XI межрегиональный конкурс "Здоровая нация - процветание России"
проект по зож (4 класс)

Шатько Татьяна Александровна

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

XI межрегиональный конкурс

творческих работ обучающихся, воспитанников и педагогов

«Здоровая нация – процветание России»

                      Номинация: «Методическая разработка»

 

Шатько Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ ООШ №6 г. Балаково

Проект

«Формирование здорового и безопасного образа жизни

у младших школьников»

Участники проекта: обучающиеся начальной школы МБОУ ООШ №6, педагоги, родители обучающихся, медработник, библиотекарь, вожатая, педагог-психолог.

Сроки осуществления проекта: с 01.09.2022г. по 01.06.2023г.

Актуальность

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологией т.п. По данным академика РАМН Юрия Павловича Лисицына, среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20-25% всех воздействий; 20% составляют биологические (наследственные) факторы; 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50-55%, является образ жизни. Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно.                                                                                                                    

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером, телефоном? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.   Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость - это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Состояние оптимальной работоспособности, как взрослого человека, так и школьника, неразрывно связано с хорошим самочувствием, с наилучшим функционированием всех систем организма. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье. Без него не может быть счастья. Счастье сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу.        Но, к сожалению, нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве и  продолжаются в начальной школе.

Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Противоречия

А ведь «школьный фактор» - это самый значимый по силе воздействия и продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Проблема

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения здоровья подрастающего поколения  в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Цель проекта: показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу о методах и приёмах здоровьесбережения в образовании;

разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

отработать систему выявления уровня здоровья и целенаправленно отслеживать его в течение всего времени обучения;

сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Объект исследования

Образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы

Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.

Гипотеза

Если внедрять в обучение систему  здоровьесберегающих технологий, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

        Проект предполагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий школы.

        Проект будет способствовать освоению педагогами новых технологий обучения здоровью, создаст благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

       Однако необходимо спрогнозировать возможные ограничения на пути реализации проекта: пессимистическое отношение к проекту со стороны некоторых членов ученического коллектива; низкий уровень активности со стороны родителей учащихся;

План реализации проекта

Подготовительный этап:

изучение психолого – педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме; знакомство с медицинскими картами состояния здоровья.

Основной этап:

организация лечебно – профилактических мероприятий;

организация закаливающих мероприятий;

организация правильного рационального питания;

создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата

Обобщающий этап:

изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости;

анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.

Совокупностью тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, являются «здоровьесберегающие образовательные технологии». Их можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Изучение литературы по здоровьесберегающим технологиям.    

Проведение профилактического медицинского осмотра учащихся,   направленного  на изучение состояния здоровья    

Основной этап  

Разработка программы мероприятий по оздоровительной  системе в начальной школе                                                                                                                        

Родители становятся единомышленниками с педагогами школы.

Изменение отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья.

Выступление родителей на родительских  собраниях  о практическом опыте использования здоровьесберегающих технологий в семье.

Обобщающий этап

Изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости;

(индекс здоровья-количество  не болевших в течение определенного календарного срока среди населения данного возраста)

анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме проекта.

Применяемые технологии: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;  психолого-педагогические технологии, личностно-ориентированные.

Предполагаемый результат:

При реализации проекта произойдут следующие изменения:

компетентность классного руководителя  в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

положительная динамика показателей детского здоровья под воздействием школьной среды;

сформированность основных двигательных умений и навыков; при применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни; активизируется участие родителей в воспитательно - образовательном процессе.  

План  реализации проекта

Деятельность учащихся:

поиск дополнительной информации,

 подготовка докладов и вопросов к викторинам и беседам,

 коллективное обсуждение вопросов, чтение – обсуждение,

продумывание и выполнение творческих работ (индивидуальных и коллективных),

участие в тренингах, спортивных соревнованиях, играх,

запись и посещение  спортивных  секций города,

озеленение и уход за комнатными растениями,

участие в дежурстве и проведении утренней гимнастики,

подготовка и выступление во внеклассных мероприятиях

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

Родительское собрание «Участие в проекте «Формирование здорового и безопасного образа жизни у младших школьников»

учителя, медработник

Подбор литературы о профилактике здоровья, о пропаганде вредных привычек.

учителя, родители

Составление плана мероприятий по оздоровлению учащихся

учителя

Анкетирование «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»

учителя, родители

Мониторинг

учителя

Организация регулярного дежурства учащихся в классе, соблюдение санитарно-гигиенических норм занятий.

Посещение бассейна «Дельфин».

учителя (по графику)

Организация динамических пауз на переменах с подвижными играми, веселых физкультминуток, утренней гимнастики «Делу – время,   потехе – час».

