Рабочая программа кружка "Спортивная планета"
рабочая программа по зож (4 класс)

Звягинцева Ольга Александровна

Рабочая программа кружка "Спортивная планета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnaya_planeta_4_kl.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

        

Рабочая программа

кружка

«Спортивная планета»

для 4 класса

на 2021-2022 уч. год

Согласовано

на заседании ШМО

учителей начальных классов

СОГБОУ «Вяземская

начальная школа-детский

сад «Сказка» для детей

с ограниченными возможностями здоровья»

протокол от__________№___

Принято

на педагогическом совете  

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

протокол от__________№_____

Утверждено

приказом Директора

СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

от ___________№______

Разработала

воспитатель группы продленного дня

Звягинцева О. А.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Вязьма

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Спортивная планета» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 № 217-ФЗ); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования, на основе АООП НОО СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Среди основных направлений внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является спортивно – оздоровительное направление.

Цели и задачи

Цели:

Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Профилактика вредных привычек.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.)

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся

В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.

К общим потребностям относятся:

•получение специальной помощи средствами образования;

•психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;

•психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

•максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:

•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

•целенаправленное руководство зрительным восприятием;

•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

•упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

•учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;

•увеличение времени на выполнение практических работ;

•введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;

•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;

•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:

•учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)

Ценностные ориентиры содержания курса

Актуальность программы заключена в комплексном подходе в формировании  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, дети с нарушением зрения имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально-психологической адаптации к условиям современной жизни.

В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная комплексная воспитательная работа, направленная на всестороннее и полное развития ребенка с ОВЗ с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Педагогическая целесообразность программы объясняется эффективным использованием средств физической культуры, возможностью реализовывать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

Общая характеристика курса

В системе начального обучения игровая  деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического.  Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  игровой  деятельности, самостоятельности, уважения  и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни  и утверждению в ней.

Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  состоит из 4 разделов:

Я – человек (9 занятий);

Я – гражданин (8 занятий);

Я – ученик (10 занятий);

Кем быть? Каким быть? (7 занятий).

Формы и виды занятий: игры, беседы, конкурсы рисунков, спортивные конкурсы, викторины, экскурсии, упражнения, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, опрос, наблюдения.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

осознания себя как ученика, одноклассника, друга;

способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

готовности к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

уметь планировать и  регулировать свои действия во время подвижной игры;

определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;

учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

проводить сравнение и классификацию объектов;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности;

различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);

соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

подбирать упражнения для разминки;

использовать знания во время подвижных игр на досуге;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность научиться:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь  других;

учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Ожидаемые результаты воспитания

Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива.

Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.

Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.

Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.

Выпускник получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи и согласовывать свои  действия с родителями, педагогами, обучающимися.

Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования:

формирования первоначальных представлений о значении   спортивно-оздоровительных занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе.

овладения умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Содержание курса

Я – человек   

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

Тема 1 «Я учусь в 4классе».

Веселый конкурс: «Одень друг друга», «Сиамские близнецы», «Испорченный факс», «Веревочка», «Глухой телефон».

Тема 2 «Мир который нас окружает».

Подвижные игры – соревнования (моя любимая игра).

Тема 3 «Домашние животные».

Подвижные игры: «Коршун и наседка», «Караси и щуки», «Кот и мышки».

Тема 4 «Какой я?».

Подвижные игры - эстафеты: «Проведи мяч», «Эстафета с мячами», «Не урони мяч».

Тема 5 «Здравствуй осень!» подготовка к экскурсии и экскурсия.

Тема 6 Составление отчета об экскурсии.

Подвижные игры: «Море волнуется», «Горелки», «Что пропало».

Тема 7 «Что мы знаем о человеке?».

Игры на свежем воздухе: «Перемена мест», «Кто дальше бросит», «Узнай, кто затейник».

Тема 8 «Что мы знаем о человеке?» (продолжение темы 7).

Игры на свежем воздухе: «Классики», «Тропинка», «Заколдованный замок».

Тема 9 «Я – человек» подготовка к викторине и проведение.

Я - гражданин

Социально одобряемые нормы и правила поведения, обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона. Навыки сотрудничества в разных ситуациях,  умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тема 1 «Кем гордится наша страна».

Русские народные игры: «Мячик к верху», «Перебрасывание мяча».

Тема 2 «Россия – семья дружных народов».

Татарские народные игры: «Скок – перескок», «Хлопушки», «Спутанные кони».

Тема 3 «Народы России в нашем классе».

Украинские народные игры: «Рыбки», «Скрытый звоночек», Воробьи – попрыгунчики».

Тема 4 «Народы России».

Башкирские народные игры: «Стрелок», «Иголка и нитка», «Перетягивание каната».

Тема 5 Подготовка к экскурсии в музей.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 6 «Что мы знаем о родном крае?» проект.

Якутские народные игры: «Невод», «Прорубь», «Белый шаман».

Тема 7 «Букет дружбы народов» подготовка к занятию.

Тема 8 «Букет дружбы народов» проведение.

Игры народов северного Кавказа: «Метание в цель», «Колечко».

Я – ученик

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.  Уважительное отношение к иному мнению. Регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами. Выполнять правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

Тема 1 «Чему мы научились».

Подвижные игры: «Рубка дров», «внимательность».

Тема 2 «Как дружба помогает учиться?».

Подвижные игры: «Голов мяч», «Небоскреб».

Тема 3 «Как природа может помочь тебе учиться?».

Подвижные игры – упражнение  «Трио».

