообслуживания.
Организация жизни в оздоровительном лагере
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены. Смена оздоровительного лагеря рассчитана с 01 по 25.06.2022 г. Режим работы Приложение 3.
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников. ( Приложение 1,4,5)
Содержание деятельности
Здоровье | Ежедневная зарядка Веселые старты Игры и эстафеты Подвижные игры Игра «Найди клад»» Спортивные игры |
Знай и люби свой родной край | Экскурсия в музей «Дом со Львом» Конкурсы рисунков Экскурсия в Национальный парк «Хвалынский» |
Я- гражданин России | Беседа о Государственной символике Конкурс рисунков Викторина |
Умники и умницы | Конкурс загадок Викторина по сказкам А.С.Пушкина Конкурс рисунков Интеллектуальные игры |
Список используемой литературы
1.Сценарий детских праздников М,. ООО «Юнипрсс», 2010.
2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.
3. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования:
приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр
инновационных технологий, 2001
4. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. –
Ярославль: Академия развития, 2003
5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации
детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое
общество России, 2002.
6. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для
воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
7. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для
руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
9. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
10. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуганад
Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.
Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.:
Педагогическое сообщество России, 2005.
11. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.:
2009 г.
12. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
13. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
14. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.:
«Детство», 2007 г.
15. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей
и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
16. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта настроения и достижений ребёнка
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дни смены | Итоги | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | И т.д. | |||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
Условные обозначения:
Настроение | Достижения | |
Веселое Спокойное Грустное | О – организатор дела У – участник дела |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методическое сопровождение программы:
Оздоровительный лагерьс дневным пребыванием «Солнышко»
Девиз лагеря:
«Улыбайся каждый раз,
для здоровья это класс!».
Девиз программы:
«В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, к взрослым людям».
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, игры);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности.
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целяхпредотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Режим работы
8.30 – 9.00 - сбор детей.
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
9.00 – 9.15– утренняя зарядка, инструктажи
Все ребята собрались?
На зарядку становись!
9.15 - 10.00 – завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
10.00 – 12.00 – занятия и мероприятия
Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
13.00–14.00 – обед.
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
14.00-14.30 – мероприятия по интересам.
Не грустят в семействе нашем:
Мы поём, играем, пляшем
Все занятия хороши
Всё сумеем сделать мы!
14.30 - уход домой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мониторинг результативности
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими:
- диагностическими инструментами:
- медицинское обследование;
- анкетирование детей;
- творческие отчеты;
- аналитический и статистический материал.
Анкета для воспитанников лагеряс дневным пребыванием « Солнышко»
1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего ты бы хотел (а) делать: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом, играть в шашки, шахматы или что-то ещё?
3. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал(а) в лагере целый день?
4. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел(а)?
5. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
6. Что ты рассказываешь дома о лагере?
7. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
8. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
9. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
10. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
11.Что особенно нравится в лагере (спортивные мероприятия, праздники, экскурсии?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Принципы деятельности лагеря:
1. Принцип сбережения здоровья направлен на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.
2. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка в условиях лагеря предусматривает: осознание им целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
3. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Методы реализации программы:
Методы оздоровления:
- организация здорового питания детей;
- витаминизация;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и р ежима питья детей;
- утренняя гимнастика; подвижные игры и прогулки на воздухе;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- организация пешеходных экскурсий
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- проектно-конструкторские методы (разработка сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Законы и правила лагеря « Солнышко»
Закон хозяина.
«Улыбка» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и
покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно
начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках
только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся
спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и
способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/17/picture-15522.jpg)
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46769.jpg)
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/07/picture-75840.jpg)
программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...
программа летнего оздоровительного лагеря при школе
Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...