вожатая

Основной этап

Проведение спортивного праздника “Папа, мама, я – спортивная семья!”

учителя, родители

Проведение  Дня здоровья

учителя, вожатая

Классные часы: “С утра до вечера”,“Красота души и тела”,

“Будем стройные и красивые.”

учителя

Конкурсы рисунков на тему: “Виды спорта”, «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!», «Я – за мир без наркотиков!».

учителя

Выставка специальной литературы о здоровьесберегающих технологиях для педагогов и родителей

библиотекарь

Родительские собрания: «Режим дня младшего школьника», «Физиологические  особенности организма младшего  школьника»

учителя, медработник

Участие в  школьном конкурсе стихов «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

учителя

Консультации для родителей «Профилактика простудных заболеваний», «Витамины и их польза».

медработник

Оздоровительная прогулка в парк «У природы нет плохой погоды» с подвижными играми.

учителя, родители

Беседы «Осторожно, грипп!», «Правильная осанка – залог здоровья»

медработник

Оформление альбома: “Виды спорта”

учителя

Внеклассные мероприятия «Экологический калейдоскоп», «Веселые старты», «Зов джунглей», «Растения – Айболиты»

учителя, родители

Акция «Спортивная секция – это для нас!»

учителя

Беседы «День толерантности», «Традиции моей  семьи», «Мы - за ЗОЖ!», «Где живут вредные привычки?»

учителя

Творческая работа - коллаж  «Мы и дорога!» (коллективная работа по правилам безопасного поведения на дороге).

учителя

Конкурс творческих работ – сочинение-сказка «О чем мечтают больные зубки»

учителя

Тренинг «Кто я?  Какой я?»

педагог-психолог

Заключительный этап

Разработка проектов:  «Я выбираю здоровье»,  «Здоровье-главное богатство человека».

учителя

Мониторинг состояния здоровья обучающихся

учителя, медработник

«Витаминный праздник»

учителя, родители

Оформление плакатов “Здоровый образ жизни”

учителя

Родительское собрание:  круглый стол на тему «Только хороший пример!»

учителя

Подведение итогов реализации проекта

учителя

Существующие ресурсы для реализации  проекта:

Вид ресурсов

Перечень действий

Информационные

1.Спланировать рекламно – разъяснительную работу с  родителями учащихся.

2.Подготовка к печати информационных памяток  для родителей.

Кадровые

1.Создать творческую группу по реализации проекта, включающую: классного руководителя, родителей, медицинского  работника, библиотекаря, педагога-психолога.

2.Привлечь для консультаций и  практикумов по профилактике заболеваний детей специалиста по лечебной физкультуре.

Нормативно –правовые

1.Утвердить план мероприятий по внедрению новшества на  родительском комитете.

2.Согласовать совместный план мероприятий с медработником  школы.

Программно- методические

1.Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям.

2. Создать методическую копилку по данному вопросу.

3. Систематизировать виды упражнений.

4. Разработка  мониторинга  здоровья учащихся.

Материально – технические

1. Озеленить классную комнату.

2. Проверить соответствие классной мебели росту ребенка.

Выводы

        Участие в проекте дало возможность и детям, и родителям, и учителям сделать свою жизнь более насыщенной, активной, увлеченной, помогло почувствовать каждому свою значимость в коллективе, свою индивидуальность, свои собственные возможности, познать себя и своих товарищей. Сотворчество взрослых и учащихся, личный пример родителей и учителей помогли понять важность гармонии души и тела, значения воли в сохранении здоровья, научили получать радость от активного здорового отдыха, подвели воспитание к самовоспитанию, т.е. способствовали выполнению поставленных целей и задач проекта. Теперь девиз нашего класса и коллектива родителей – «Здоровый образ жизни – это жизнь с  УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!»

Дальнейшее развитие проекта:

обмен опытом с коллегами;

презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: «Здоровье – главная ценность в жизни»

Литература

Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.сост.Н. В. Лободина, Т.Н. Чурилова-Волгоград: Учитель, 2018

Обухова Л. А. Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2019

 Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю. В. Науменко.- 2-е издание, исправленное и дополненное-М.: «Планета», 2019

Попов С. В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) – СПб, Союз, 2017

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2013 .

Бабенкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? — М. : Вентана-Граф, 2012.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ»Чувашия, Батыревский  район...

Мое здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства!

МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» Чувашия, Батыревский район Выполнила работу: Вахитова Чулпан Илдаровна, старшая вожатая, учитель начальных классов Мое здоровье – богатство нации, здоро...

Здоровая нация - процветание России. А ты готов к труду и обороне?

Данный классный час проводится в форме  интерактивной беседы по теме "Что такое ГТО?" Работа в группах, используются   игровые элементы, загадки и  песня "Если хочешь бы...