Органы чувств
план-конспект урока по зож (3 класс)

Екатерина Владимировна Балашова

Знакомство  детей с органами чувств и их значением для человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_otkrytyy_urok_2.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Тема урока: «Идем в гости к нашим органам чувств»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Знакомство  детей с органами чувств и их значением для человека

Задачи урока:

Формировать функциональную грамотность учеников

Формировать представление о целостности окружающего мира

Учить бережно относиться к собственному  здоровью

Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы

Закрепить и расширить знания о способностях организма

Развить интерес к учению (использование игровых моментов)

Развить навыки групповой и индивидуальной  работы учеников

Материалы и оборудование:

Проектор, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль, сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый кубик, железная вилка, деревянная ложка и т.п); кофе, лимон; таблички с названиями команд, карточки

Форма: нестандартный урок-исследование

Технологии:

Информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, исследование, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Основные понятия: органы чувств, зрение, обоняние, осязание, слух, вкус

Форма работы: фронтальная, групповая

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 2. Мотивация учебной деятельности

Учитель: 

Здравствуйте, уважаемые  знатоки  окружающего  мира.  Сегодня наше занятие мы начнем со стихотворения (слайд ):

                     Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                 Воды из кружечки напиться.
                 И ни к чему твоя тревога,

                 Они всегда тебе помогут.

О чём говорится в этом стихотворении?

Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств).

3.Актуализация знаний.

Правильно, ребята! Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире, но почему? Может, и не нужны они совсем?


Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для приема пищи
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

А что вы чувствуете, когда на улице мороз?

Кожей мы чувствуем холод.

Учитель: 

Сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование.

Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют.) Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Как вы думаете, что сегодня мы будем исследовать? (Органы чувств человека)

Давайте выберем, с помощью чего  мы будем проводить наше исследование? (слайд )

(изучать справочную литературу, читать учебник, проводить  эксперименты, читать доклад)

4. Постановка цели и задач урока.          

Итак, мы выбрали для нашего исследования - эксперимент! С его помощью мы сможем ответить на многие вопросы и достигнем нашей цели, а  цель нашего урока (слайд ):

Цель: исследование органов чувств.

А теперь давайте поставим перед собой задачи, которые нам нужно будет решить (слайд ):

Задачи:

  1. Исследовать с помощью эксперимента орган обоняния
  2. Исследовать с помощью эксперимента орган вкуса
  3. Исследовать с помощью эксперимента орган осязания
  4. Исследовать с помощью эксперимента орган зрения
  5. Исследовать с помощью эксперимента орган слуха

Учитель 

Я думаю, наше исследование вам понравится. Пожелаем друг другу удачи и отправляемся в путь!

Учитель: Ребята, что относится к органам обоняния? (слайд )
(Дети перечисляют названия органов чувств). Итак, проведем первый эксперимент.

Эксперимент № 1

Ребята, закройте глаза, и попробуйте почувствовать запахи. (Учитель проносит по классу   духи, ароматические масла, разносится благоприятный запах).

Учитель: Ребята, что вы чувствуете? (запах, аромат)

А какая способность организма позволяет воспринимать и различать запахи? (обоняние)

Какой орган относится к органам обоняния? (нос)

Правильно, ребята! Оказывается запахи можно разделить на группы, давайте попробуем это сделать (слайд )

Приятные: запах леса, запах моря, запах новой книги

Неприятные: запах рыбы, запах чеснока, запах лука

Опасные: выхлопные газы, утечка газа, запах дыма

Итак, сделаем вывод:

Благодаря органу обоняния мы чувствуем запахи цветов и вкусной пищи. Запах гари или дыма может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.

Учитель: Ребята, а что вы чувствуете при слове «соль», «лимон»? А что помогает нам это почувствовать? Верно! (язык). 

Эксперимент № 2

 Учитель поочередно дает детям попробовать продукты с закрытыми глазами (соленые, кислые, сладкие), дети должны отгадать продукт, затем учитель задает вопрос: ребята, мы все знаем, что это продукты – одни соленые, другие кислые или сладкие. То есть каждый продукт имеет свой …? (вкус) Верно! Что же такое вкус? Дети отвечают. (Это способность организма определять различные вкусы).

Сделаем вывод:

Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку определять сладкий, кислый, горький, соленый вкусы.