Тема 4 «Как стать взрослым?».

Подвижные игры - упражнения: «Распускающийся бутон», «Конфета в бутылке».

Тема 5 «Зачем учиться?».

Подвижные игры – упражнение  «Изобрази живое существо».

Тема 6 «Почему дети хотят учиться?».

Подвижные игры - упражнения: «Найди пару», «Неприродная тропа».

Тема 7 «Какой раньше была школа?».

Подвижные игры - упражнения: «Экологический следопыт», «Найди дерево».

Тема 8 «Какой я хочу видеть школу в будущем двадцать втором веке?».

Подвижные игры - упражнения: «Точечный массаж», «Встряхнемся!».

Тема 9 «Что такое память?».

Подвижные игры - упражнения: «Играем в детектива», «Угадай, что появилось».

Тема 10 «Как здоровье помогает учиться?».

Подвижные игры - упражнения: «Датский бокс», «Да и нет».

Кем быть? Каким быть?

Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Тема 1 «Как управлять самим собой?»

Подвижные игры (повторение).

Тема 2 «Способности, трудолюбие, здоровье, успех».

Подвижные игры (по выбору).

Тема 3 «Настоящее и будущее».

Подвижные игры (по выбору).

Тема 4 «Мое будущее».

Подвижные игры (по выбору)

Тема 5 «Мое будущее» (продолжение темы 4).

Подвижные игры (по выбору).

Тема 6 «Мое будущее» (продолжение темы 5).

Тема 7 «Я буду учиться в 5 классе».

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1.

Я - человек

9

2.

Я – гражданин

8

3.

Я – ученик

10

4.

Кем быть? Каким быть?

7

     Итого:

34

Место учебного курса в учебном плане

Программа курса в 4 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Учебно-методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы по комплексной организации внеурочной деятельности 4 класс. Методическое пособие / Т.П. Хиленко, С.Г.Батырева, В.Ф. Красноперова, Л.А. Громова, Г.С. Кузьмина; под редакцией Р.Ш. Мошниной. – М.: Планета, 2021. –            280 с.

Комплексная программа внеурочной деятельности в начальной школе.  Методическое пособие / Р.Ш. Мошнина. – М.: Планета, 2017. – 64 с.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.

Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Часы

учебного

времени

Дата

проведения

Тема

занятия

Характеристика основной

деятельности обучающегося

Примечание

Я – человек (9 ч)

1

1

         03.09

Я учусь в четвертом классе.

Беседы о влиянии окружающей среды на

здоровье человека, чередование труда и

отдыха, профилактика нарушений

зрения и опорно-двигательного

аппарата, направлено на

формирование потребности в здоровом

образе жизни, формирование

нравственных представлений и убеждений.

2

1

           10.09

Мир, который нас окружает.

3

1

17.09

Домашние животные.

4

1

24.09

Какой я?

5

1

01.10

Здравствуй, осень!

6

1

08.10

Здравствуй, осень!

7

8

2

15.10

22.10

Что мы знаем о человеке?

9

1

12.11

Я – человек.

Я – гражданин (8 ч)

10

1

19.11

Кем гордится наша страна.

Беседы о социально одобряемых нормах и

правилах поведения  обучающихся в

образовательном учреждении, гигиена

одежды, правила хорошего тона.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях,  

умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций. Проявлять

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

11

1

26.11

Россия – семья дружных народов.

12

1

03.12

Народы России в нашем классе.

13

1

10.12

Народы России.

14

1

17.12

Экскурсия в музей.

15

1

24.12

Что мы знаем о родном крае?

16

17

2

14.01

21.01

Букет дружбы народов.

Я – ученик (10 ч)

18

1

28.01

Чему мы научились?

Развитие познавательных процессов,

значимые взрослые, вредные привычки,

настроение в школе и дома; моё

настроение, ориентировано на формирование

позитивного отношения к самому себе,

потребности в саморазвитии, стимулирование к

самовоспитанию.  Уважительное отношение к

иному мнению. Регулировать свое поведение в

соответствии с моральными нормами. Выполнять

правила здорового образа жизни на основе

знаний об организме человека.

19

1

04.02

Как дружба помогает учиться.

20

1

11.02

Как природа может помочь тебе учиться?

21

1

18.02

Как стать взрослым?

22

1

25.02

Зачем учиться?

23

1

04.03

Почему дети хотят учиться?

24

1

11.03

Какой раньше была школа?

25

1

18.03

Какой я хочу видеть школу в будущем

22 веке?

26

1

01.04

Что такое память?

27

1

08.04

Как здоровье помогает  учиться?

Кем быть? Каким быть? (7 ч)

28

1

15.04

Как управлять самим собой.

Принимать разумные решения по поводу

личного здоровья, а также сохранения и улучшения

безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в

жизненных ситуациях; отвечать за свои

поступки; отстаивать свою нравственную

позицию в ситуации выбора.

29

1

22.04

Способность, трудолюбие, здоровье,

успех.

30

1

29.04

Настоящее и будущее.

31

32

33

3

06.05

13.05

20.05

Мое будущее.

34

1

27.05

Я буду учиться в пятом классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Планета знаний"

Рабочие программы по УМК "Планета знаний " 1 класс...

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для УМК Планета знаний 4 класс с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабосая программа УМК Планета знаний 4 класс по математике с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабочая программа УМк Планета знаний 4 класс по литературному чтению с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс

Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс по окружающему миру с контрольно - измерительными материалами....

Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование Русский язык....

Рабочая программа. курс "Планета здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе. Курс "Планета здоровья"....