 Учитель: Мы переходим к третьему эксперименту, но сначала отгадаем загадку:

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…(кожа)

Следующий орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой  прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Эксперимент № 3:

Ученики с закрытыми глазами надевают рукавицы и через них пытаются ощупать предмет и угадать его качества. Не угадывают, снимают рукавицы и уже тактильно ощупывают и говорят, какой это предмет (гладкий, шершавый, мягкий, холодный)

Учитель: Итак, ребята, что помогло нам провести данный эксперимент? Верно, кожа!

Какой вывод можно сделать?

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.

Учитель:  Ребята, а теперь с помощью учебника, давайте заполним наши  правила ухода за кожей. Каждая команда должна выписать по три правила на карточку:

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

4. Носить удобную одежду и обувь.

5. Закаляться

Учитель: Спасибо, ребята, вы хорошо постарались и записали все правила верно

Физкультминутка

Для наших глаз необходима гимнастика:

1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

3. Восьмерка.

Эксперимент№ 4:

Ребята, давайте закроем глаза и попробуем прочитать текст в учебнике. Не получается? Почему? Может, вам удастся разглядеть какого цвета фигуры на моем столе? Не получается? Чем же это можно объяснить? (Ребята отвечают)

Учитель: «Глаза – это орган зрения. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Учитель: Ребята, назовите основные правила обращения с органами зрения – глазами:

1. Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

2. Освещение должно быть достаточно ярким  без попадания прямого света в глаза.

3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Сделаем вывод:

 Зрение  – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

Учитель: Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это…(Ухо)

Эксперимент № 5:

Выберем одного участника для следующего нашего эксперимента. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 65. В нашем классе тишина. Что вы слышите? А теперь откройте уши и послушайте еще раз (запись звуков природы).

Учитель:  Какой вывод можем сделать?

Ухо – орган слуха. Слух - способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Мы способны не только слышать, но и различать звуки.

5.Закрепление:

Учитель: Ребята, каждая команда должна выбрать себе цвет карточки «Правила ухода за органами чувств». Каждый цвет означает уровень сложности: «зеленый» - простой уровень сложности, «желтый» - средний уровень, «красный» - сложный уровень.  Итак,  выбираем карточки и галочками отмечаем правильные ответы.

Учитель: молодцы, ребята! Вы все справились!

Учитель: Сегодня мы провели интересные эксперименты с органами чувств и узнали, что необходимо беречь их и ухаживать за ними.  Осталось еще одно задание, нам необходимо разгадать кроссворд.

1.Какой орган чувств нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, сосны?

2.С помощью какого органа чувств мы видим, что написано в книге?

3.С помощью какого органа чувств мы узнаем о том,  что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

4.С помощью какого органа чувств мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?

5.Какой орган чувств помогает уловить запах хлеба, цветка, духов?

6.Какое слово зашифровано? догадайтесь?

http://puzzlecup.com/?guess=081EA92354C3A3AU

6. Рефлексия

Учитель: Вот и заканчивается наше исследование. Мне даже немного грустно. Мне с вами было интересно путешествовать. Давайте заглянем в волшебный сундучок. В сундучке вопросы. Вам необходимо выбрать одну карточку, прочитать вопрос и ответить на него. (Дети отвечают)

Вопросы:

Больше всего мне запомнилось….

Сегодня я узнал….

Сегодня я научился…

Мне очень понравилось…

 Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо и быстро справились со всеми заданиями.

Больше всего мне запомнилось….

Сегодня я узнал….

Сегодня я научился…

Мне очень понравилось…

Больше всего мне запомнилось….

Сегодня я узнал….

Сегодня я научился…

Мне очень понравилось…

Правила ухода за органами зрения

Поставь галочку, если верно

Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

Закаляться

Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Носить удобную одежду и обувь.

Мыть руки каждый день после загрязнения.

Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух

Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

 Освещение должно быть достаточно ярким  без попадания прямого света в глаза.

При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу

Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

Правила ухода за органами слуха

Поставь галочку, если верно

Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

Закаляться

Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Носить удобную одежду и обувь.

Мыть руки каждый день после загрязнения.

Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух

Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

 Освещение должно быть достаточно ярким  без попадания прямого света в глаза.

При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу

Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

Правила ухода за органами слуха

Поставь галочку, если верно

Каждое ухо мыть один раз в месяц холодной водой

Можно  читать или писать, только близко наклонившись к тексту. Лучше всего не соблюдать расстояние

Закаляться

Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Носить удобную одежду и обувь.

Мыть руки каждый день после загрязнения.

Можно ковырять в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами.

Нужно читать и писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

 Освещение должно быть достаточно ярким  без попадания прямого света в глаза.

При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. 

Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу

Во время работы за компьютером музыку необходимо включать громче

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....